КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 2 страница. 3) целостность территории муниципального образования:
3) целостность территории муниципального образования: а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; б) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; в) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. Это обусловлено двухуровневой организацией местного самоуправления в муниципальном районе. Что же касается городского округа, то его территория не может входить в состав территории муниципального района: данные муниципальные образования не объединены общей территорией; 4) учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ муниципальных образований. Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В одном случае изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, а в другом — только с согласия населения (например, согласие населения требуется при изменении границ муниципального района, влекущем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территориям других муниципальных районов);[18] 5) учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения, развития муниципального образования. Этот принцип обусловлен спецификой местного самоуправления как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, а также иных факторов: характер и объем отнесенных к ведению муниципального образования данного вида вопросов местного значения, план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования и др.; 6) установление и изменение границ муниципальных образований законами субъектов Федерации. Федеральный закон 1995 г. также признавал за субъектами Федерации право устанавливать и изменять границы муниципальных образований. Он тоже относил к их ведению регулирование порядка установления и изменения данных границ (ст. 13). Федеральный закон 2003 г. сам достаточно подробно регулирует этот порядок. Поэтому субъекты Федерации, устанавливая и изменяя границы муниципальных образований, должны руководствоваться требованиями, предусмотренными данным Федеральным законом[19]. 3. Принципы, определяющие состав территории муниципальных образований: 1) обеспечение устойчивого и комплексного развития территории муниципального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения. Реализация данного принципа обеспечивается следующими требованиями Закона: а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; б) в состав территории поселений должны включаться не только земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования; в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий; 2) учет исторических и иных местных традиций при определении состава территории муниципального образования, установлении его границ. Федеральный закон 2003 г. предусматривает включение в состав территории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов. В состав территории поселения должны также входить земли традиционного природопользования населения соответствующего поселения.[20] Глава III. Территориальные основы местного самоуправления в Республике Башкортостан.
Одним из главных условий развития местного самоуправления как эффективного инструмента практического воплощения принципа народовластия в нашей стране является непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления. Решающее значение для становления полноценного местного самоуправления имеет самоорганизация населения для решения вопросов своей жизнедеятельности и благополучия территории проживания.[21] В городских и сельских поселениях, городских округах республики действует более 24 тысяч различных формирований самоорганизации населения по месту жительства. На сегодняшний день наиболее массовой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления в Республике Башкортостан являются собрания граждан с целью обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также осуществления территориального общественного самоуправления. По инициативе Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» на основе опыта работы органов местного самоуправления Аургазинского района активно развивается в районах и ряде городов республики движение по созданию (возрождению) института старост сел, деревень, хуторов, микрорайонов, улиц. Старосты избираются населением и являются выразителями обобщенного мнения населения, посредниками в решении проблем жителей конкретного населенного пункта, их представителями в местной администрации и в то же время организаторами населения, представителями местных администраций в населенных пунктах поселений и проводниками решений, принимаемых органами местного самоуправления. В Абзелиловском, Ишимбайском и ряде других районов республики сохранились и востребованы местным сообществом такие народные традиционные институты, как советы аксакалов, советы старейшин,клубы мудрых бабушек (ағинәй). В их состав входят уважаемые населением люди, обладающие, как правило, большим положительным жизненным и трудовым опытом, с активной жизненной позицией, неравнодушные к бедам людей, которые личным примером и путем нравственного, морального воздействия регулируют вопросы духовной жизни населения, участвуют в борьбе с пьянством, воспитании молодежи, подрастающего поколения, решают и другие актуальные для жителей проблемы. В поселениях республики действуют уличные, домовые комитеты, управдомы, старшие по подъезду в многоквартирных домах. Некоторые задачи по организации и самоорганизации населения по месту жительства с целью защиты прав и охраны общественной безопасности выполняют и социально-профилактические центры, действующие в микрорайонах городов республики, добровольные народные дружины и другие общественные органы правоохранительного характера. Растет количество товариществ собственников жилья, которые играют большую роль в самостоятельном решении жителями вопросов в жилищной сфере. Во всех муниципальных образованиях республики сформированы городские, районные, сельские женсоветы и советы ветеранов. По инициативе Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан во всех муниципальных районах и городских округах образованы молодежные советы (палаты). В последние два года молодежные структуры создаются и в городских, сельских поселениях. В районах и городах республики действуют союзы (ассоциации) предпринимателей, объединения дачников и другие общественные институты. Наряду с другими формами самоорганизации граждан по месту жительства действует в Республике Башкортостан территориальное общественное самоуправление. На сегодняшний день оно представлено 533 организациями территориального общественного самоуправления, имеющими уставы, зарегистрированные уполномоченными органами местного самоуправления. Наибольшее количество организаций территориального общественного самоуправления (в абсолютном выражении) создано в Кармаскалинском (104), Илишевском (75), Буздякском (77), Мишкинском (65), Краснокамском (59) районах, в городе Стерлитамаке (53). Из указанных организаций территориального общественного самоуправления только 3 являются юридическими лицами: ТОС «Смакай» городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ, ТОС село Туяляс (городской округ город Сибай), ТОС городского поселения город Белорецк. Правовое регулирование статуса и организации деятельности территориального общественного самоуправления осуществляется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), который относит территориальное общественное самоуправление к одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В