Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное право определяется как сфера пересечения частного и публичного права, их взаимодействие порождает социальное право. 10 страница




--------------------------------

<1> См.: Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 115.

<2> Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.

<3> См.: Российская газета. 2005. 29 января.

 

К политическим предпосылкам, определяющим новацию отрасли права социального обеспечения, относится и реализация в правовой системе принципа федерализма как важнейшего политического принципа, определяющего основы государственного устройства. Согласно Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, во-первых, определение сферы исключительного федерального правотворчества, которая обычно очерчивается рамочными федеральными законами по основным видам социального обеспечения. Так, в соответствии с Законом "О государственной социальной помощи" (1999 г.) к ведению Российской Федерации отнесено установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ. Закон "О занятости населения" (1991 г.) устанавливает основания и порядок признания граждан безработными и основания и порядок выплаты пособия по безработице, т.е. федеральным законодательством определяются минимальные и обязательные в Российской Федерации нормы социальной и экономической защищенности граждан от безработицы. Иными словами, имеются в виду вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения, которые требуют единообразного решения при руководстве из центра.

Кроме того, совместное ведение в сфере социального обеспечения и социальной защиты означает, что ряд вопросов должны находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований, поскольку федеральный законодатель отнес их к ведению названных субъектов. Тому могут служить две основные причины: необходимость учета региональных и местных особенностей и (или) необходимость в консолидации усилий, в том числе финансовых средств, центра и регионов, муниципальных образований. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом устанавливают государственные стандарты. Согласно Закону "О занятости населения" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают временную занятость населения путем организации общественных работ. Кроме того, субъекты РФ вправе также устанавливать условия и порядок выплаты пособия по безработице, усиливающие социальную защиту граждан. На основании Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении" (2001 г.) субъектам РФ предоставлено право устанавливать условия назначения пенсии государственным служащим этих субъектов и т.д.

К сфере регионального и местного нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К этим вопросам относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.

Таким образом, разграничение сфер исключительной и совместной компетенции Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов должно обеспечить комплексную социальную защиту населения. При этом распределение и перераспределение социальных функций между федеральным, региональным и местным уровнями должны подкрепляться соответствующими источниками финансирования в рамках бюджетной системы РФ. Источниками финансирования тех или иных видов социального обеспечения соответственно выступают государственные бюджеты (федеральный и субъектов РФ) и местные бюджеты. Нарушение принципа сбалансированности социального обеспечения по уровням его регулирования (федеральный, региональный и местный) неизбежно повлечет социальное неравенство. Яркий пример - реализация упомянутого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который вызвал "поток" обращений граждан в Конституционный Суд РФ. Сама по себе идея переноса центра тяжести распределения форм социальной помощи населению с федерального уровня на региональный вполне обоснованна исходя из адресности этого вида социального обеспечения и учета уровня жизни, условий, сложившихся в данном регионе. Конституционный Суд в этой части особо подчеркнул, что при переходе к новому правовому регулированию мер социальной поддержки (от федерального уровня к региональному) должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты прав и свобод граждан, гарантий их социальной защищенности, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для надлежащего осуществления субъектами РФ мер социальной поддержки <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определение КС РФ от 1 декабря 2005 г. N 462-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

 

Между тем процесс реформирования государственного управления и разграничения полномочий федерального центра и регионов не завершен. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <1> введен новый механизм передачи полномочий Российской Федерации в сфере занятости органам государственной власти субъектов РФ, однако с условием, что эти полномочия так и остаются полномочиями Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (Ч. 1). Ст. 21.

 

Отмеченные социально-экономические и политические предпосылки обусловили в совокупности и новые современные подходы к определению функций отрасли, ее предмета, метода, источников права и иных системообразующих факторов.

