Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль церкви в современном обществе




Роль церкви в буржуазном обществе

Каноническое право в феодальном обществе

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

В классовом обществе религия всегда находилась на службе господствующих эксплуататорских классов. Это не было случайностью. Религиозные организации сами, как правило, выступали в роли собственников, эксплуататоров. В. И. Ленин писал, что каждое эксплуататорское общество нуждается в выполнении двух социальных функций: функции палача и функции попа. Первую из этих функций выполняет государство, вторую — религиозные организации. Между ними устанавливается тесная связь, вытекающая из общих целей сохранения эксплуататорских порядков. Конечно, в истории ряда стран были временные конфликты между государством и церковными организациями. Эти конфликты были связаны с борьбой за власть, с дележом богатств, но они всегда отходили на второй план, если возникала необходимость совместных действий против эксплуатируемых.

Религия в современном обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство белорусов так или иначе осознают себя православными.

В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге – православия, как отмечает Ю.А.Дмитриев, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения.

В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека.

Церковь становится активным участником гражданского общества, где важна инициатива именно граждан, а не государства. Церковные приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и всевозможные объединения при храмах – все это может и должно вливаться в гражданское общество.

В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать как в достижении земной пользы, так и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Современное социальное государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей – различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека.
Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать «правила игры», устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

 

Литература

 

1. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 448 с.

2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 320 с.

РАЗДЕЛ 3.

Тема 8: Нормы права.

 

8.1. Понятие правовой нормы, её признаки.

8.2. Содержание нормы права.

8.3. Структура правовой нормы.

8.4. Виды правовых норм.

8.5. Основания классификации правовых норм.

8.1. Понятие правовой нормы, её признаки.

Норма права -общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие признаки:

- норма права непосредственно исходит от государств или санкционируется им. Т.е. любой стандарт поведения может рассматриваться в качестве правового лишь в том случае, ели он установлен или признан компетентным государственным органом и взято ими под свою защиту.

- норма права представляет собой государственно-властное веление.

- норма права охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принудительного воздействия.

- норма права – общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами. Она предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий. Она носит общий характер, выступает в качестве равной, одинаковой меры поведения для каждого субъекта права, который оказывается в сфере ее действия.

- норма права обладает качеством формальной определенности. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правового акта или иного официального источника права.

- действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Правовые нормы могут регулировать поведение людей, будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на волю своим властным содержанием (волевой момент). Кроме того, правовая норма, как и право в целом, выражает волю государства.

- она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.