Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Жак Анжа Габриэля




Габриэль, Анж-Жак (1698-1782) французский архитектор-классицист, с 1742 г. главный архитектор Людовика XV и мадам де Помпадур. Его элегантные постройки без излишеств, свойственных рококо, отличаются прекрасными пропорциями, среди них - Малый Трианон в Версале (1762-1768), ансамбль площади Согласия в Париже (1755).

 

В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.

Архитектура 1760—1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».

 

К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699—1782) — выразителя просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры. Стиль Габриэля – чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное исконным развитием зодчества Франции. Его творчество отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.

Участие Габриэля — сына в градостроительных работах отца подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века значительно более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати сосредоточилось внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные части организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, – нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

 

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

 

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

 

Площадь Согласия в Париже. Проект. арх. Габриэль, Жак Анж

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.