 

8.2. Социальное назначение и функции права

социального обеспечения: светские и религиозные аспекты

 

Социальное назначение права социального обеспечения. Проблема обеспечения нетрудоспособных и обездоленных стоит перед любым обществом и государством независимо от его уровня экономического и культурного развития. В социалистической командной экономике не только производство, но и распределение социальных благ осуществлялось государством на плановых и уравнительных началах. Именно такой являлась сформированная в советском обществе единая государственная система социального обеспечения, которая обеспечивала всех граждан пенсиями, пособиями, социальными услугами, а также бесплатной медицинской помощью и бесплатным образованием. Западные ученые констатировали, что социалистическое государство обеспечивало всех своих граждан предметами первой жизненной необходимости (питание, жилье, здравоохранение, образование и др.). Система централизованного государственного планирования производства смогла обеспечить высокие темпы роста экономики. В то же время за этот успех было заплачено высокой ценой с точки зрения уровня жизни, который был значительно ниже по сравнению с другими промышленно развитыми странами, европейскими жизненными стандартами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 762 - 763.

 

В экономике свободного рынка государство не играет определяющей роли в распределительной сфере. Но в таких государствах, как отмечают западные экономисты, распределение дохода, порождаемое свободными рынками, не отвечает этическим требованиям справедливости или честности, "рыночная система - это бесстрастный механизм, она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть справедливое распределение". Исключительно индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов <1>.

--------------------------------

<1> Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 279.

 

На практике современные государства вовлечены в широкомасштабное перераспределение доходов (валового внутреннего продукта), причем, вмешиваясь в этот процесс, государство распределяет доходы с учетом обеспечения гражданам насущных благ. При этом под насущными благами понимаются блага, обеспечивающие достойное существование, которые люди должны получать и потреблять вне зависимости от их доходов. Насущные блага обычно включают здоровье, кров, еду, образование. Забота государства о насущных благах предопределяет вмешательство в распределение доходов через систему налогообложения и государственного социального страхования. В рамках обязательного социального страхования выплаты предоставляются только тем, кто делал отчисления в прошлом, но эти выплаты не равны в точности величине прошлых вкладов, поэтому названная система фактически перераспределяет доходы, выравнивая имущественное положение людей. Эти социальные выплаты считаются заработанным правом и не несут на себе отпечатки государственной благотворительности. Из государственного бюджета (общих налоговых поступлений) оказывается социальная помощь тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на иждивении. В этом состоит экономическая сущность социального обеспечения.

Правовая форма социального обеспечения облекается в право на существование, а с учетом уровня удовлетворения социально значимых потребностей - право на достойное существование, а в современном звучании - право на социальное обеспечение как одно из основных прав человека в социальном государстве.

Социальное назначение права социального обеспечения: религиозный аспект. Как уже неоднократно указывалось, первоначально благотворительность и общественное призрение почти всецело покоились на религиозной основе. Со временем светская составляющая приобретала все большее значение, но роль религии и морали осталась существенной. Можно предположить, что социальное назначение права социального обеспечения и сейчас в наибольшей, по сравнению с другими отраслями права, степени определяется религиозными мотивами: идеалами праведной жизни и прощения грехов, личного спасения и воздаяния и др. В религии, как и в морали, говоря словами И. Канта, человек подчинен "только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству" <1>. Таким образом, многое зависит от соотношения этого "собственного" и позитивного законодательства, иерархии в их взаимоотношении. Здесь сталкиваются добровольно-личностные и объективно-универсальные мотивы и полюса человеческой деятельности. Русские ученые, занимающиеся социальной проблематикой и о которых неоднократно упоминалось, в значительной части опирались на христианское учение и его гуманистические идеалы (С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др.). В западной науке данная тенденция также имела место, но в последние полтора века была выражена в меньшей степени. В советский период это было исключено, и в настоящее время можно говорить только о начале возрождения традиций анализа социальной проблематики в связи с проблемами религии и ее этических идеалов <2>. Далее мы будем говорить преимущественно о социальной доктрине христианства, т.к. именно она оказала наибольшее влияние на развитие науки и отрасли права социального обеспечения, ее функции и социальное назначение.

--------------------------------

<1> Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. М., 1965. С. 274.

<2> См., например: Осадчая Г.И., Роик В.Д. Социальные аспекты экономической безопасности России. М., 2006. С. 86 - 98.

