Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Эволюция территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ




Эволюция территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Варіант № 30.

Комплексна контрольна робота

Викладач Беззубов Д.О.

з курсу „ Адміністративне право “

для оцінки залишкових знань студентів

 

1. Роз’ясніть порядок розгляду звернень громадян.

 

2. Назвіть ознаки органів виконавчої влади.

 

3. Тестові завдання:

 

3.1. Визначіть поняття адміністративного договору:

а) двохсторонній акт між громадянами щодо купівлі-продажу

автомобілю;

б) це угода між суб’єктами виконавчої влади;

в) рішення судді щодо застосування адміністративного

стягнення за дрібне хуліганство.

 

3.2. Визначте юридичні факти, з якими законодавчий акт пов’язує

виникнення адміністративно-правових відносин:

а) скоєння злочину;

б) неправильне нарахування зарплати;

в) службова атестація співробітника.

 

3.3. Голова районної ради в межах своїх повноважень видає такий акт

управління:

а) постанову;

б) розпорядження;

в) рішення.

 

3.4. Згідно законодавству України встановлена така кількість категорій

посад службовців:

а) 7 категорій;

б) 5 категорій;

в) 3 категорії.

 

Викладач Беззубов Д.О.

 

 

Таблиця відповідей

до тестових завдань ККР

з адміністративного права.

 

Варіант №№ тестових завдань та відповіді.
3.1. 3.2. 3.3. 3.4.
1. б а б в
2. а б б а
3. а б в б
4. а а в в
5. б б в в
6. б а в б
7. б б б а
8. а а б а
9. б б б б
10. в б а б
11. а в б а
12. б б а б
13. а а а а
14. а б а а
15. а б б в
16. а б б б
17. б б в в
18. а б а а
19. б а в б
20. в а а в
21. б а а б
22. в в а а
23. в а в б
24. а в б а
25. а в а б
26. а б б а
27. а а в в
28. в б а в
29. б б а а
30. б в б а

 

Викладач Д.О. Беззубов

 

по дисциплине «Муниципальное право»

 

 

Выполнил: студент гр. Б03-411-6зт

Соболев Павел Юрьевич

Научный руководитель:

М.В. Тенсин

 

 

Ижевск

2013
Содержание

 

 

Введение. 4

Глава I. Этапы эволюции территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ.. 6

1.1. Первый этап. Территориальные основы местного самоуправления. 6

1.2. Второй этап. Поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления. 7

1.3. Третий этап. Принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 8

1.4. Четвертый этап. Реализация норм, содержащихся в гл. 12 «Переходные положения». 11

Глава II. Принципы территориальной организации местного самоуправления. 15

Глава III. Территориальные основы местного самоуправления в Республике Башкортостан. 21

Глава IV. Преобразование муниципальных образований. 26

Заключение. 29

Список источников и литературы.. 31


 

Территориальные основы местного самоуправления как институт му­ниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муници­пального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных еди­ниц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства называется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устрой­ства.

Административно-территориальное деление имеет несколько уров­ней, что предопределяет иерархичность в построении единой централи­зованной системы государственных органов, соподчиненность государ­ственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления[1].

В советский период административно-территориальными единица­ми являлись: края, области, районы, города, городские районы, посел­ки, территории сельских Советов (они включали одно село или несколь­ко сел). В границах данных административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы го­сударственной власти и государственного управления (начиная с крае­вых, областных Советов и их исполнительных комитетов до поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов включительно). Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Федерации, кото­рые самостоятельно определяют свое административно-территориаль­ное деление. Края и области в Российской Федерации получили статус субъектов Федера­ции в 1992 г. после подписания Федеративного договора.

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управле­ния. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в гра­ницах определенных территориальных единиц, составляющих террито­риальные основы местного самоуправления.[2]


Глава I. Этапы эволюции территориальных основ местного самоуправления в законодательстве РФ

 

1.1. Первый этап. Террито­риальные основы местного самоуправления

 

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-раз­ному решались на разных этапах становления и развития местного само­управления в Российской Федерации.

Первый этап — с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г.

Первоначально органы местного самоуправления в нашей стране создавались и функционировали в границах административно-террито­риальных единиц.[3]

Закон РСФСР о местном самоуправлении в РСФСР, как и Закон СССР об общих началах местного самоуправления, определяя террито­риальные основы местного самоуправления, исходил из существовав­шего административно-территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного само­управления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон допускал также возможность с учетом местных условий и национальных особенностей определение и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного са­моуправления в российском Законе о местном самоуправлении отсутст­вовало.[4]

В соответствии со ст. 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, посел­ков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Закон содержал исчерпывающий перечень административно-тер­риториальных единиц, в границах которых должны были действовать органы местного самоуправления. Он не допускал возможности осуще­ствления местного самоуправления на каких-либо иных территориях.

Принципы административно-территориального уст­ройства, предполагающие отношения соподчинения органов власти разного территориального уровня, были, по существу, перенесены на систему мест­ного самоуправления.

Район, бывший в советский период узловым звеном системы управления на местах, сохранил свою ключевую роль и в структуре местного самоуправления. В соответ­ствии со ст. 55 Закона РСФСР о местном самоуправлении районный Со­вет вправе был «отменять противоречащие законодательству решения нижестоящих местных Советов», т. е. Советов районных городов, посел­ков, сельских населенных пунктов, которые по-прежнему находились в определенной финансово-экономической и организационной зависи­мости от районных органов власти.

 

1.2. Второй этап. П оселенческий принцип терри­ториальной организации местного самоуправления

 

Второй этап развития территориальных основ местного самоуправ­ления, который начался в октябре 1993 г., совпал с периодом реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе указов Президента РФ.

В Положении об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной ре­формы, утвержденном Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760, нашел отражение так называемый поселенческий принцип терри­ториальной организации местного самоуправления, согласно которому территориальной основой местного самоуправления высту­пают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения. [5]

Организация местного самоуправления на других территориях воз­можна на основе объединения отдельных городских и сельских поселе­ний. «Поселенческий» принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существование района в качестве самостоятельной территориальной единицы местного самоуправления. Что же касается района, сельского округа (территории сель­совета), то согласно указанному Положению на территориях, включаю­щих несколько городских или сельских поселений (под это определение подпадают и территория района, и территория сельского округа), совме­стным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий.

Конституция РФ 1993 года не дала однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно ст. 131 «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных мест­ных традиций». Таким образом, Конституция РФ не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с администра­тивно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.[6]

 

1.3. Третий этап. Принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Третий этап развития территориальных основ местного самоуправ­ления связан с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Этот Закон вслед за Гражданским кодексом РФ (часть первая) ввел новое понятие, которое не использует Конституция РФ, — «муници­пальное образование», имеющее важное значение для решения вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Осуществ­ление местного самоуправления, его территориальную организацию указанный Федеральный закон в отличие от прежнего связывал не с ад­министративно-территориальными единицами (это, как уже отмеча­лось, не исключает того, что в их границах и будет осуществляться мест­ное самоуправление), а с муниципальными образованиями, на террито­рии которых и осуществляется местное самоуправление.

Закон 1995 г. не дал исчерпывающего (в отличие от ранее действо­вавшего Закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление. Он назвал основные территориальные единицы, в границах которых осуще­ствляется местное самоуправление (отдельные поселе­ния): города, поселки, станицы. В нем перечисляются территори­альные образования, в границах которых могут находиться несколько отдельных поселений, другие муниципальные образования — район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет).

Закон, давая определение муниципального образования (ст. 1), от­нес к муниципальным образованиям часть поселения. Имелась в виду возможность создания муниципальных образований на территории внутригородских районов. Внутригородские муниципальные образования были образованы на территории городов федерального значения, яв­ляющихся субъектами Федерации. Закон допускал возможность реали­зации местного самоуправления на территории муниципальных образований, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.[7]

За субъектами Федерации сохранялось право устанавли­вать наименования территориальных единиц, в границах которых осу­ществляется местное самоуправление. Федеральный за­кон 1995 г., оставил перечень открытым и не связал его жестко с административно-территориальным делением. Субъекты Федерации могли самостоятельно определять территориаль­ные единицы, в которых осуществлялось местное самоуправление.

На разных территориях муниципальные образования создавались разными путями.

Одни субъекты Федерации пошли по пути формирования в основном только крупных муниципальных образований—районных и городских (обра­зуемых в крупных городах). Небольшие городские и сельские поселения, расположенные в границах районного муниципального образования, не имели статуса муниципального образования. Такой подход к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления был во многом обусловлен слабостью финансово-экономической базы не­больших городских и сельских поселений.[8]

В других субъектах Федерации, напротив, муниципальные образования создавались в небольших городских и сельских поселениях, а в границах та­ких административно-территориальных единиц, как районы, крупные го­рода, формировались территориальные (местные) органы государственной власти (Республика Адыгея, Новосибирская область и др.).

В некоторых субъектах Федерации муниципальные обра­зования создавались как в крупных территориальных единицах, так и в не­больших городских и сельских поселениях, в сельских округах (волостях), объединяющих несколько небольших сельских населенных пунктов (Владимирская область и др.).[9]

Проблемы территориальной организации местного самоуправления тесно связаны с вопросом о предметах ведения местного самоуправле­ния. Перечень вопросов местного значения, установленный Федераль­ным законом, был достаточно обширным и по существу единым для всех муниципальных образований. Муниципальное образование обязано было заниматься решением всех вопросов ме­стного значения, указанных в общефедеральном перечне.

Необходима была дифференциация предметов ведения местного са­моуправления на основе подразделения муниципальных образований на виды в зависимости от их величины, социально-экономического по­ложения и других факторов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» опреде­лил основные направления реформирования местного самоуправления, включая его территориальные основы: начался новый этап их развития, предполагающий унификацию территориальной организации местного самоуправления и одновременно дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности в зависимости от вида муници­пальных образований.

 

1.4. Четвертый этап. Реализация норм, содержащихся в гл. 12 «Переход­ные положения».

 

Четвертый этап развития территориальных основ местного само­управления начался с реализации норм, содержащихся в гл. 12 «Переход­ные положения» нового Закона 2003 г. об общих принципах организа­ции местного самоуправления, которая вступила в силу с момента офи­циального опубликования Закона (с 8 октября 2003 г.). Дата вступления в силу Закона в полном объеме — 1 января 2009 г.[10]

Закон предусматривает установление, по сути, единообразной для всех субъектов Федерации территориальной организации местного са­моуправления.

В субъектах Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований:

1. Городские и сельские поселения, территория которых входит в со­став территории другого вида муниципального образования — муници­пального района.

Сельское поселение как вид муниципального образования может представлять собой один сельский населенный пункт (село, деревня, аул и т. п.), несколько объединенных общей территорией сельских насе­ленных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, ау­лов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение, объединяющее несколько сельских населен­ных пунктов, имеет административный центр — населенный пункт, ко­торый определен с учетом местных традиций и сложившейся социаль­ной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Фе­дерации находится представительный орган сельского поселения.[11]

Городское поселение как вид муниципального образования может представлять собой город или поселок, в которых местное самоуправле­ние осуществляется населением непосредственно и (или) через выбор­ные и иные органы местного самоуправления. В состав территории го­родского поселения в соответствии с генеральным планом могут вхо­дить территории, необходимые для его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

2. Муниципальный район. Муниципальные районы создаются, по сути, в границах административных районов, т. е. в границах наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов Феде­рации, на которые они непосредственно подразделяются. Лишь терри­тория муниципальных образований, имеющих статус городского округа (которые могут находиться в границах административного района), не входит в состав территории муниципального района.

Муниципальный район имеет свой административный центр — на­селенный пункт, который определяется с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган му­ниципального района.

Муниципальный район как вид муниципального образования представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий (т. е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой осуществляет­ся местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Осуществление местного самоуправления в границах муниципаль­ного района имеет свои особенност и:

а) местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов мест­ного значения межпоселенческого характера;

б) в состав территории входят территории других муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального рай­она;

в) органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.

