Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая хар-ка источников ЗП РФ




Субъекты ЗП РФ

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 


На основе источников права формируется вся система земельного законодательства. Законы и другие нормативные правовые предписания во всяком государстве, в том числе в Российской Федерации, обусловлены существующими социально-экономическими и политическими основами жизни общества, его государственного строя. Поэтому возникновение правовых норм находит свои побудительные мотивы в запросах практики, в социально-экономических ожиданиях граждан. Объективно проявляющие себя требования общества о продовольственной безопасности и благоприятной окружающей среде имеют определяющее значение для источников земельного права. Они в теории права называются источниками права в материальном смысле слова в отличие от источников в формально-юридическом смысле, когда право приобретает форму нормативного правового акта.

Закон. Другие акты как источники права – не субъективное, стихийное явление, а результат серьезной нормотворческой деятельности российского Парламента – Федерального Собрания, других государственных органов, органом муниципальных образований, широкой общественности. Наспех принятый, не востребованный обществом закон обречен на бездействие. Поэтому разработка и принятие любого нормативного правового акта – сложная, многоэтапная процедура (начиная от законодательной инициативы до экспертизы уже разработанного акта и последующего его принятия компетентным государственным органом).

С изменением социально-экономических условий жизни общества возникает необходимость изменения действующего земельного законодательства. Правила поведения, нормы права, облеченные в форму того или иного нормативного правового акта, становятся реальными источниками права. Поэтому когда говорят об источниках права в юридическом их понимании, имеют в виду не саму нормотворческую деятельность государства, обусловленную материальными потребностями жизни общества, и не факторы, служащие причиной возникновения и развития правовых норм, выражающих волю законодателя. Под источниками права в юридическом смысле понимаются различные формы закрепления результатов нормотворческой деятельности государства, то есть сами нормативные акты, в которых официально провозглашаются правовые требования и нормы. Выраженные в этих формах правовые положения, нормы, правила, действующие в сфере землепользования, приобретают общеобязательный характер. Исполнение их обеспечивается силой государственного воздействия, иногда угрозой наказания за нарушение правовых требований.

Источники права, регулирующие земельные отношения, по своей юридической силе могут быть прежде всего подразделены на законы и подзаконные акты.

В строго юридическом значении закон – это такой нормативный правовой акт, который принят в особом порядке высшим представительным органом государственной власти – Федеральным Собранием, его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой. Эти нормативные акты принимаются по важнейшим, основным вопросам жизни государства, в том числе по проблемам регулирования земельных отношений, и обладают высшей юридической силой по отношению к актам иных государственных органов, в том числе законодательных актов субъектов Федерации.

По юридической силе правовых норм законы можно разделить на два вида: конституционные и федеральные (обычные). К первому виду законов относятся Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, а также законы, изменяющие и дополняющие те или иные положения Конституции. Обычные федеральные законы издаются на основе и в развитие конституционных. Отличие федеральных конституционных законов от обычных состоит в том, что первые принимаются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ). Обычные законы принимаются простым большинством голосов, то есть, чтобы закон был принят, за него должно быть подано 50% голосов плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации.

Нормативные правовые акты, именуемые подзаконными, должны издаваться на основе законов, во исполнение их и не противоречить им. Это – указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, указания, приказы и инструкции министерств, комитетов, ведомств, а также решения, постановления и распоряжения местных органов власти и управления по вопросам земельного права.

Источниками земельного права могут быть также правовые нормы, содержащиеся в других, кроме названных нормативных актах – гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового. Так, общее правило гражданского законодательства о полном возмещении вреда, причиненного субъекту права неправомерными действиями, распространяется при соответствующих ситуациях и на земельные отношения; нормы трудового законодательства, содержащие требования о рациональном использовании и охране земель, являются одновременно и нормами земельного законодательства[2].

Важное значение для правоприменительной практики имеют постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения земельного и другого законодательства при рассмотрении различных спорных вопросов.

Для того чтобы весь обширный нормативный материал земельного права был легко обозрим и доступен для понимания, он подвергается систематизации. При этом обеспечивается устранение пробелов, противоречий и создание ясных, понятных народу законов.

Систематизация нормативных правовых источников права – достигается двумя основными способами: инкорпорацией и кодификацией.

Инкорпорация земельного законодательства – это такая систематизация правовых норм, при которой их содержание и форма не меняются, но подвергаются внешней обработке – объединяются и располагаются в определенном, более удобном для практического применения порядке.

В одних случаях расположение нормативного материала производится по хронологии их издания, в других – в алфавитном порядке, в третьих – тематически, по предмету регулирования, то есть все нормативные акты, регулирующие определенную область земельных отношений, объединяются в одну группу. При этом в первоначальный текст закона вносятся последующие изменения, исключаются статьи и пункты, утратившие силу, имевшие временное значение, и т.п. Но во всех этих случаях правовые нормы, входящие в нормативные акты, остаются без изменения.

Кодификация земельного законодательства – такая переработка нормативного материала, при которой устраняются пробелы и противоречия в законодательстве, отменяются устаревшие и создаются новые правовые нормы.

В результате кодификации происходит формирование единого, логически и юридически цельного нормативного акта на основе единых принципов и практических задач, стоящих на данном этапе развития общества. Итогом кодификации является создание таких крупных сводных нормативных актов как Земельный кодекс, Федеральный закон «об охране окружающей среды», Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.