 

Примечательно, что идеалы христианского гуманизма оказывали прямое влияние на содержание научных исследований даже по экономической проблематике не только в Средние века и в начале Нового времени, но и в период Новейшей истории. Так, классическая работа французского экономиста Ф. Перру (1903 - 1987) "Экономика XX века" (1969 г.) отвечала не только высокому научному уровню, но и идеалам христианского гуманизма. Его целью было построение "экономики человеческого вида". По мнению французского ученого, "экономика является прогрессивной тогда, когда последствия нововведения распространяются максимально быстро и при минимальных социальных затратах в сети экономических институтов, характер которых становится универсальным". "Экономика для людей" противопоставляется существующей "скупой" экономике. Первая из них предполагает три группы "издержек на человека": борьба со смертностью за рамками рабочего времени (общая медицина); обеспечение минимального уровня физической и интеллектуальной жизни (гигиена, медицинский уход, обеспечение по инвалидности, старости, безработице); предоставление минимума знаний и досуга (прежде всего элементарное образование, минимальный объем досуга и др.). Ради справедливости заметим, что ранее экономическое исследование философско-теологического характера в контексте христианской социальной доктрины провел наш соотечественник С.Н. Булгаков (1871 - 1944) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

 

По мнению выдающегося немецкого философа К. Ясперса, духовные основы современного человечества сформировались примерно за 500 лет до н.э. Он назвал это осевым временем <1>. Российский философ А.А. Гусейнов считает, что примерно в это же время в различных культурах возникло "золотое правило", имеющее впоследствии примерно общую формулировку во всех религиях, но наиболее полно отраженное в Евангелии от Матфея (Мф. 7:12): "Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Данное правило в его всеобщей и обязательной части содержит действительное предписание не только не делать нежелательного, но и "поступать", активно вести себя в отношении других людей <2>. Мы уже отмечали, что главная заслуга И. Канта виделась Б.А. Кистяковскому в переносе христианских заповедей в сферу науки и, в более широком смысле, общественной деятельности: "Не делай другим того, чего не желаешь самому себе" - "Действую так, чтобы правило твоей деятельности посредством твоей воли стало всеобщим законом" и "Люби ближнего, как самого себя" - "Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда употреблялось тобой как цель и никогда как средство" <3>. Любовь и деятельная помощь ближним является проявлением любви к Богу, признанием за другими людьми его образа и подобия: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:37 - 39). Даже если ближние погрязли во зле и их поведение не дает оснований для любви, любовь к ним и служит проявлением любви к Богу и иначе свое отношение к нему выразить нельзя: человек любит Бога через ближних и любит ближних через Бога. Это правило не допускает исключений, а деятельная любовь предполагает действие, результативную помощь нуждающимся в ней (ибо "по плодам их узнаете их" (Мф. 7:16)).

--------------------------------

<1> См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32 и далее.

<2> См.: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 15.

<3> См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 234 - 236.

 

Христианство изначально несло в себе мощные импульсы как идеи труда, так и благотворительности. Непреложным считалось, что хлеб человеку должен доставаться "в поте лица своего", а главные заботы его - "о посеве и жатве". Одновременно среди пороков Садома называется праздность. При этом оценка труда как наказания за грехи очень быстро была замещена его квалификацией как высшей добродетели. В Псалмах прямо выражен идеал труда: "Человек рожден для труда так же, как птица - для того, чтобы летать". Христос и апостолы сами трудились, подавая пример своей пастве. Апогеем идеи труду стали слова апостола Павла: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст". Отсюда почти дословное воспроизведение лозунга радикальными сторонниками социализма: "Кто не работает, тот не ест". Одновременно Ветхий Завет является сплошным кодексом благотворительности, начиная с десяти заповедей и кончая книгой Пророков, псалмами Давида и другими его составными частями. В Нагорной проповеди содержится предписание: "...не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от отца вашего Небесного". Милостыня должна быть в тайне, ибо она касается только подающего, берущего и Бога. Ее подача, наравне с постом и молитвой, стали главным средством индивидуального спасения души.

Поскольку главным импульсом благотворительности было спасение души, то для нее по определению не было никаких пределов. Со временем благотворительность стала носить беспорядочный характер, порождая нищету в еще больших размерах, о чем уже говорилось в предыдущих разделах. Только отдельные духовные авторитеты возвысили свой голос против подобного губительного порядка вещей. Так, Василий Великий (330 - 379) был категоричен: "Кто дает свои деньги первому попавшемуся бродяге, тот все равно что кидает их собакам". Это был один из первых страстных призывов к "зрячей" помощи действительно бедным. Он организовал первое в истории благотворительное учреждение, "деревню помощи и сострадания", где оказывалась помощь нуждающимся больным и инвалидам. Это послужило примером для создания больниц и приютов для нетрудоспособных бездомных, общественных мастерских, где бедняки могли бы заработать себе на хлеб своим трудом. Не будет преувеличением констатировать, что здесь мы имеем дело с зачатками идеологии помощи нетрудоспособным бедным путем общественного (публичного) призрения, а трудоспособным - путем предоставления работы.

Среди всех христианских конфессий наибольшее развитие социальное учение получило в рамках официальной Римской католической церкви, для которой самыми авторитетными источниками считаются папские социальные энциклики. С определенными оговорками это признавалось советскими исследователями <1>. Начало социальной доктрине католичества положила первая социальная энциклика папы Льва XIII "Рерум новарум" ("К новым временам") (1891 г.), получившая развитие в энциклике папы Пия XI (1931 г.). А.Е. Пашерстник не без основания назвал их "энцикликами римских пап по рабочему вопросу" <2>. Всего католическая церковь обнародовала более 10 социальных энциклик. Первую из них (1891 г.) католики считают своей "социальной хартией". В ней жесткой критике были подвергнуты не только социальная несправедливость, но и социальные доктрины, в том числе отрицающие частную собственность: "Чтобы преодолеть это зло, социалисты рассчитывают на зависть бедных к богатым... им кажется, что, передав собственность от частных лиц обществу, они исправят нынешние беды, ибо каждый гражданин будет иметь долю во всем, что ему может понадобиться. Однако предложения эти настолько непригодны, что, если их выполнить, рабочие пострадали бы первыми". В этой энциклике однозначно признавалось право человека на существование: "Долг каждого человека поддерживать свою жизнь; кто нарушает этот долг - совершает преступление. Отсюда необходимо возникает право на получение средств, которыми поддерживается жизнь". Это право напрямую связано с заработной платой: "Плата не должна состоять на таком низком уровне, при котором она не обеспечивает существование воздержанному, добросовестному рабочему" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Великович Л.Н. Церковь и социальные проблемы современности. М., 1964; Григулович И.Р. Папство после Пия IX // Лозовский С.Г. История папства. М., 1986. С. 356 - 377; Двинина Л.И. Проблемы международного христианского синдикализма. М., 1974; Домнич М.Я. Очерки истории христианского синдикализма. М., 1976; и др.

<2> Пашерстник А.Е. К вопросу о понятии вознаграждения за труд рабочих и служащих // Вопросы трудового права. М.-Л., 1948. Вып. 1. С. 128 - 129.

<3> См.: Рерум наварум. 100 лет социального христианского учения. М., 1991.

 

