Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы избирательного права. Понятие избирательного права и избирательной системы




Понятие избирательного права и избирательной системы. Источники избирательного права в Российской Федерации.

Система государственных органов в Российской Федерации.

 

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конститу­ции РФ в нее входят органы государственной вла­сти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ) и органы государст­венной власти субъектов Федерации (главы администраций — президенты, главы государств, губернаторы, возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (пред­ставительные) органы и определенные федераль­ным законодательством судебные органы).

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, со­гласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие ор­ганов государственной власти. Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти.

Законодательные органы государственной власти — это образуемые непосредственно наро­дом, подотчетные и ответственные перед ним госу­дарственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть.

К органам законодательной власти относятся: Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в со­ставе РФ; думы, законодательные собра­ния, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и ав­тономных округов. Основная особенность этих ор­ганов состоит в том, что они избираются непосред­ственно народом и никаким другим путем форми­роваться не могут.

Органы законодательной власти делятся на фе­деральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представитель­ным органом РФ является Федеральное Собрание РФ (парламент). Это общегосударственный, обще­российский орган государственной власти, дейст­вующий в масштабах всей РФ. Все другие законода­тельные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пре­делах соответствующего субъекта Федерации.

Исполнительные органы государственной власти — это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государст­ва, осуществляющие исполнительно-распоряди­тельную деятельность.

К органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, министерства, службы и агент­ства, органы исполнительной власти субъектов РФ — президенты и главы администраций субъек­тов Федерации, их правительства, министерства.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредствен­но исполняют акты представительных органов госу­дарственной власти, указы Президента РФ, органи­зуют исполнение этих актов или своими распоря­жениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основа­нии и во исполнение Конституции Российской Фе­дерации, конституций и уставов ее субъектов, фе­деральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных ука­зов Президента РФ и нормативных актов руководи­телей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих ор­ганов исполнительной власти.

Исполнительные органы государственной вла­сти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответственно, органы испол­нительной власти могут быть как единоначальны­ми, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компе­тенции — органы, ведающие вопросами исполни­тельной деятельности (правительство, краевая, об­ластная администрация), и органы специальной компетенции — органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администра­ции края, области и др.).

Органы судебной власти осуществляют судеб­ную власть посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судо­производства.

К органам судебной власти относятся: Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

В зависимости от правовой сферы, на которуюраспространяются полномочия, различают суды:

— общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных правонарушени­ях и уголовные дела;

— специальной юрисдикции (специализирован­ные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, ар­битражный суд);

— административные суды в основном рассмат­ривают жалобы граждан на превышение государст­венными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов пока нет, хотя предложения об их создании активно рассматриваются).

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) су­дебным органом конституционного контроля, са­мостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляю­щим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопро­сам судебной практики, является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ).

Особенностью судебной власти является и то, что она осуществляется преимущественно феде­ральными судами. В ведении субъектов Федерации находятся только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Особую группу государственных органов, не от­носящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют орга­ны прокуратуры.

Помимо органов государственной власти в сис­тему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно со­стоят эти государственные органы

В число этих-органов входят, например, Адми­нистрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность Президента РФ, Совет безопасно­сти РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охра­не суверенитета РФ, ее независимости и государ­ственной целостности, а также ряд других государ­ственных органов

 

 

Избирательная система представляет собой совокупность норм, устанавливающих порядок проведения выборов, голосования и определения результатов голосования, на основе которых избиратели наделяют своих представителей властными полномочиями. Избирательная система является механизмом реализации избирательного права.

Избирательное право (в субъективном смысле) — это возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, гарантированная государством.

Избирательное право включает пассивное избирательное право (право избираться в какой-либо орган власти), а также активное (право голосовать).

В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, нормы избирательного права содержатся и в других законодательных актах; так, например, ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена в УК РФ и КоАП РФ, а порядок обжалования действий избирательных комиссий регламентируется положениями ГПК РФ.

Также особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством.

 

 

В качестве принципов избирательного права в Российской Федерации признаны:

1) принцип всеобщего избирательного права, что означает, что за всеми взрослыми и дееспособными гражданами признается право голосовать;

2) свобода голосования предполагает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет;

3) равное избирательное право подразумевает, что каждый избиратель обладает равным числом голосов по принципу «один человек — один голос»;

4) тайное голосование предполагает исключение возможности внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

В Российской Федерации используются различные избирательные системы по выборам разных органов власти. Для выборов Президента Российской Федерации используется мажоритарная система абсолютного большинства. Она предполагает, что победителем признается тот кандидат в президенты, который набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах (мажоритарная система абсолютного большинства). Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов избирателей, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. И во втором туре победителем признается тот кандидат, который получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом (мажоритарная система относительного большинства). Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации - Государственную Думу — осуществляются на основе смешанной — пропорционально-мажоритарной — избирательной системы. Половина депутатов (225 человек) избираются на основе мажоритарной системы голосования, а вторая половина — на основе пропорциональной. При пропорциональной системе голосование происходит за списки партий. Каждая партия, участвующая в выборах, получает такое количество мест в парламенте, которое пропорционально числу поданных за партию голосов в масштабах всей страны. Для того чтобы ограничить участие мелких партий в выборах, в Российской Федерации существует 5% заградительный барьер. Это означает, что если за партию не проголосовало

5% избирателей, то она лишается всех мест в парламенте, а набранные голоса «забирают» партии, набравшие в округах наибольшее число голосов. Изменения в избирательном законодательстве (2005—2006 гг.) направлены на то, чтобы повысить роль политических партий теперь только они имеют право выдвигать кандидатов на выборные должности. Повышается заградительный барьер: вместо 5% он стает 7%. Подобные изменения касаются и избирательного права в субъектах РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.