КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница. Эволюция территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ
Эволюция территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ КУРСОВАЯ РАБОТА Варіант № 30. Комплексна контрольна робота Викладач Беззубов Д.О. з курсу „ Адміністративне право “ для оцінки залишкових знань студентів
1. Роз’ясніть порядок розгляду звернень громадян.
2. Назвіть ознаки органів виконавчої влади.
3. Тестові завдання:
3.1. Визначіть поняття адміністративного договору: а) двохсторонній акт між громадянами щодо купівлі-продажу автомобілю; б) це угода між суб’єктами виконавчої влади; в) рішення судді щодо застосування адміністративного стягнення за дрібне хуліганство.
3.2. Визначте юридичні факти, з якими законодавчий акт пов’язує виникнення адміністративно-правових відносин: а) скоєння злочину; б) неправильне нарахування зарплати; в) службова атестація співробітника.
3.3. Голова районної ради в межах своїх повноважень видає такий акт управління: а) постанову; б) розпорядження; в) рішення.
3.4. Згідно законодавству України встановлена така кількість категорій посад службовців: а) 7 категорій; б) 5 категорій; в) 3 категорії.
Викладач Беззубов Д.О.
Таблиця відповідей до тестових завдань ККР з адміністративного права.
Викладач Д.О. Беззубов
по дисциплине «Муниципальное право»
Выполнил: студент гр. Б03-411-6зт Соболев Павел Юрьевич Научный руководитель: М.В. Тенсин
Ижевск 2013
Введение. 4 Глава I. Этапы эволюции территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ.. 6 1.1. Первый этап. Территориальные основы местного самоуправления. 6 1.2. Второй этап. Поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления. 7 1.3. Третий этап. Принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 8 1.4. Четвертый этап. Реализация норм, содержащихся в гл. 12 «Переходные положения». 11 Глава II. Принципы территориальной организации местного самоуправления. 15 Глава III. Территориальные основы местного самоуправления в Республике Башкортостан. 21 Глава IV. Преобразование муниципальных образований. 26 Заключение. 29 Список источников и литературы.. 31
Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения. Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства называется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления[1]. В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области, районы, города, городские районы, поселки, территории сельских Советов (они включали одно село или несколько сел). В границах данных административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы государственной власти и государственного управления (начиная с краевых, областных Советов и их исполнительных комитетов до поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов включительно). Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Федерации, которые самостоятельно определяют свое административно-территориальное деление. Края и области в Российской Федерации получили статус субъектов Федерации в 1992 г. после подписания Федеративного договора. Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.[2] Глава I. Этапы эволюции территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ
1.1. Первый этап. Территориальные основы местного самоуправления
Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. Первый этап — с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г. Первоначально органы местного самоуправления в нашей стране создавались и функционировали в границах административно-территориальных единиц.[3] Закон РСФСР о местном самоуправлении в РСФСР, как и Закон СССР об общих началах местного самоуправления, определяя территориальные основы местного самоуправления, исходил из существовавшего административно-территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон допускал также возможность с учетом местных условий и национальных особенностей определение и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском Законе о местном самоуправлении отсутствовало.[4] В соответствии со ст. 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. Закон содержал исчерпывающий перечень административно-территориальных единиц, в границах которых должны были действовать органы местного самоуправления. Он не допускал возможности осуществления местного самоуправления на каких-либо иных территориях. Принципы административно-территориального устройства, предполагающие отношения соподчинения органов власти разного территориального уровня, были, по существу, перенесены на систему местного самоуправления. Район, бывший в советский период узловым звеном системы управления на местах, сохранил свою ключевую роль и в структуре местного самоуправления. В соответствии со ст. 55 Закона РСФСР о местном самоуправлении районный Совет вправе был «отменять противоречащие законодательству решения нижестоящих местных Советов», т. е. Советов районных городов, поселков, сельских населенных пунктов, которые по-прежнему находились в определенной финансово-экономической и организационной зависимости от районных органов власти.