Часть католических ученых Германии и Австрии, авторы так называемых Гайдских тезисов, опирались на учение Ф. Аквинского, который писал: "Хорошему наемному работнику свойственно, чтобы он исполнял работу к выгоде господина; также и мы должны работать для Бога, если мы работаем в винограднике церкви". В социальном учении Ф. Аквинского особое место занимает требование к правителям обеспечить все потребности для блага и жизни, что предполагает обязательное вмешательство государства в проблемы социального обеспечения. Великий мыслитель видел задачу правительства в создании условий для полноценной человеческой жизни <1>. Он опирался на книгу V "Никомаховая этика" Аристотеля и утверждал, что в отношениях между двумя лицами в процессе обмена обе стороны должны получить столько же, сколько они имели вначале. Эти отношения по справедливости всегда есть отношения равенства арифметического или пропорционального. Если добавить сюда отрицание личной власти одного лица над другим, то единственным гарантом справедливости социальных выплат может стать государство через установление определенных стандартов. Даже прибыль виделась Ф. Аквинскому только справедливой платой за работу на благо общества. Естественно, что и распределение этой прибыли должно носить справедливый характер. Крупнейший специалист в области томизма французский философ Э. Жильсон считал, что "в том обществе, которое хотел бы видеть св. Фома (ибо такого общества требует справедливость), обеспечение отдельных семей и всей совокупности граждан благами, необходимыми для жизни, должно быть возложено на лиц, ответственных за хозяйственные вопросы, и на тех, кто занимает общественные должности. В данном случае речь идет не о торговле - понятии исключительно частном, - а об общественном служении. Главное в этом вопросе то, что всякий человек обладает естественным правом на средства, необходимые для существования. Извлекать же выгоду из этого права - значит совершать несправедливость. Поэтому никакой обмен такого рода не должен использоваться как предлог для обогащения" <2>. С очевидность здесь можно увидеть сочетание запрета притязания на помощь со стороны трудоспособных лиц и право на социальную поддержку нетрудоспособных бедняков.

--------------------------------

<1> См.: Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999. С. 241 и далее.

<2> См.: Жильсон Э. Томизм. Т. 1. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., СПб., 1999. С. 391.

 

Неотомист Ж. Маритен (1882 - 1973) утверждал: "Св. Фома учит: чтобы вести нравственную жизнь, чтобы в ходе жизни развивать в себе добродетели, человек нуждается в некотором минимуме благосостояния и материальной обеспеченности. Это положение означает, что нищета в социальном смысле является, как хорошо это видели Леон Блуа и Пеги, разновидностью ада; оно означает также, что социальные условия, которые ставят людей в обстоятельства, вынуждающие грешить и требующие известного героизма от тех, кто хочет жить по закону Божию, следует, рассуждая по строгой справедливости, неустанно разоблачать и стараться изменить" <1>. Другой известный современный философ-неотомист Ю. Бохеньский (1902 - 1995) одним из суеверий считал "моральный эгалитаризм", согласно которому мы несем одинаковые обязательства перед всеми людьми. Опираясь на учение Ф. Аквинского, он считал, что при невозможности помочь всем, первоочередное право на помощь имеют те, кто нам ближе: дети имеют преимущество перед родственниками, родственники - перед соседями, соседи - перед соотечественниками, соотечественники - перед чужеземцами и др. <2>. Этим подводится основа под семейное и общинное обеспечение нуждающихся, а при их недостаточности - под государственную систему социального обеспечения.

--------------------------------

<1> Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999. С. 98.

<2> См.: Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993. (Суеверие "Равенство").

 

О. Цвидинек-Зюденгорст видел в католической доктрине следующие аспекты государственного воздействия на социальные отношения: достижение общего блага, способствование участию рабочих в прибылях предприятий, установление минимального размера заработной платы, достижение справедливости, в том числе в установлении размеров заработной платы и социальных выплат, разграничение между трудом и товаром и законодательная защита интересов личности <1>. В современном понимании в качестве цели христианского католического учения называется построение "социального строя, при котором человек может выполнять волю Бога и вести христианский образ жизни" <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Цвидинек-Зюденгорст О. Теория и политика заработной платы, в особенности исследование вопроса об установлении минимума заработной платы. М., 1905. С. 149 - 170.

<2> Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 19.

 

Вернемся к социальным папским энцикликам. В интересующем нас аспекте наибольшее значение имела энциклика 1931 г., в которой была обоснована "концепция участия". Согласно ей в интересах владельцев капитала и трудящихся прибегнуть к участию рабочих и служащих в собственности предприятия и его прибыли. В этой энциклике был впервые введен в обращение термин "субсидиарность", означавший в официальном переводе Ватикана на русский язык "вспоможение". Здесь впервые можно говорить о понятии солидарности, которая не противопоставлялась милосердию. В свете социальных учений начала XX в. последнее часто сопрягалось с унижением человеческого достоинства или ограничением его прав. В данном случае "субсидиарность" означает предоставление помощи нуждающемуся, оказавшемуся в таком положении по объективным причинам (инвалидность, старость, малолетнее сиротство и др.). Такая помощь не только не должна носить унизительного характера, но и просто является долгом государства и общества.

