Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип разрешения международных споров мирными средствами




Принцип разрешения международных споров мирными средства­ми – один из важнейших основных принципов современного меж­дународного права. В качестве такового он закреплен в Уставе ООН. В п. 3 ст. 2 говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир й безопасность и справедливость».

Как императивный этот принцип сложился в международном праве лишь в XX столетии. Его становление проходило параллельно со становлением принципа неприменения силы и угрозы силой. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содер­жало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе, в том числе вооруженной. В принятой впервые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов специальной Конвенции о мирном решении международных столк­новений содержался лишь призыв к государствам «предупредить, по возможности, обращение к силе» (ст. 1) и, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к доб­рым услугам или посредничеству» (ст. 2).

Статут Лиги Наций поставил в определенные рамки право госу­дарств обращаться к войне как средству разрешения споров между ними, обязав их начинать урегулирование споров с мирных средств. Так, согласно ст. 12 Статута Лиги Наций, члены Лиги соглашались, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они также соглашались, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета. Таким образом, Статут Лиги Наций, не запрещая по существу обращение к войне, сводил на нет стремление придать мирному разрешению споров юри­дически обязательный характер.

Лишь в Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года (пакт Бриана–Келлога), объ­явившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения междуна­родного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Статья 2 договора гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегу­лирование или разрешение всех разногласий или конфликтов неза­висимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами». Следовательно, если до подписания Парижского договора мирные средства были лишь одним из возможных путей решения междуна­родных споров, то с его подписанием разрешение любого спора или несогласия отныне стало возможным только путем применения мир­ных средств.

Подтверждение и закрепление в Уставе ООН принципа разреше­ния международных споров мирными средствами придало ему все­объемлющий характер. Это связано с тем, что запрещение войны, закрепленное Парижским договором 1928 года, было расширено в Уставе ООН до полного отказа от применения силы и угрозы силой в международных отношениях. Это означало, что государства обя­зывались решать все свои споры исключительно мирными средст­вами, не прибегая к силе или к угрозе ее применения/Устав ООН в Главе VI дал развернутый ответ на вопрос, какие средства отно­сятся к категории мирных средств разрешения международных спо­ров, и конкретизировал процедуру их применения.

Принцип разрешения международных споров мирными средства­ми нашел дальнейшее подтверждение и закрепление в различных международно-правовых актах: в Декларации о принципах между­народного права 1970 года, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, включая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 года, а также в двусторонних и многосторонних дого­ворах, в том числе в Пакте Лиги арабских государств (ст. V), в Хартии Организации африканского единства (ст. 3), в Уставе Организации американских государств (Гл. V) и др.

Для лучшего понимания нормативного содержания принципа разрешения международных споров мирными средствами необходи­мо уточнить понятие «международный спор». Хотя общепризнанного определения такого понятия в международном праве нет, большин­ство как отечественных, так и зарубежных юристов полагают, что под международным спором надо понимать наличие между субъек­тами международного права неурегулированных вопросов, разно­гласий по самым различным проблемам международных отношений, а также расхождений в толковании международных договоров. При этом международный спор предполагает четко обозначенный пред­мет спора и взаимные претензии.

Устав ООН говорит о спорах и ситуациях, но не дает критериев для четкого различия этих понятий. В нем уделяется больше внима­ния различию споров и ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать международному миру и безопасности или уже создало та­кую угрозу, и споров и ситуаций, которые такой угрозы не содержат. Это различие имеет политическое значение, так как Устав ООН обя­зывает государства в первую очередь решать споры и ситуации, про­должение которых угрожает поддержанию международного мира и безопасности.

Это различие имеет также юридическое значение: постоянный член Совета Безопасности ООН, являясь стороной в споре, обязан воздерживаться при голосовании при рассмотрении этого спора (ст. 27) и не обязан этого делать при рассмотрении ситуации.

Квалификация того или иного вопроса в качестве спора или ситуации относится к компетенции Совета Безопасности. В его прак­тике так и не было выработано каких-либо четких критериев, и каждый раз эта проблема решается с учетом конкретных обстоя­тельств. Однако принципиальное значение имеет различие ситуаций (разногласий), которые еще не оформились в спор, и ситуаций, ко­торые в результате односторонних действий государств, направлен­ных на изменение силой существующего положения в свою пользу, перерастают в международные конфликты. Такие конфликты могут получить квалификацию угрозы миру, нарушения мира и акта аг­рессии.

Из принципа разрешения международных споров мирными сред­ствами вытекает обязанность всех субъектов международного права разрешать все возникающие между ними споры вне зависимости от их характера и причин возникновения исключительно мирными средствами. К нормативным требованиям принципа относится обязательство воздерживаться от применения силы или ее угрозы. В Декларации о принципах международного права 1970 года прямо указывается, что каждое государство обязано воздерживаться от уг­розы силой или ее применения «в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и во­просов, касающихся государственных границ». В Заключительном акте 1975 года уточняется, что никакое применение силы или угроза силой «не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними».

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливо­му разрешению своих международных споров. В Заключительном акте 1975 года употребляется даже термин «в короткий срок». Однако международное право не устанавливает каких-либо временных границ по истечении которых спор можно было бы не решать и при­бегнуть к применению силы. Это означает, что государства не должны оставлять спор нерешенным, стремясь разрешить его в любое время При этом стороны должны воздерживаться от любых действий, которые могут привести к обострению спора и перевести его в со­стояние международного конфликта.

Международные споры разрешаются на основе принципа суве­ренного равенства государств и в соответствии с принципом свобод­ного выбора средств мирного разрешения споров. Стороны могут прибегать к любым процедурам и средствам по своему выбору с учетом того, что любой спор должен быть решен на основе между­народного права и принципа справедливости. Принцип оставляет сторонам свободу выбора того или иного средства, известного меж­дународному праву. Это переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное раз­бирательство, обращение к органам международных организаций, а также любая процедура урегулирования, согласованная до возник­новения спора. В Декларации о принципах международного права 1970 года указывается, что, если стороны не достигнут разрешения одним из выбранных ими средств, они должны стремиться к урегу­лированию спора согласованными между ними мирными средствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.