КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы избирательного права. Понятие избирательного права и избирательной системы
Понятие избирательного права и избирательной системы. Источники избирательного права в Российской Федерации. Система государственных органов в Российской Федерации.
В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ) и органы государственной власти субъектов Федерации (главы администраций — президенты, главы государств, губернаторы, возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы). Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти. Законодательные органы государственной власти — это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть. К органам законодательной власти относятся: Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ (парламент). Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей РФ. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации. Исполнительные органы государственной власти — это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. К органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, министерства, службы и агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. Исполнительные органы государственной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответственно, органы исполнительной власти могут быть как единоначальными, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции — органы, ведающие вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация), и органы специальной компетенции — органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.).
Органы судебной власти осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. К органам судебной власти относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В зависимости от правовой сферы, на которуюраспространяются полномочия, различают суды: — общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела; — специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд); — административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов пока нет, хотя предложения об их создании активно рассматриваются). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). Особенностью судебной власти является и то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. В ведении субъектов Федерации находятся только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы В число этих-органов входят, например, Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность Президента РФ, Совет безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов
Избирательная система представляет собой совокупность норм, устанавливающих порядок проведения выборов, голосования и определения результатов голосования, на основе которых избиратели наделяют своих представителей властными полномочиями. Избирательная система является механизмом реализации избирательного права. Избирательное право (в субъективном смысле) — это возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, гарантированная государством. Избирательное право включает пассивное избирательное право (право избираться в какой-либо орган власти), а также активное (право голосовать). В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:
Кроме того, нормы избирательного права содержатся и в других законодательных актах; так, например, ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена в УК РФ и КоАП РФ, а порядок обжалования действий избирательных комиссий регламентируется положениями ГПК РФ.
Также особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством.
В качестве принципов избирательного права в Российской Федерации признаны: 1) принцип всеобщего избирательного права, что означает, что за всеми взрослыми и дееспособными гражданами признается право голосовать; 2) свобода голосования предполагает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет; 3) равное избирательное право подразумевает, что каждый избиратель обладает равным числом голосов по принципу «один человек — один голос»; 4) тайное голосование предполагает исключение возможности внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В Российской Федерации используются различные избирательные системы по выборам разных органов власти. Для выборов Президента Российской Федерации используется мажоритарная система абсолютного большинства. Она предполагает, что победителем признается тот кандидат в президенты, который набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах (мажоритарная система абсолютного большинства). Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов избирателей, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. И во втором туре победителем признается тот кандидат, который получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом (мажоритарная система относительного большинства). Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации - Государственную Думу — осуществляются на основе смешанной — пропорционально-мажоритарной — избирательной системы. Половина депутатов (225 человек) избираются на основе мажоритарной системы голосования, а вторая половина — на основе пропорциональной. При пропорциональной системе голосование происходит за списки партий. Каждая партия, участвующая в выборах, получает такое количество мест в парламенте, которое пропорционально числу поданных за партию голосов в масштабах всей страны. Для того чтобы ограничить участие мелких партий в выборах, в Российской Федерации существует 5% заградительный барьер. Это означает, что если за партию не проголосовало 5% избирателей, то она лишается всех мест в парламенте, а набранные голоса «забирают» партии, набравшие в округах наибольшее число голосов. Изменения в избирательном законодательстве (2005—2006 гг.) направлены на то, чтобы повысить роль политических партий теперь только они имеют право выдвигать кандидатов на выборные должности. Повышается заградительный барьер: вместо 5% он стает 7%. Подобные изменения касаются и избирательного права в субъектах РФ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |