Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы специальных интересов




В условиях демократического государства все граждане являются избирателями, участвующими в выборах и референдумах и, тем самым, определяющими направления государственного принуждения по отношению к производству, распределению и потреблению общественных благ. Набор альтернатив, из которых гражданин осуществляет свой выбор, складывается из перечня ответов на вопросы референдума или списка кандидатов на выборные посты с соответствующими программами.

По отношению к государству любой гражданин выступает, с одной стороны, налогоплательщиком, а с другой стороны, получателем общественных благ и/или выгод от выполняемых государством экономических функций. Альтернативами выбора в этих ситуациях становятся его собственные действия, следующие как ответ на меры, предпринятые государством, т.е. избиратель голосует так, чтобы выиграть при уплате налогов и получении выгод.

При формировании альтернатив общественного выбора, а затем и политического курса, избиратели взаимодействуют с политиками. Политики принимают на себя миссию выработки альтернатив развития как государства в целом, так и общественного сектор а, либо пакетов социально- экономических целевых программ, их конкретизацию, а также информирование о них своего электората. Цель любого политикаполучить максимальное число голосов избирателей, обеспечивающее победу на выборах.

Альтернативы развития общественного сектора формируются и обсуждаются не только избирателями и политиками. Значительное участие и соответствующее влияние на процедуру принятия решений оказывают чиновники, т.е. государственные и муниципальные служащие, имеющие чин, служебное звание.

 

Степень влияния чиновников зависит от их положения в иерархии аппарата управления, уровня профессионализма, доступа к информации, личных интересов и др. Безусловно, статус чиновника в иерархической структуре предопределяет степень его влиятельности.

Уровень профессионализма современных чиновников обусловлен в значительной степени его профессиональной подготовкой, о которой свидетельствуют документы, подтверждающие полученное специальное образование, а также наличие стажа и опыта работы. Бисмарку приписывают следующее высказывание: «С плохими законами и хорошими чиновниками можно жить, но с плохими чиновниками не помогут даже хорошие законы».

Рациональное поведение чиновника связано с реализацией решений, обусловленных общественным выбором. С другой стороны, чиновник, как индивид, максимизирует собственное благополучие, связанное с сохранением должности, служебным ростом, общественным и социальным престижем, что создает предпосылки для консерватизма, преобладанию ведомственных, аппаратных интересов над общественными.

Чиновники, в силу своего служебного положения, располагают информацией, необходимой для принятия и реализации решений, предопределенных общественным выбором. Доступ к этой информации обычно ограничен как для избирателей, так и для политиков, либо связан с соблюдением целого ряда формальностей. На практике часто возникают ситуации, когда чиновники манипулируют информацией, возможностями доступа к ней, процедурой принятия решений в своих интересах.

Владея информацией, будучи заинтересованными и способными оказывать давление в пользу уменьшения напряженности заданий и увеличения допустимых затрат на их решение, чиновники формируют тенденцию к относительной неэффективности общественного сектора.

Информация об общественном благе сама является общественным благом. Если ее поставку не обеспечивает государство, рациональным для индивида может быть отказ от поисков такой информации, даже если затраты на получение этой информации способны окупиться. Иному поведению препятствует, с одной стороны, проблема безбилетника, с другой – необходимость согласовывать свои решения с решениями других людей с несхожими предпочтениями.

Пассивное отношение к сбору информации, существенной с точки зрения общественного выбора принято называть рациональным неведением.

Чиновник, максимизирующий собственное благополучие путем манипуляции своим служебным положением, становится бюрократом. Бюрократ – человек, который привержен к бюрократизму, т.е. канцелярщине, пренебрежению к существу дела ради соблюдения формальностей.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. С. 63,

Бюрократия не избирается, а назначается, имеет свой экономический интерес, ищет пути максимизации собственной полезности.

Бюрократия, как экономическое явление, во-первых, не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, во-вторых, извлекает часть своих доходов от источников, не связанных с продажей результатов своей профессиональной деятельности.

Благосостояние бюрократии складывается под влиянием многих факторов, в т.ч. объемом контролируемых ресурсов, численностью подчиненных, что стимулирует повышенный спрос на объем и структуру общественных благ, рост масштабов общественного сектора и его монополизацию.

Преимущества в доступе к информации, владение технологиями управленческих процессов и отсутствие конкуренции позволяют бюрократии усиливать свое влияние, что негативно сказывается на качестве принимаемых решений, увеличивает общественные расходы и снижает их эффективность.

В ходе общественного выбора отдельные лица или организации, имеющие интенсивные достаточно однородные предпочтения, объединяются в группы специальных интересов. Для подобных групп представляется весьма важным добиться одобрения таких решений, которые являются коллективным благом, что осуществляется посредством лоббирования. Принятие решений и претворение их в практическую деятельность в условиях представительной демократии связано с затратами времени и средств для получения необходимой информации, что даже для заинтересованного рядового избирателя трудоемко и дорогостояще.

У избирателей, чьи интересы сконцентрированы, например, на получении льгот, квот на производство товаров или услуг, государственных заказов и т.п., имеют больше возможностей для объединения усилий с целью влияния на представителей государственной и муниципальной власти.