В социальной доктрине католичества намечен отход от мотивации к труду "экономического человека", движимого "невидимой рукой рынка" к максимальной прибыли, в сторону реализации творческого потенциала человеческой личности, обеспечения для него определенных социальных стандартов. В энциклике папы Иоанна XXIII "Матер э Магистра" ("Мать и наставница") (1961 г.) <1> прямо отрицается отведение рабочим роли молчаливых исполнителей. В энциклике указывается, что надо обеспечить трудящимся активную роль в функционировании предприятия. При этом надо стремиться к тому, чтобы сделать предприятие подлинно гуманным сообществом, глубоко отмеченным духом взаимных отношений, функций и особенностей каждого из его членов. Милость к ближнему рассматривалась уже не только как индивидуальный религиозный долг, но и как акт общественного служения, гармонизирующий всю совокупность общественных отношений. Папа Павел IV в середине 60-х гг. XX в. констатировал, что "мир труда оказывает сегодня решающее влияние на судьбы страны, на жизнь христианского народа".

--------------------------------

<1> Здесь и далее цитаты из энциклик приведены по: Попов Ю. Предприятие в контексте христианского учения // Человек и труд. 1995. N 5. С. 104 - 108.

 

Основы современной социальной доктрины католицизма были сформулированы на Втором Ватиканском Вселенском соборе, который состоялся в Риме (1962 - 1965 гг.). Католическая церковь стала контактировать с профсоюзами и международными организациями. Так, папа Павел IV принял участие в 53-й Генеральной конференции МОТ (1969 г.), где выступил с речью и назвал труд основной предпосылкой человеческого существования, который имеет наивысшее достоинство. Им проводилась мысль о приоритете человека над трудом и проповедовалась идея классового мира труда и капитала, социального сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Труд, право, идеология / Под ред. С.Л. Зивс. М., 1982. С. 20 - 22 (автор главы - С.А. Иванов).

 

Современная социальная доктрина католичества выражена в энциклике папы Иоанна Павла II "Центесимус Аннус" (1991 г.): "Собственность достигается прежде всего трудом и должна служить труду. Если верно, что капитал - понимаемый как совокупность средств производства - является в то же время результатом труда поколений, то тогда также верно, что он создается благодаря труду". Далее Иоанн Павел II уточнял: "Мы предлагаем не систему социалистическую, которая на деле превращается в государственный капитализм, а общество свободного труда, предпринимательства и участия. Такое общество не враждебно рынку, но требует, чтобы общественные и государственные силы должным образом контролировали его, обеспечивая удовлетворение основных потребностей каждого". Христианское социальное учение связывает утверждение солидарности, ставшей ключевым понятием для него в последние 70 лет, не с принятием новых нормативно-правовых актов, а с разработкой определенных нравственных принципов общественных отношений вообще и между работниками, работодателями и государством в частности. При этом существенное внимание уделяется преодолению нищеты, эксплуатации, особенно характерных для стран третьего мира. В энциклике 1991 г. утверждается: "Есть опасность, что распространится радикальная капиталистическая идеология, которая эти вопросы и рассматривать не захочет, считая, что решить их заведомо невозможно, слепо все перепоручая свободным рыночным силам". Таким образом, уже более полувека католическая доктрина признает солидарность людей труда и их борьбу за социальную справедливость как ответ на антисоциальные условия существования наемных работников. Но христианская солидарность основывается не на поиске врагов и борьбе одних против других, а на совместных действиях по решению общих задач. Исходя из того что наемный труд и капитал дополняют друг друга, солидарность между работниками и работодателями является важнейшим условием поступательного социально-экономического развития. В эту схему органически вписываются социальное страхование и социальная помощь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.