1.2. Второй этап. П оселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления
Второй этап развития территориальных основ местного самоуправления, который начался в октябре 1993 г., совпал с периодом реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе указов Президента РФ. В Положении об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденном Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760, нашел отражение так называемый поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления, согласно которому территориальной основой местного самоуправления выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения. [5] Организация местного самоуправления на других территориях возможна на основе объединения отдельных городских и сельских поселений. «Поселенческий» принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существование района в качестве самостоятельной территориальной единицы местного самоуправления. Что же касается района, сельского округа (территории сельсовета), то согласно указанному Положению на территориях, включающих несколько городских или сельских поселений (под это определение подпадают и территория района, и территория сельского округа), совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий. Конституция РФ 1993 года не дала однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно ст. 131 «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, Конституция РФ не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.[6]
1.3. Третий этап. Принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Третий этап развития территориальных основ местного самоуправления связан с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Закон вслед за Гражданским кодексом РФ (часть первая) ввел новое понятие, которое не использует Конституция РФ, — «муниципальное образование», имеющее важное значение для решения вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию указанный Федеральный закон в отличие от прежнего связывал не с административно-территориальными единицами (это, как уже отмечалось, не исключает того, что в их границах и будет осуществляться местное самоуправление), а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление. Закон 1995 г. не дал исчерпывающего (в отличие от ранее действовавшего Закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление. Он назвал основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление (отдельные поселения): города, поселки, станицы. В нем перечисляются территориальные образования, в границах которых могут находиться несколько отдельных поселений, другие муниципальные образования — район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет). Закон, давая определение муниципального образования (ст. 1), отнес к муниципальным образованиям часть поселения. Имелась в виду возможность создания муниципальных образований на территории внутригородских районов. Внутригородские муниципальные образования были образованы на территории городов федерального значения, являющихся субъектами Федерации. Закон допускал возможность реализации местного самоуправления на территории муниципальных образований, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.[7] За субъектами Федерации сохранялось право устанавливать наименования территориальных единиц, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Федеральный закон 1995 г., оставил перечень открытым и не связал его жестко с административно-территориальным делением. Субъекты Федерации могли самостоятельно определять территориальные единицы, в которых осуществлялось местное самоуправление. На разных территориях муниципальные образования создавались разными путями. Одни субъекты Федерации пошли по пути формирования в основном только крупных муниципальных образований—районных и городских (образуемых в крупных городах). Небольшие городские и сельские поселения, расположенные в границах районного муниципального образования, не имели статуса муниципального образования. Такой подход к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления был во многом обусловлен слабостью финансово-экономической базы небольших городских и сельских поселений.[8] В других субъектах Федерации, напротив, муниципальные образования создавались в небольших городских и сельских поселениях, а в границах таких административно-территориальных единиц, как районы, крупные города, формировались территориальные (местные) органы государственной власти (Республика Адыгея, Новосибирская область и др.). В некоторых субъектах Федерации муниципальные образования создавались как в крупных территориальных единицах, так и в небольших городских и сельских поселениях, в сельских округах (волостях), объединяющих несколько небольших сельских населенных пунктов (Владимирская область и др.).[9] Проблемы территориальной организации местного самоуправления тесно связаны с вопросом о предметах ведения местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом, был достаточно обширным и по существу единым для всех муниципальных образований. Муниципальное образование обязано было заниматься решением всех вопросов местного значения, указанных в общефедеральном перечне. Необходима была дифференциация предметов ведения местного самоуправления на основе подразделения муниципальных образований на виды в зависимости от их величины, социально-экономического положения и других факторов. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные направления реформирования местного самоуправления, включая его территориальные основы: начался новый этап их развития, предполагающий унификацию территориальной организации местного самоуправления и одновременно дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности в зависимости от вида муниципальных образований.
1.4. Четвертый этап. Реализация норм, содержащихся в гл. 12 «Переходные положения».