нем под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Необходимо отметить, что до 2006 года в Республике Башкортостан действовал также Закон Республики Башкортостан Несмотря на несомненный вклад в осуществление народовластия на местном уровне имеющихся в республике разнообразных форм организации и самоорганизации населения, возникших на основе совместного труда, общинных начал, общих интересов или соседской взаимопомощи и обладающих отдельными признаками территориального общественного самоуправления, российская и региональная практика местного самоуправления свидетельствует, что они не обладают достаточным потенциалом по степени влияния населения на социально-экономическое развитие муниципального образования по сравнению с территориальным общественным самоуправлением. Сущность территориального общественного самоуправления – в самостоятельной реализации населением собственных инициатив в сфере благоустройства территории своего проживания, удовлетворения социально-бытовых потребностей, определения социального и экономического развития территории. Эта форма самоуправления возникает только там, где есть инициатива граждан. Она отличается многообразием уровней: от подъезда жилого дома, группы домов или улицы до микрорайона, деревни, села или другого населенного пункта. В ней могут принимать участие жители начиная с шестнадцати лет, что имеет важное значение для формирования у подростков и молодежи активной жизненной позиции и гражданского самосознания, приобретения правовых знаний и навыков выработки коллективных решений. Преимущество территориального общественного самоуправления по сравнению с другими формами самоорганизации населения заключается в том, что оно может иметь статус юридического лица и в этом качестве привлекать на решение местных вопросов как средства жителей, бизнес-структур, общественных и других организаций соответствующей территории (на добровольной основе), так и средства местного бюджета (на основе договора с органами местного самоуправления). При этом возрастает уровень обеспечения гражданского контроля за эффективным и рациональным расходованием средств, направленных на решение местных вопросов. В отличие от других форм самоорганизации населения органы территориального общественного самоуправления имеют в соответствии с Федеральным законом право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов (решений Совета, постановлений главы администрации муниципального образования и другие), которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами и должностными лицами местного самоуправления. Однако, несмотря на то, что территориальное общественное самоуправление уже действует в 12 муниципальных районах и в 2 городских округах республики, существует ряд факторов, препятствующих его дальнейшему развитию. К ним относятся несовершенство законодательной базы, отсутствие необходимых муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, недостаточная правовая грамотность должностных лиц и работников органов местного самоуправления, руководителей и активистов территориального общественного самоуправления. Ряд муниципальных образований подошли к вопросу создания территориального общественного самоуправления формально, что не способствует повышению его популярности и снижает интерес населения к идее территориального общественного самоуправления. Одним из главных препятствий для создания и распространения территориального общественного самоуправления является низкий уровень информированности как населения, так и органов местного самоуправления о сущности, задачах и возможностях территориального общественного самоуправления.
Глава IV. Преобразование муниципальных образований
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок образования и преобразования муниципальных образований, основные требования, предъявляемые к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления. Понятие «преобразование муниципального образования» включает: а) объединение муниципальных образований; б) разделение муниципальных образований; в) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. В ст. 13 Закона установлены общие требования, предъявляемые к решению вопросов преобразования муниципальных образований:[22] 1. Преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта Федерации. 2. С инициативой о преобразовании муниципального образования могут выступить: а) население; б) органы местного самоуправления; в) органы государственной власти субъектов Федерации; г) федеральные органы государственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. 3. Преобразование муниципальных образований осуществляется с согласия населения в следующих случаях: а) объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан; б) разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан; в) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа требует согласия населения соответствующего городского поселения, а также согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения по данному вопросу выявляется путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории соответствующего муниципального района. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.[23] 4. Преобразование муниципального образования осуществляется с учетом мнения населения в следующих случаях: а) объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов; б) разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. «О ведении Государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» утверждены Правила ведения Государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и установлено, что Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение Государственного реестра муниципальных образований. Заключение
Введение новой территориальной организации местного самоуправления увеличило число муниципальных образований в Российской Федерации, по сути, в два раза (на 30 апреля 2005 г. их насчитывалось более 24 тыс.). Такая радикальная реформа территориальной основы местного самоуправления повлекла и существенные изменения в организационной, финансово-экономической основах местного самоуправления, в правовом регулировании компетенции муниципальных образований, в системе их взаимоотношений с органами государственной власти. Анализ содержания положений Федерального закона позволяет выделить признаки муниципального образования и сформулировать следующее его определение. Под муниципальным образованием следует понимать населенную территорию, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. Обязательными признаками каждого муниципального образования являются: а) наличие собственной территории; б) наличие собственной компетенции; в) наличие собственной экономической основы, (находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований); г) наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (обязательно включает представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования, местную администрацию); д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования; е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Муниципальные образования могут иметь статус муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения либо внутригородского муниципального образования города федерального значения. Возможность создавать иные муниципальные образования в границах каких-либо других территориальных единиц (что допускал Закон 1995 г.) Закон 2003 г. не предусматривает.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |