Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы Европейского Таможенного права. Основная характеристика Таможенного союза ЕС




 

Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС.

Основной объект регулирования в ТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).

Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на две основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ.

Группы норм таможенного права ЕС:

1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза;

2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.

Предмет таможенного права ЕС — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через внешнюю таможенную границу ЕС и внутренние национальные границы государств-членов.

Метод ЕТАП — главным образом, диспозитивный (предоставляет субъектам ТаПО возможность выбора вариантов поведения в пределах допустимого); императивные нормы адресованы государствам-членам и таможенным органам.

Субъекты таможенного права ЕС — институты Сообществ и Союза, государства-члены и их таможенные органы, частные лица (физические, юридические и объединения лиц, не имеющие статуса юридических лиц).

Источники таможенного права ЕС — учредительные документы Сообществ и Союза, НПА институтов ЕС, решения Суда Европейских сообществ, международные договоры.

Важнейшее значение для таможенного регулирования имеет римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от 25 марта 1957 г., который сформулировал основные принципы таможенного союза государств-членов.
Римским договором об учреждении ЕЭС 1957 г. в качестве одной из фундаментальных основ была провозглашена свобода движения капиталов, предусмотрено устранение препятствий движению капиталов не только между резидентами стран-участниц договора, но и между резидентами стран-участниц и резидентами третьих стран (ст. 67,70).

Существенную роль также играют положения Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. (срок действия этого договора истек 23 июля 2002 г.), Договора «Евратом» от 25 марта 1957 г., Единого европейского акта от 17 февраля 1986 г. — Люксембург, от 28 февраля 1986 г. — Гаага (ЕЕА).

В соответствии с предложениями Комиссии 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986г. в Гааге был подписан ЕЕА, который вступил в силу 1 июля 1987 г. Впервые было дано точное определение пространства «четырех свобод» как единого пространства, без каких-либо внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Это пространство получило название Единого внутреннего рынка. Было решено завершить его создание к 31 декабря 1992 г.

Принципиальное значение для успешного осуществления этой задачи имел переход к принятию всех решений на этот счет посредством квалифицированного большинства. Тем самым ни одна страна не имела более права вето В вопросах, относящихся к созданию Единого внутреннего рынка,была создана договорно-правовая база межправительственного сотрудничества государств-членов в области внешней политики.

Важнейшим шагом на пути к политическому единению Европы с момента заключения Римского договора 1957 г.сталдоговор о Европейском Союзеот 7 февраля 1992 г. (Маастрихтский договор).После этого он дважды пересматривался: сначала Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты»(вступил в силу 1 мая 1999 г.), затем Ниццким договором от 26 февраля 2001 г «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты» (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.).

Амстердамский договор — новый текст Договора о Европейском Союзе. Он является результатом работы Межправительственной конференции, проведенной на Европейском совещании в Турине 29 марта 1996 г. Он был одобрен на Европейском совещании в Амстердаме 16 июня 1997 г. и затем подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел 15 стран-членов. Он вступил в силу после того, как был ратифицирован всеми странами-членами в соответствии с их соответствующими конституционными требованиями.

С юридической точки зрения целью договора служит внесение поправок в ряд условий договора о Европейском союзе, договоров, учреждающих Европейское экономическое сообщество, и некоторых связанных актов. Он не подменяет другие договора, но дополняет их.

В октябре 2004 г. был подписан Европейский конституционный договор. Предназначенный для упразднения всех существующих договоров, за исключением Евратома, и их замены единым текстом, этот документ объединяет в себе договоры последних 50 лет. Для вступления в силу конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами-членами на основании их конституционно-правовых предписаний (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы.

На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо Конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза.

В итоге 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне был подписан «Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» («Лиссабонский договор», вступил в силу 1 декабря 2009 г.).

Особенность системы источников вторичного права в ЕТАП заключается в том, что большое значение имеют регламенты, поскольку суверенные права государств-членов в области таможенного регулирования переданы Сообществу (регламентами были введены в действие основополагающие документы таможенного права ЕС: Общий таможенный тариф и Таможенный кодекс ЕС).

Источниками таможенного права ЕС являются также директивы и решения.
Особая группа источников ЕТАП — решения Суда Европейских сообществ, которые играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и НПА ЕС.

Международные договоры могут быть источниками ЕТАП только в случае, если они заключены Сообществом в рамках его международной правосубъектности, либо совместно Сообществом и государствами-членами.

Основа таможенного права ЕС — нормы права ЕС, регламентирующие все аспекты формирования таможенного союза (Сообществу практически полностью передан суверенитет государств-членов в области таможенного регулирования и таможенной политики).

Основная характеристика таможенного союза ЕС — свобода перемещения внутри общей таможенной границы любых товаров вне зависимости от их происхождения.Для этого принят Общий таможенный тариф в отношении третьих стран и утверждены единообразные правила его применения, а также устранены все препятствия для перемещения товаров между странами-участниками таможенного союза.

В основу создания таможенного союза ЕС положены 4 группы мер:

1) ликвидация таможенных пошлин во внутренней торговле;

2) ликвидация количественных ограничений;

3) гармонизация в области косвенного налогообложения;

4) принятие Общего таможенного тарифа.

Правовой основой функционирования таможенного союза ЕС является Таможенный кодекс ЕС, вступивший в силу с 1 января 1994 г. С его помощью удалось создать цельную и законченную правовую систему — Таможенное право ЕС, непосредственно действующее во всех государствах-членах.
Таможенный кодекс ЕС регулирует только отдельные области общего процессуального права в некоторых статьях, недостающие принципы используются в соответствии с национальным процессуальным правом государств-членов (в отдельных случаях Кодекс напрямую отсылает к национальному процессуальному праву).

Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:

1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);

2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);

3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).

Система единых правил таможенного оформления в ЕС включает в себя:

1) таможенные формальности при ввозе товаров на таможенную территорию ЕС и вывозе товаров за ее пределы;

2) единые документы, применяемые для таможенного оформления;

3) таможенные режимы;

4) единые правила в отношении таможенного долга;

5) основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Таможенный кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:

1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);

2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).

В ЕС используются 3 формы таможенной декларации (письменная (Единый административный документ), электронная и устная.

Особенности конкретных таможенных процедур в ЕС:

1) декларант имеет право выбора места таможенного оформления на территории любого государства-члена Сообщества при реализации процедур выпуска в свободное обращение и экспорта;

2) существуют разновидности процедуры транзита (внутренний транзит и внешний транзит), что связано с таможенным статусом транзитных товаров;

3) предусмотрена возможность таможенного оформления в различных таможенных учреждениях при процедурах внутренней и внешней переработки.

Таможенный долг — обязательство уплатить сумму таможенной пошлины (предусмотрено предоставление различных удобств импортерам и экспортерам при оплате таможенного долга: отсрочки, различные формы оплаты, полное или частичное освобождение от нее).

 

 

9.СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

1 3 марта 1992 г. государства-участники СНГ подписали Соглашение о принципах таможенной политики, целью которого являлось:

— сохранить единое экономическое пространство;

— обеспечить в его пределах свободное движение товаров;

— выработать общую политику в отношении третьих стран;

— унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры;

— создать Таможенный союз;

— учредить Таможенный совет.

В феврале 1992 г. принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств-участников СНГ (грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление в государствах транзита, а также от необходимости получения разрешений на транзит; эти грузы также освобождаются от таможенного досмотра).

В апреле 1992 г. подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств-участников СНГ.

В июне 1994 г. принято Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Совет руководителей таможенных служб (СРТС) учрежден решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. (30 мая 2002 г. утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ).

СРТС — постоянно действующий орган отраслевого сотрудничества, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики (определяет приоритетные направления в сфере таможенного дела, содействует сближению и гармонизации таможенных законодательств, координирует практическое взаимодействие таможенных служб, содействует реализации принятых решений в сфере таможенного дела).

В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств 10 февраля 1995 г. приняты Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ (закреплены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, изложены положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу, таможенных платежах, таможенной стоимости товаров и стране их происхождения, таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле).

Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-участников СНГ — первый этап создания общего экономического пространства и важнейший механизм повышения объемов взаимной торговли.В Соглашении о создании ЗСТ от 15 апреля 1994 г., в котором предусматривались постепенная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов; устранение иных препятствий для свободного движения товаров; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей; координация экономической и торговой политики в отношении третьих стран; содействие кооперации и сотрудничеству; гармонизация и унификация законодательства сторон не вступило в силу.

Реальное формирование ЗСТ в СНГ производится после заседания Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 г. ЗСТ формируется между Российской Федерацией, Арменией, Киргизией и Казахстаном — страны в своих торговых отношениях перешли на принцип взимания косвенных налогов в стране назначения товара (услуг), что отвечало требованиям ВТО.

Таможенный союз — экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Цели Таможенного союза — обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; укрепление координации экономической политики своих стан и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.

26 февраля 1999 г. руководители государств-участников Таможенного союза подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве.

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Важнейшие принципы формирования Единого экономического пространства — принцип недискриминации; принцип взаимной выгоды; общие принципы (взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость).

ФормированиеЕдиного экономического пространства проходит поэтапно:

1) 1-й этап — завершение формирования Таможенного союза и единой экономической территории;

2) 2-й этап — создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон;

3) последующие этапы — согласование параметров основных макроэкономических показателей.

10 декабря 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ратифицированный всеми государствами-членами и вступивший в силу 30 мая 2001 г.

В рамках ЕврАзЭС действует Межгосударственный совет — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже 1 раза в год и глав правительств не реже 2 раз в год; образован Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров (заседания проводятся не реже 1 раза в 3 месяца), между заседаниями работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств-членов; сформирована Межпарламентская ассамблея, задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов; утвержден Статут Суда Сообщества.

Генеральный секретарь назначается Межсоветом по представлению Интеграционного комитета на 3 года.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова, Украина.

В декабре 2003 ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в ГА ООН.

При Интеграционном комитете действует Совет руководителей таможенных служб государств-членов, который регулярно проводит заседания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.