3. Городской округ как вид муниципального образования представ­ляет собой городское поселение, которое не входит в состав муници­пального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые Закон установил и для поселения, и для муниципального рай­она, а также осуществлять отдельные государственные полномочия, переда­ваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.[12]

В состав территории городского округа может входить один город или один поселок, а также тер­ритории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских насе­ленных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Наделение городского поселения статусом городского округа осу­ществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения его органами вопросов местного значения, отнесенных к ведению городского округа.

4. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное само­управление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория — часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное само­управление. Установление и изменение границ внутригородских муни­ципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответст­вующих внутригородских территорий.


Глава II. Принципы территориальной организации местного самоуправления

 

Принципы территориальной организации местного самоуправления — это законодательно установленные положения и требования, в соответ­ствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образо­ваний, а также порядок установления и изменения их границ.

Данные требования основываются на конституционных положени­ях, нормах Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в Федеральном законе. Сегодня принципы территориальной организации местного са­моуправления определяются на федеральном уровне.

К ним относятся принципы, определяющие:

1) порядок об­разования и преобразования муниципальных образований;

2) порядок установления и изменения границ муниципальных образова­ний;

3) состав территории муниципальных образований.

1. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований:

1) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.[13]

Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» устанавливает закрытый пере­чень видов муниципальных образований, которые могут создаваться в субъектах Федерации, определяя их территориальную основу и статус. Кроме того, Закон предусматривает, что территория субъекта Федера­ции должна быть разграничена между городскими и сельскими поселе­ниями (муниципальными образованиями). Исключение могут состав­лять территории с низкой плотностью сельского населения, которые могут не включаться в состав территорий поселений (ст. 11).

2) сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуще­ствляется в городских и сельских поселениях, а также на других террито­риях. Закон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанавливая требования к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муниципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о «других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправление, относя к ним территории муниципальных районов.

Сельское поселение как вид муниципального образова­ния может создаваться на основе как поселенческого принципа (пред­ставляя собой один населенный пункт), так и территориального принци­па (представляя собой несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией).[14]

В особую категорию муниципальных образований Закон выделяет внутригородские муниципальные образования, создавае­мые в городах федерального значения.

Особенности территориальной ос­новы имеют также закрытые административно-территориальные обра­зования, обладающие статусом городского округа;

3) двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района.

Федеральный закон 2003 г. прямо предусматривает обязательность двухуровне­вой территориальной организации местного самоуправления в муниципальном районе, выде­ляя при этом не только вопросы местного значения поселения, но и во­просы местного значения межпоселенческого характера, относя их к компетенции муниципального района (ст. 2);

4) участие населения в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований.

Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, высту­пить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муници­пального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан;

5) учет численности населения при образовании сельского поселения.

В состав территории сельского поселения могут вхо­дить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с чис­ленностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные об­щей территорией несколько сельских населенных пунктов с численно­стью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек).[15]

На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступ­ных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населен­ный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающем в соответствующем населен­ном пункте. В этом случае органы местного самоуправления муници­пального района осуществляют в данном населенном пункте все полно­мочия органов местного самоуправления поселения;[16]

6) наделение законами субъектов Федерации соответствующих муни­ципальных образований статусом городского, сельского поселения, город­ского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает требования и критерии, которыми должны руководствоваться субъекты Федерации, решая вопросы образования и преобразования муниципальных образова­ний. Вопрос о наделении статусом муниципального образования внутригородские территории городов федерального значения осуще­ствляется в соответствии с уставами и законами указанных субъек­тов Федерации.[17]

2. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований:

1) территория субъекта Федерации разграничивается между поселе­ниями. При этом Закон устанавливает, что:

а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений;

б) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

2) установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а так же муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности.

Границы, как правило, должны устанав­ливаться так, чтобы жители соответствующего муници­пального образования могли в течение рабочего дня добраться до адми­нистративного центра своего муниципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступности, а для со­ответствующего сельского поселения — пешеходной доступности);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.