Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок привлечения к ответственности выборных лиц МС перед населением. Голосование по отзыву выборных лиц МС




К ответственности перед населением могут быть привлечены:

 

§ депутаты ПОМО

§ члены выборных органов МС

§ выборные д/л

 

Основание наступления ответственности основания отзыва выборных ДЛ.

Это- конкретные противоправные решения или действия/бездействия в случае их подтверждения в судебном порядке. Они устанавливаются уставом МО.

К ответственности перед населением в ее понимании ФЗ не может быть привлечен ПОМО. Итогом привлечения к данному виду ответственности является отзыв выборного лица.

Процедура отзыва устанавливается в уставах МО. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность выборному лицу дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное лицо МС считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

 

Закон 1995 года устанавливал, что основанием для отзыва является утрата доверия. По этому поводу существует постановления конституционного суда от 2 апреля 2002 года по делу Злобина и Хнаева. Согласно правовой позиции конституционного суда, местное самоуправления как публичная власть наиболее тесно связано с населением, этим предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления. Большое значение при отзыве приобретает судебная защита предполагающая возможность установления судом, что то или иное действие отзываемого лица произошло не от его воли, поэтому одной утраты доверия населения для отзыва выборного лица недостаточно.

Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом.

Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц

Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами (ст. 7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного мандата. Императивный мандат жестко связывает позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими поручениями избирателей.

Например, в Челябинской области основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц - неисполнение ими своих служебных обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления.

Под неисполнением понимается систематическое уклонение от осуществления ими своих обязанностей, в том числе уклонение от отчетов перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением депутатских обязанностей понимается систематическое, без уважительных причин, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения приема избирателей, отчетов перед ними, рассмотрения их жалоб, заявлений.

Федеральный законодатель особо оговаривает, что основаниями могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

Не могут служить основанием факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.

Процедура отзыва. Граждане - инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы.

К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.

Установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям законодательства, устава муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, разрешает сбор подписей в поддержку голосования по отзыву.

Процедура отзыва должна обязательно предусматривать возможность депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления представить избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, в том числе в средствах массовой информации.

В случае несогласия с причинами вправе обратиться в суд. Если вопрос об отзыве возбужден в соответствии с требованиями действующего законодательства, представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву. Принятое решение направляется в комиссию муниципального образования по проведению голосования по отзыву.

Комиссии по проведению голосования по отзыву в установленные сроки информируют граждан о работе обеспечивающих голосование комиссий, о составе и времени их работы.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

В случае признания голосования по отзыву несостоявшимся или недействительным повторное возбуждение вопроса об отзыве указанных лиц в Челябинской области, например, может быть осуществлено не ранее чем через 12 месяцев со дня признания голосования по отзыву указанных лиц несостоявшимся или недействительным. Если в результате голосования указанные лица не были отозваны, следующее возбуждение вопроса об их отзыве возможно только по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования результатов голосования. Полномочия главы муниципального образования и иных выборных лиц прекращаются с ноля часов дня, следующего за днем официального опубликования результатов.

После опубликования представительный орган в десятидневный срок назначает новые выборы.

47. Основания и порядок привлечения к ответственности органов и выборных д/л МС перед государством.

Субъектами ответственности:

представительный орган муниципального образования

глава муниципального образования

глава местной администрации.

