Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговое обязательство 3 страница




Но для налогового органа есть выход –

Субститут выхода может быть уже сейчас – налоговый орган может представить новые доказательства в суде. Т. е. принять документы налогоплательщика, принять решение, а дальше собирать доказательства для суда, если будет обжалование. Как собрать доказательства? НК связал налоговый орган по рукам и ногам, но налоговый орган может как сторона в процессе может ходатайствовать о содействии суда в сборе доказательств.

Следующая стадия – рассмотрение материалов проверки. Прежде всего надо заметить, что НК разделяет функции обнаружения правонарушения и функции рассмотрения дела и привлечения к ответственности. Если выявление правонарушения – это функция должностных лиц налогового органа, которые специально уполномочены решением руководителя налогового органа, то рассмотрение дела – это функция руководителя налогового органа или заместителя руководителя. И уже акт, который вынесен будет руководителем будет правоприменительным. А акт налоговой проверки не является правоприменительным – это протокол источник информации, но не правоприменительный акт, т. к. в нем не содержится резолюции о применении последствий к налогоплательщику.

Рассматривает руководитель или заместитель руководителя налогового органа, который проводил проверку. Срок – 10 дней с момента истечения срока, установленного для представления возражений.

О рассмотрении материалов налоговой проверки обязательно предварительно уведомляется налогоплательщик. Конкретного срока закон не устанавливает, но это обязательное условие об обязательном уведомлении закон выдвигает и если дело будет рассмотрено в отсутствие налогоплательщика, не уведомленного о рассмотрении влечет отмену решения без исследования вопроса о его обоснованности. Если уведомление отправляется заказным письмом, то оно считается полученным на 6 день после отправления.

Руководитель налогового органа в рамках этого полного производства имеет очень важное полномочие – он может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. В таком случае наступает факультативная стадия. Перечень дополнительных мероприятий определен законом – истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц, допрос свидетеля, назначение экспертизы. Почему закон ограничивает Почему круг дополнительных мероприятий ограничен – для того, чтобы они не переросли в повторную налоговую проверку. Эти мероприятия могут быть проведены только с целью проверки обстоятельств того налогового правонарушения, которое отражено в акте проверки. Они не могут использоваться для установления новых налоговых правонарушений.

Эти дополнительные мероприятия, поскольку они не являются налоговой проверкой, никакого акта о результатах этих дополнительных мероприятий закон составлять не требует. Хотя на практике их составляют. Для чего – закон требует ознакомить налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий.

Завершается рассмотрение дела вынесением решения. Вынесение решения – это не отдельный этап, это завершение этапа рассмотрения материалов. Дополнительные мероприятия – это факультативный этап, который может разделить этап рассмотрения дела. Закон предусматривает возможность продлить на месяц стадию рассмотрения материалов в т. ч. в связи с назначением дополнительных мероприятий.

Решение может быть одно из двух – о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности.

Закон не требует оглашения этого решения непосредственно в том заседании, где руководитель рассматривает материалы, поэтому рассмотрение завершается вынесением решения, но само это решение может быть составлено спустя какой-то срок после рассмотрения в заседании. Главное, чтобы это решение было направлено налогоплательщику. Ст. 101 устанавливает строгие требования, которые устанавливаются для содержания решения.

Коль скоро налоговая проверка как правило связана с проверкой исполнения имущественной налоговой обязанности, то в том же решении указывается на сумму недоимки и начисленных пени, причем такое указание на размер недоимки и пени может содержаться как в решении о привлечении к ответственности, так и в решении об отказе в привлечении к ответственности. Дело в том, что налогоплательщик привлекается к ответственности при наличии состава налогового правонарушения. А обязательным признаком состава налогового правонарушения является вина. А для взыскания недоимки и пени вина не является обязательным условием.

Если рассмотрел материалы заместитель руководителя по фамилии Петров. Затем он заболел и решение налогового органа было вынесено другим заместителем руководителя было вынесено иным заместителем по фамилии Сидорова. С точки зрения правовых ценностей здесь нарушается? Процесс рассмотрения, заседание проводится для того, чтобы их восприняло лицо, которое выносит решение. Здесь нарушается такая ценность как право на защиту, поскольку это право реализуется не перед тем лицом, которое принимает решение о привлечении к ответственности. Налогоплательщик должен иметь возможность передать свои доводы и возражения тому лицу, которое будет выносить решение.

Закон – он не запрещает и не позволяет осуществить такую замену. Нужно исходить из принципа, действующего в публичном праве, что прямо не разрешено – запрещено

Вынесение решения – это составная часть этапа рассмотрения. Закон говорит о должностном лице, рассматривающем материале.

А что делать со сроками, если должностное лицо не может в установленный срок вынести решение. Срок вынесения решения не является пресекательным и не прекращает саму процедуру рассмотрения дела. И нарушение этого срока не будет являться основанием для отмены решения.

Применительно к полному производству закон предусматривает следующую стадию – стадия апелляционного обжалования.

