Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип равноправия и самоопределения народов




Принцип равноправия и самоопределения народов стал основ­ным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Уставе Организации этот принцип упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации – «раз­вивать дружественные отношения между нациями на основе уваже­ния принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дру­жественных отношений между нациями, которые сами являются ус­ловиями стабильности и благополучия/Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».

Несколько иное толкование право на самоопределение приобре­тает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.). Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанав­ливают свой политический статус и осуществляют свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие».

Однако в ст.6 содержится важное ограничительное положение о том, что «любая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Хотя этот документ в связи с его значением в деле деколонизации можно по праву назвать историческим, его принятие положило на­чало явно расширительному толкованию права на самоопределение.

В 1966 году ООН приняла Международные пакты о правах чело­века. В обоих пактах имеются аналогичные статьи следующего со­держания: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культур­ное развитие». Включение данного положения в важнейшие между­народные документы договорного характера дало толчок к широкой дискуссии, в ходе которой это коллективное право (право народов) рассматривалось в качестве чуть ли не основы всех других прав че­ловека, что не могло не сказаться и на реальных политических про­цессах, происходящих в мире.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свобод­но определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные сложения. Во-первых, говорится, что «каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеоб­щему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом».

Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое пере­числение способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».

И в-третьих, в Декларации не только подтверждается важнейшее требование об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целост­ности или политического единства суверенных и независимых госу­дарств, но и указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориаль­ной целостности, политического единства государства. Важнейшее из них – наличие «правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероиспове­дания или цвета кожи». Поэтому если правительство на недискрими­национной основе с соблюдением основных прав человека и свобод предоставляет своему населению право на участие в политической и социальной жизни государства, то попытки, направленные на рас­членение государства, подрыв его территориальной целостности, политического единства, являются незаконными.

Подтвердив положения Устава ООН о самоопределении народов и Декларации 1970 года о ненанесении ущерба территориальной целостности или политическому единству государства, Конференция по правам человека в Вене в 1993 году приняла важные формулиров­ки, отражающие, с одной стороны, значение реализации права на самоопределение в контексте соблюдения прав человека, а с Другой – стремление положить предел дестабилизирующему эффек­ту, связанному с этническими и национальными проблемами.

Итак, право народов на самоопределение должно осуществлять­ся в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Особенно следует подчеркнуть первостепенное значение повсе­местного соблюдения прав человека. Несомненно, что интерес к само­определению приобрел столь гипертрофированные формы именно в силу попрания прав человека и меньшинств. Международно признан­ная концепция прав меньшинств, сформулированная в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, исходит, однако, из индивидуального характера этих прав как прав лиц, при­надлежащих к национальным меньшинствам.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Каковы же допускаемые международным правом способы осуществления права народов на самоопределение, то есть основанные на их волеизъявлении и ведущие к полному уважению и соблюдению их политических, гражданских, социальных, экономических и культур­ных прав?

Этнос, народ может по собственному желанию постепенно утра­тить свои национальные и этнические черты, ассимилироваться с другой этнической общностью, или, вернее, в процессе развития со­здать совместно с последней какое-то новое образование.

Достаточно распространенными в мире являются самые разнооб­разные формы национально-культурной автономии. Такого рода авто­номия дает возможность сохранять этническую самобытность тех или иных народов, решать вопросы развития, религии, культуры, языка, образования. Преимущество этой формы состоит в том, что вопрос о территориальном разграничении снимается.

Автономия во многих случаях приобретает форму национально-территориальной государственности и при соблюдении прав челове­ка и интересов национальных меньшинств позволяет решать вопро­сы их развития.

Наконец, велики возможности федерализма. Опыт федерализма в ряде государств доказывает, что в рамках федерации удается решить национальный вопрос, если это делается на основе демократии и верховенства закона.

Что же касается права на отделение, то оно, как общее правило, не является органической формой права на самоопределение. Его воз­можность связана либо с закреплением в конституциях государств, как это имело место в СССР и Югославии, либо с экстремальными ситуациями, когда той или иной этнической общности отказывается в праве принимать участие в политической и социальной жизни стран на недискриминационной основе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.