Общими основаниями ответственности для всех этих субъектов является принятие или издание нормативного правового акта противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, К (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Для главы муниципального образования и для главы местной администрации ответственность перед государством наступает также издания им ненормативного правового акта влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ, и её обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, а также нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Любое из указанных оснований должно быть подтверждено в судебном порядке. После принятия решения судом представительному органу дается 3 месяца, а должностным лицам-2 месяца на приведение правового акта в соответствие с законодательством. Суд вправе сократить или увеличить казанный срок. Если представительный орган или ДЛ не приняли никаких мер по приведению нормативного акта в соответствие с законодательством, указанный факт бездействия устанавливается в судебном порядке. В течение месяца, после вступления в силу последнего решения суда, вдл субъекта вносит в законодательный орган государственной власти субъекта проект закона субъекта федерации о роспуске представительного органа мо. Полномочия представительного органа в данном случае прекращаются со дня вступления в силу закона о роспуске. Если ДЛ не предприняло действий или мер по приведению в соответствие с законодательством нормативных актов, то ВДЛ субъекта издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или местной администрации. Срок в течение которого ВДЛ субъекта издает акт не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда и не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу этого решения. В целях усиления ответственности представительного органа федеральный законодатель закрепил: «если действующий, либо вновь избранный в полномочном составе представительный орган МО в течение 3 месяцев не проводил правомочного заседания, то вдл субъекта вносит в законодательный орган субъекта проект закона субъекта о роспуске представительного органа МО. Факт непроведения заседания должен быть установлен соответствующим, вдл должно внести проект закона в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда. В ПКС от 16.10.97 по делу о проверке конституционности п.3 ст.49 ФЗ №131: возможность досрочного прекращения полномочий- это один из основных принципов определяющих статус органов и выборных ДЛ местного самоуправления. Указанная процедура может применяться, если включает следующие элементы:

-наличие, установленных судом нарушений

-обязательный круг субъектов, решающих этот вопрос

-необходимость судебной процедуры

-наделение законодательного органа власти субъекта правом принимать окончательное решение на основе заключения суда.

Досрочное прекращение полномочий при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерна степени, совершенного нарушения, само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство огв в деятельность местного самоуправления.

 

В целях усиления ответственности представительного органа муниципального образования, а также в целях пресечения возможных срывов заседания законодатель установил дополнительное основание ответственности для представительного органа муниципального образование - это непроведение в течение трех месяцев подряд правомочного заседания. Любое из указанных оснований должно быть подтверждено в судебном порядке. Для этого заинтересованное лицо обращается в суд с заявлением о нарушении законодательства. Суд устанавливает факт нарушения законодательства и устанавливает срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено. Если суд не установил срок, то представительному органу на устранение нарушения дается три месяца, а должностным лицам два месяца. Если указанные лица не устранили нарушение закона в установленный срок, то данный факт снова устанавливается в судебном порядке. По истечению месяца после вступления в силу второго решения суда высшее должностное лицо субъекта РФ вносит проект закона субъекта федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. В отношении должностных лиц высшее должностное лицо субъекта издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. Указанный акт может быть издан не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу второго решения суда. Есть постановление КС РФ от 16 октября 1997 года по делу о проверки конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года. По весьма спорному мнению конституционного суда, возможность досрочного прекращения полномочий это один из основных принципов определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Суд считает, что процедура досрочного прекращения полномочий может применяться если включает элементы принципиального характера:

· наличие установленных судом нарушений как основание возбуждения вопроса,

· обязательный круг субъектов решающих такой вопрос,

· необходимость судебной процедуры

· наделение законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ правом принимать окончательное решение на основе заключения соответствующего суда

Суд постановил, что досрочное прекращение полномочий при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и соразмерно степени совершенного нарушения само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории своего муниципального образования без согласия прокурора субъекта РФ. Они не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в компетенции вышестоящих органов и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения. Выборные должностные лица местного самоуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного органа муниципального образования.

 

 

48. Удаление главы муниципального образования в отставку: основания и порядок

Удаление главы муниципального образования в отставку

 

1. Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа или по инициативе высшего должностного лица субъекта

2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

Основания:

§ Его решение, действие (бездействие) повлекшие просроченную задолженность мо по исполнению своих долговых или бюджетных обязательств, превышающую 30 % собственных доходов бюджетов мо, либо превышающую 40 % бюджетных ассигнований в отсчетном финансовом году.

§ Решение. Действие (бездействие), повлекшие при осуществлении отдельных государственных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств, либо нарушение К и законодательства.

§ Неисполнение им в течение 3-х и более месяцев обязанности по решению вопросов местного значения.

§ Неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом МО по результатам его ежегодного отсчета перед представительным органом данное 2 раза подряд.

§ несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей

3. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

4. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

6. Инициатива высшего должностного лица субъекта оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

7. Рассмотрение инициативы депутатов или высшего должностного лица осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

8. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

9. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

10. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

13. При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

14. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

15. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

16. В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.