Слово апелляционная жалоба недавно появилось в НК и именно в таком специфическом смысле как жалоба на невступившее в силу решение налогового органа. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 дней. В течение этого срока решение не вступает в силу. Апелляционая жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот налоговый орган, который рассматривал дело. Логика – чтобы передать жалобу вместе с материалами дела, кроме того, инспекция должна отложить момент вступления в силу решения.

Недостаточно четко урегулирована процедура рассмотрения апелляционной жалобы. Закон не говорит о том, участвует ли налогоплательщик в рассмотрении апелляционной жалобы. Судебная практика рассматривает это как квалифицированное умолчание законодателя. Поэтому налогоплательщик не вправе требовать того, чтобы его допустили к участию в рассмотрению (соответственно, извещали о рассмотрении).

Возможные решения по итогам рассмотрения апелляционных жалоб:

1. Оставить без удовлетворения

2. Отменить или изменить решение налогового органа и принять по делу новое решение. Что значит новое решение? Вопрос – а если вышестоящий налоговый орган рассматривая жалобу приходит к выводу, что при первоначальном рассмотрении в инспекции какие-то обстоятельства вообще не получили должной квалификации как налоговое правонарушение. И в результате ему оказывается доначислить недоимку.

Вышестоящий налоговый орган, если он видит, что нижестоящий налоговый орган допустил нарушение закона, он должен отменить это решение (причем даже если оно не обжаловалось). Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает возможности несколько раз подавать апелляционную жалобу (сначала в одной части, потом – в другой части), т. е. нельзя обратиться повторно с апелляционной жалобой на то же решение. Апелляционная жалоба является только поводом к проверке решения в полном объеме. Недопустимость поворота к худшему – такой нормы в НК нет и судебная практика нашла вот какой выход – исходя из того, что все таки при рассмотрении апелляционной жалобы налоговый орган выполняет функцию защиты права налогоплательщика и если бы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы решение можно было бы изменить в худшую для налогоплательщика сторону, это нарушало бы право на защиту. И налогоплательщик находился бы под угрозой того, что его апелляционная жалоба повернется против него.

Если вышестоящий орган видит, что решение, которое обжалуется, основано только на частичном исследовании обстоятельств, он должен доначислить налоги не в рамках рассмотрения жалобы, а путем назначения повторной налоговой проверки.

До рассмотрения апелляционной жалобы решение не приводится в исполнение и возникает угроза сокрытия активов. Чтобы этого не происходило, предусмотрены обеспечитьельные меры, причем выстраивается некоторая последовательность – это запрет на отчуждение имущества, т. е. форма, которая предполагает, что имущество остается во владении налогоплательщика, но он не может им распоряжаться. Если такого имущества на сумму недоимки недостаточно, в таком случае может использоваться приостановление операции по счетам, кроме того, налогоплательщик может представить банковскую гарантию, поручительство как способы исполнения решения налогового органа.

Решение вступает в силу либо в случае истечения 10 дневного срока, а жалоба не подана, либо когда вышестоящий налоговый орган принимает решение по апелляционной жалобе.

Как происходит обращение решения к исполнению – смотри исполнение налоговой обязанности. Процедура взыскания задолженности единая, она не дифференцируется в зависимости от того, взыскивается ли недоимка, пени или штраф.

Сокращенное производство – исключены дополнительные мероприятия налогового контроля, решение вступает в силу немедленно, т. е. нет обязательной процедуры апелляционного обжалования + некоторые сроки сокращены – налоговый орган не может продлить на месяц процедуру рассмотрения материалов, не 15 дней, а 10 дней на представление возражений..

С 1 января 2012 года появилась новелла, касающаяся проверки цен в сделках, которые заключают налогоплательщики (см. правила трансфертного ценообразования). И в этих положениях есть нормы, касающиеся и налогового контроля, и производства. Особенность заключается в том, что наряду с камеральными и выездными проверками появилась третья разновидность – проверка правильности применения цен для целей налогообложения. Такую проверку вправе проводить только сама AYC/ правила проведения такой проверки скопированы со ст. 89 – выездная налоговая проверка. Отличается только предмет проверки. А производство – по правилам, аналогичным ст. 101 НК РФ. В связи с этим вопрос – а апелляционное обжалование (жаловаться то некуда), а когда вступает в силу решение? Видимо нужно сказать, что правила, аналогичные ст. 101 – это не правила, предусмотренные ст. 101 и нужно применять эти правила только при регулировании сходных отношений.

На семинарах особо обратить внимание на тему ответственность. Правда преимущество в том, что эта тема достаточно стабильна, изменения носят декоративный характер. Поэтому с ней можно познакомиться в целом с помощью УМК.

 


[1] Любопытно, что в ст. 4 запрещается, но есть ряд случаев, когда именно налоговой службе предписывается принять тот или иной акт (форма решения по результатам налоговой проверки, форма требования об уплате налога и целый ряд других случаев).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.