Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика охраны земель 3 страница




На подзаконном уровне принят ряд нормативных актов, которые также определяют порядок использования земель водного фонда. К ним можно отнести Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» от 13 сентября 1996 г.* «О ведении государственного водного кадастра РФ» от 29 ноября 1996 г.,** а также утвержденные постановлениями Правительства «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных Полосах» от 23 ноября 1996 г.;*** Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов» от 14 марта 1997 г.**** и ряд других.

 

*СЗ РФ 1996. № 39. Ст. 4564.

**СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.

***СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5567

****СЗРФ. 1997. № 12. Ст. 1443.

 

Поскольку земли водного фонда представляют собой один из элементов системы воды, являются базисом поверхностных водных объектов и участвуют в природном функционировании, все экосистемы земли, занимаемые водными объектами, как правило, являются государственной собственностью.

Согласно Водному кодексу, все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. В федеральной собственности находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух иди более субъектов РФ;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;

водные объекты, располагающиеся на территориях нескольких субъектов либо,одного, но этот объект необходим для обеспечения реализации государственных потребностей, отнесенных к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море РФ;

иные водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и другие.

Для признания конкретного водного объекта федеральной собственностью необходимо решение Правительства РФ, согласованное с органами государственной власти субъекта (субъектов) Федерации, если данный объект проходит по его (их) территории. Некоторые ученые считают, что установление национальным законодательством права собственности на морские пространства (внутренние воды и территориальное море) даже в пределах государственной территории юридически не безупречно. Так, Вылегжанин считает, что это не соответствует международному праву, которое предусматривает не право собственности прибрежного государства, а его суверенитет над территориальным морем.* При этом должно обеспечиваться право мирного прохода иностранных судов. Второй его аргумент состоит в том, что у государства нет возможности распорядиться территориальным морем, так как отчуждение его или его части, скажем, частному лицу было бы международным правонарушением. По его мнению, право собственности не может существовать без правомочия распоряжения. В результате он приходит к выводу, что морские пространства следует считать общим наследием человечества, не принадлежащим на праве собственности какому-либо одному государству.

 

*Вылегжанин А.Н. К характеристике правового режима морских природных ресурсов России // Государство и право. 1997. № 7. С. 54.

 

К собственности субъектов РФ Водный кодекс относит водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, ВК достаточно четко отграничил собственность Федерации от собственности субъектов (в отличие от Закона «О недрах»), что относится к числу несомненных достоинств этого документа.

В муниципальной собственности могут находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имевшие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными (ст. 40 ВКПФ).

Также необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений. Как правило, прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залуженной.

Водоемы играют важнейшую роль в жизни человеческого общества. Они могут использоваться в качестве источника питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. Однако один и тот же водный объект может использоваться как рыбохозяйственный водоем, так и водоем для купания людей. Поэтому на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, регламентируемый различными нормативно-правовыми актами.

Среди этих актов можно выделить законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране и использовании животного мира; положения об охране рыбных запасов; уставы о водном транспорте и др.

Исходя из данных актов, следует, что правовой режим земель водного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них водных объектов. Во-первых, этот режим зависит от целей использования водоемов. Так, если водоем используется в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем. Во-вторых, правовой режим определяется экологической обстановкой сложившейся в месте нахождения водного объекта. Так, если данная местность оказалась в зоне экологического бедствия, то могут быть ограничены или прекращены все виды природопользования, в том числе использование водоема. В-третьих, правовой режим определяется правовым статусом субъектов землепользования. Так, забор воды гражданами и юридическими лицами без применения специальных сооружений, технических средств, устройств возможен без получения разрешительных документов (лицензий).

Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема. Например, при предоставлении водоема преимущественно для рыбохозяйственной деятельности, права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства. Кроме того, по мнению Б.В. Ерофеева, специальный режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель.

Водный объект — особый объект природы, который в отличие от других, не всегда может использоваться в локальном порядке. В локальном порядке может использоваться, например, пруд, озеро, и т.п. Но другие водные объекты (особенно реки) могут находиться в пределах нескольких субъектов федерации или даже нескольких государств. Поэтому важна регламентация использования таких объектов. Поскольку реки представляют собой и физико-географическое и хозяйственное единство, использование водного объекта в одном месте может существенно отразиться на его состоянии в целом. Примером может послужить недавнее происшествие на Дунае, когда зоной экологического бедствия было охвачено несколько западноевропейских стран. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Это проявляется в том, что существует центральная система органов, управляющих бассейновым водным хозяйством.

Водный кодекс РФ устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Также вышеперечисленные субъекты не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 12 ВК РФ).

 

Вопрос 44-47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.