Организованные группы специальных интересов имеют возможности компенсировать затраты, связанные с давлением на законодателей и чиновников, поскольку полученные выгоды концентрируются внутри группы, а издержки распределяются по всему сообществу. Использование средств массовой информации, митингов, демонстраций, публичных выступлений, коллективных писем, телеграмм и др. для оказания влияния на представителей законодательной и исполнительной власти с целью принятия выгодного для конкретной группы избирателей политического решения составляет суть лоббизма.

Лоббистская деятельность связана с перераспределительными процессами, которые чаще всего ведут к неэффективным затратам и замедлению экономического роста. Перераспределение ресурсов в интересах заинтересованных групп ставит целью получение от властных структур эксклюзивных прав и преимуществ и принимает форму погони за рентой.

Разработанная Г.Таллоком и Э.Крюгер теория политической ренты позволила сформулировать следующее определение: поиск политической ренты – это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Взаимодействие экономических агентов (например, предпринимателей или иной группы специальных интересов) с чиновниками в подобных ситуациях направляется на получение исключительных преимуществ, при этом принудительная сила государства используется в частных интересах.

Чиновники, в свою очередь, могут оказаться заинтересованными в получении материальной выгоды не только за счет общества в целом, но и за счет особо заинтересованных частных лиц. Политики могут быть заинтересованы в принятии решений, которые принесут им популярность, но окажутся экономически неэффективными.

Суть политической ренты состоит в направлении властных полномочий на искусственное ограничение конкуренции и смещение ее из рыночной среды в сферу воздействия на государство. Нерациональность затрат возникает вследствие перераспределения ресурсов из экономической области (производство, распределение и потребление общественных благ) в политическую сферу (на финансирование политических партий, лоббирование и т.п.).

Несовершенство политического рынка, взаимозависимость и взаимообусловленность экономических и политических факторов, проявляется в формировании так называемого административного ресурса. Административный ресурс представляет собой, с одной стороны, накопленную политическую ренту вследствие ее присвоения, а с другой стороны, - это потенциал политика, позволяющий ему получать политическую ренту в будущем

Политические факторы, формирующие административный ресурс, создают барьеры для входа на политический рынок, чем ограничивают там политическую конкуренцию. Неконкурентный политический рынок порождает административный ресурс, который фактически проявляется в своеобразном монополизме, сигнализирующем о себе числом выдвинутых на очередные выборы кандидатов, исключением из конкурентной борьбы наиболее значительного кандидата, переносе срока проведения выборов на более удобное время и т.п.

Административный ресурс создает не только политический, но и экономический монополизм. Об этом может свидетельствовать предоставление налоговых и иных льгот, ослабляя тем самым экономическую конкуренцию, создавая предпосылки для сращивания административно-управленческого аппарата с предпринимательством и олигархами.

Преодоление монополизма и поддержка политической конкуренции возможны путем установления четких конституционных рамок деятельности государства.

В условиях плюрализма мнений, позиций, интересов, многообразия экономических, социальных, этнонациональных групп лоббизм может приобретать как негативные, так и позитивные черты. Негативные аспекты лоббизма проявляются в узкокорыстных интересах отдельных групп, игнорирующих морально-этические нормы, способных для достижения своих целей использовать любые, в т.ч. противоправные средства.

Позитивные черты присущи цивилизованному лоббизму, который может рассматриваться в трех аспектах:

- как социальное явление;

- как вид политической деятельности;

- как форма политической организации заинтересованных лиц.

Цивилизованный характер лоббизму придает его соответствие действующему законодательству (если таковое имеется), а скрытый, замаскированный лоббизм чаще всего создает предпосылки коррупции.

Лоббизм, как социальное явление, представляет собой деятельность по выявлению и представлению в органах законодательной и исполнительной власти интересов определенных общественных и социальных групп с использованием соответствующих методов и технологий с целью принятия решений в интересах лоббирующей группы.

Как вид политической деятельности лоббизм – это система разнообразных организаций (в т.ч. предпринимательских, профессиональных, религиозных, культурных и т.п.), члены которых действуют, официально не претендуя на преследование своих интересов, а лишь ограничиваются давлением на властные структуры политических партий, которые ориентированы на завоевание власти).

Степень влияния лобби зависит от численности и состава организации, ее экономических возможностей, общественной популярности. Этот вид цивилизованного лоббизма в большей мере соответствует структуре гражданского общества, поскольку способствует усилению внимания общественности и государства к наиболее острым социально-экономическим проблемам.

В смешанной рыночной экономике лоббизм отражает экономические интересы различных заинтересованных предпринимательских, профессиональных, общественных групп по поводу принятия законодательно-правовых актов, выделения кредитов, дотаций, лицензирования и т.п. К этой форме лоббизма наиболее часто прибегает предпринимательство, отстаивая свои деловые и профессиональные интересы. Усиление политической активности бизнеса проявляется также в том, что создаются представительства (например, торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и др.), которые оказывают влияние на формирование экономической политики государства, спонсируют избирательные кампании, предоставляют достоверную информацию о рыночной конъюнктуре и для разработки прогнозов социально-экономического развития и т.п.

В зарубежной и отечественной практике предпринимаются меры законодательно-правового характера, по направлению лоббизма в цивилизованное русло, для чего определяется правовой статус лоббистов, институционализируется лоббистская деятельность для предотвращения коррупции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.