Четвертый этап развития территориальных основ местного самоуправления начался с реализации норм, содержащихся в гл. 12 «Переходные положения» нового Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, которая вступила в силу с момента официального опубликования Закона (с 8 октября 2003 г.). Дата вступления в силу Закона в полном объеме — 1 января 2009 г.[10] Закон предусматривает установление, по сути, единообразной для всех субъектов Федерации территориальной организации местного самоуправления. В субъектах Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований: 1. Городские и сельские поселения, территория которых входит в состав территории другого вида муниципального образования — муниципального района. Сельское поселение как вид муниципального образования может представлять собой один сельский населенный пункт (село, деревня, аул и т. п.), несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение, объединяющее несколько сельских населенных пунктов, имеет административный центр — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган сельского поселения.[11] Городское поселение как вид муниципального образования может представлять собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории городского поселения в соответствии с генеральным планом могут входить территории, необходимые для его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). 2. Муниципальный район. Муниципальные районы создаются, по сути, в границах административных районов, т. е. в границах наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов Федерации, на которые они непосредственно подразделяются. Лишь территория муниципальных образований, имеющих статус городского округа (которые могут находиться в границах административного района), не входит в состав территории муниципального района. Муниципальный район имеет свой административный центр — населенный пункт, который определяется с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган муниципального района. Муниципальный район как вид муниципального образования представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий (т. е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления в границах муниципального района имеет свои особенност и: а) местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера; б) в состав территории входят территории других муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального района; в) органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации. 3. Городской округ как вид муниципального образования представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые Закон установил и для поселения, и для муниципального района, а также осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.[12] В состав территории городского округа может входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения его органами вопросов местного значения, отнесенных к ведению городского округа. 4. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория — часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Глава II. Принципы территориальной организации местного самоуправления
Принципы территориальной организации местного самоуправления — это законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образований, а также порядок установления и изменения их границ. Данные требования основываются на конституционных положениях, нормах Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в Федеральном законе. Сегодня принципы территориальной организации местного самоуправления определяются на федеральном уровне. К ним относятся принципы, определяющие: 1) порядок образования и преобразования муниципальных образований; 2) порядок установления и изменения границ муниципальных образований; 3) состав территории муниципальных образований. 1. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований: 1) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.[13] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень видов муниципальных образований, которые могут создаваться в субъектах Федерации, определяя их территориальную основу и статус. Кроме того, Закон предусматривает, что территория субъекта Федерации должна быть разграничена между городскими и сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Исключение могут составлять территории с низкой плотностью сельского населения, которые могут не включаться в состав территорий поселений (ст. 11). 2) сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований. Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях. Закон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанавливая требования к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муниципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о «других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправление, относя к ним территории муниципальных районов. Сельское поселение как вид муниципального образования может создаваться на основе как поселенческого принципа (представляя собой один населенный пункт), так и территориального принципа (представляя собой несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией).[14] В особую категорию муниципальных образований Закон выделяет внутригородские муниципальные образования, создаваемые в городах федерального значения. Особенности территориальной основы имеют также закрытые административно-территориальные образования, обладающие статусом городского округа; 3) двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района. Федеральный закон 2003 г. прямо предусматривает обязательность двухуровневой территориальной организации местного самоуправления в муниципальном районе, выделяя при этом не только вопросы местного значения поселения, но и вопросы местного значения межпоселенческого характера, относя их к компетенции муниципального района (ст. 2); 4) участие населения в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований. Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, выступить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муниципального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан; 5) учет численности населения при образовании сельского поселения. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек).[15] На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающем в соответствующем населенном пункте. В этом случае органы местного самоуправления муниципального района осуществляют в данном населенном пункте все полномочия органов местного самоуправления поселения;[16] 6) наделение законами субъектов Федерации соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. устанавливает требования и критерии, которыми должны руководствоваться субъекты Федерации, решая вопросы образования и преобразования муниципальных образований. Вопрос о наделении статусом муниципального образования внутригородские территории городов федерального значения осуществляется в соответствии с уставами и законами указанных субъектов Федерации.[17] 2. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований: 1) территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями. При этом Закон устанавливает, что: а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений; б) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 2) установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а так же муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности. Границы, как правило, должны устанавливаться так, чтобы жители соответствующего муниципального образования могли в течение рабочего дня добраться до административного центра своего муниципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступности, а для соответствующего сельского поселения — пешеходной доступности);
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |