Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 3 страница. 6. Продавец обязан передать покупателю товар в надлежащем ассортименте




6. Продавец обязан передать покупателю товар в надлежащем ассортименте. Ассортимент - внутреннее соотношение между элементами, образующими предмет договора, критерий их соотношения (и противопоставления) - различные признаки, которым придается юридическое значение (см. п. 1 ст. 467 ГК). Вопрос об ассортименте возникает только при возможности установления соотношения между различными элементами предмета, к примеру по признакам производителя (автомобили ВАЗ и ГАЗ), типа (легковые или грузовые), модели (ВАЗ 2109 и 2110), цвета (белые и черные) и т.п. Соответственно этого вопроса не возникает в принципе, если предмет единичен (1 автомобиль), а также если значительное количество товаров, образующих предмет, исключает какое-либо внутреннее их соотношение и противопоставление (100 автомобилей одного производителя, типа, модели, цвета). Вопрос об ассортименте тем более принципиален, чем больше использовано признаков, индивидуализирующих предмет (сам ассортимент при этом является развернутым), напротив, при наиболее общей формулировке предмета вопрос об ассортименте может и не возникнуть.

Ассортимент (как и количество) должен быть определенным или, по крайней мере, определимым, но ассортимент (в отличие от количества) не является существенным: продавец по своему усмотрению вправе передать товары в ассортименте, исходя из известных ему при заключении договора потребностей покупателя (и тем самым восполнить отсутствующее условие договора), или отказаться от исполнения заключенного договора (см. п. 2 ст. 467 ГК). Последствия нарушения продавцом условия об ассортименте может предусматривать договор (см. п. 6 ст. 468 ГК), в противном случае применяются нормы ГК (см. п. 1-5 ст. 468). Так, покупатель по своему усмотрению вправе: a) отказаться от принятия всех переданных товаров (см. п. 1, абз. 3 п. 2); б) отказаться от неассортиментных товаров и принять ассортиментные (см. абз. 2 п. 2); в) потребовать замены неассортиментных товаров на ассортиментные (см. абз. 4 п. 2)*(34); г) принять все переданные товары (см. абз. 5 п. 2)*(35). При отказе от товаров (всех или неассортиментной их части) или предъявлении требования о замене неассортиментных товаров покупатель вправе также отказаться и от их оплаты, а если они уже оплачены - потребовать возврата денег (см. п. 1, 3). Неассортиментные товары считаются принятыми покупателем не только в случае его прямого согласия, но и если в разумный срок после их получения он не сообщит продавцу о своем отказе (см. п. 4). Принятые покупателем неассортиментные товары подлежат оплате по цене, согласованной с продавцом, а в случае ее несогласования последним в разумный срок - по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары (см. п. 5).

7. Продавец обязан передать товар согласно условиям договора о комплектности и комплекте. Комплектность - вопрос о разнообразных предметах - комплектующих изделиях (см. п. 3 ст. 470, п. 3, 4 ст. 471 ГК и др.). Комплектующие изделия - разнородные элементы, образующие единое целое (сложную вещь) и используемые по общему назначению (см. ст. 134 ГК). Разнородность отличает комплектующие изделия от ассортиментных (однородных) товаров (см. ст. 467 ГК). Комплектующие изделия объединены общим (техническим или иным) назначением, каждое такое изделие выполняет свою (техническую или иную) функцию, при этом некоторые комплектующие могут быть принадлежностями (см. ст. 135 и 464 ГК)*(36). Комплектность должна соответствовать условиям договора, а при их отсутствии - обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям (см. ст. 478 ГК). Так, конфигурация компьютеров может быть разной, но стандартная конфигурация предполагает оснащенность всякого компьютера системным блоком, монитором, клавиатурой, мышью.

Комплект - набор товаров по произвольному принципу, которые поэтому нередко являются далекими друг от друга. Пример комплекта - подарочный набор, состоящий из книги, ручки и коробки конфет и (или) любой другой комбинации товаров, набор канцелярских (школьных) товаров и т.п. От комплектности комплект отличается "меньшей устойчивостью" и "большей гибкостью" элементов. Именно поэтому комплект может (и должен) определять только договор, а для восполнения дефицита сведений о комплекте не могут использоваться обычаи делового оборота и иные обычно предъявляемые требования. Отсюда комплект - всегда существенное условие договора, несогласование которого влечет незаключенность последнего. По общему правилу все товары, входящие в комплект, передаются одновременно (см. ст. 479 ГК). Закон устанавливает одинаковые последствия за нарушение комплектности и комплекта с той лишь разницей, что в первом случае они предусмотрены императивно (см. п. 1, 2 ст. 480 ГК), а во втором - диспозитивно (см. п. 3 ст. 480 ГК). В случае передачи некомплектного товара (и при нарушении условия о комплекте, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа обязательства) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок, а при неэффективности последнего требования - замены некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег.

8. Продавец обязан передать товар надлежащего качества. Качество - объективная характеристика, позволяющая сделать вывод о пригодности, ограниченной пригодности или непригодности товара для целей эксплуатации согласно назначению. Качество покоится на технических, технологических, эстетических, экологических и других критериях (и их совокупности) и может быть установлено путем экспертизы. Чем более сложен по своему устройству и (или) функциям товар, тем более многоаспектным и комплексным является вопрос его качества и тем наличие одних характеристик не исключает возможного отсутствия других. Вопрос о качестве имеет прямую связь с вопросом о том, имеет ли вещь меновую и потребительную стоимость, т.е. является ли она товаром. Однако поскольку качество продаваемого товара прежде всего должно соответствовать условиям договора (договорное качество - см. п. 1 ст. 469 ГК), предметом последнего может быть всякая вещь, в том числе и объективно некачественная, но в силу тех или иных причин представляющая для покупателя субъективный интерес (см. п. 3 ст. 536 ГК).

При отсутствии в договоре условий о качестве товар должен быть пригодным для целей обычного использования (обычное качество), а если при заключении договора продавец знал о конкретных целях приобретения товара покупателем - пригодным для использования в этих конкретных целях (конкретное качество) (см. п. 2 ст. 469 ГК). Качество товара, продаваемого по образцу и (или) описанию, должно соответствовать образцу и (или) описанию (заявленное качество - см. п. 3 ст. 469 ГК). Качество товара, отчуждаемого продавцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, должно соответствовать обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке (обязательное качество), а в силу особого соглашения продавца и покупателя оно может (и должно) соответствовать более высоким (по сравнению с обязательным качеством) требованиям (повышенное качество) (см. п. 4 ст. 469 ГК). Продавец обязан обеспечить проверку качества товара. Ее необходимость и порядок проведения (в том числе обязанность предоставления доказательств ее осуществления в виде испытания, анализа, осмотра и т.п.) могут быть предусмотрены законодательством, обязательными требованиями государственных стандартов или договором (см. п. 1, 3 ст. 474 ГК), в противном случае такая проверка производится согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям (см. п. 2 ст. 474 ГК). Порядок и условия проверки качества товара для продавца и покупателя должны быть одинаковыми (см. п. 4 ст. 474 ГК).

Вопрос о качестве товара связан: a) с необходимой и достаточной продолжительностью существования свойств товара, обеспечивающих качественное его функционирование, и б) с предельным сроком обнаружения недостатков для целей последующего предъявления соответствующих требований. В связи с этим Гражданский кодекс предусматривает три ситуации.

Во-первых, отчуждаемый товар должен соответствовать требованиям качества, по крайней мере, в момент его передачи (или в иной момент согласно договору) и далее в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей обычного использования (см. п. 1 ст. 470 ГК). Данное правило закрепляет так называемую законную гарантию качества, которая имеет место и действует во всех случаях, кроме тех, когда продавец выдал договорную гарантию (установил гарантийный срок). Соответственно по общему правилу (если иное не установлено законом или договором - см. п. 1 ст. 477 ГК) покупатель может предъявить к продавцу требования, связанные с недостатками товара, если они были обнаружены в течение этого разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара (или более длительного срока согласно закону или договору) (см. п. 2 ст. 477 ГК).

Во-вторых, продавец, предоставивший договорную гарантию, обязан обеспечить качество товара (включая по общему правилу и все его комплектующие) в течение гарантийного срока (см. п. 2, 3 ст. 470, а также п. 3 ст. 471 ГК). Договорная гарантия может быть обычной и короткой (менее двух лет), что имеет правовое значение (ср. п. 2 ст. 476 и п. 5 ст. 477 ГК). Как правило (если иное не предусмотрено договором), гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара (см. п. 1 ст. 471 ГК). Гарантийный срок не течет, если покупатель был лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца. Он также не течет по общему правилу (если иное не предусмотрено договором), если покупатель не использовал товар из-за недостатков. В первом случае гарантийный срок не течет до устранения продавцом указанных обстоятельств, во втором - продлевается на период, пока товар не использовался при условии надлежащего (см. ст. 483 ГК) извещения продавца о недостатках товара (см. п. 2 ст. 471 ГК). Соответственно по общему правилу (если иное не установлено законом или договором - см. п. 1 ст. 477 ГК) покупатель может предъявить к продавцу требования, связанные с недостатками товара, на который установлен гарантийный срок, если эти недостатки были обнаружены в течение гарантийного срока. При разнице гарантийных сроков на основное и комплектующее изделия обнаружение недостатков комплектующего изделия (для возможности предъявления требований) должно быть в течение установленного на него гарантийного срока, а если он меньше гарантийного срока на основное изделие -в течение гарантийного срока на основное изделие (см. п. 3 ст. 477 ГК). Однако при короткой (менее чем 2 года) гарантии на товар покупатель может предъявить к продавцу требования, связанные с его недостатками, и по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет (см. п. 5 ст. 477 ГК). Значение данного правила состоит в том, чтобы уравнять продавцов, предоставивших короткую гарантию, с теми, которые не предоставили гарантию вообще, и исключить преимущество первых перед вторыми.

В-третьих, у товара может быть срок годности, который отличается от гарантийного срока тем, что он: a) устанавливается только изготовителем (но не продавцом, функции которого по большому счету сводятся к исполнению обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 472 ГК) и начинает течь со дня изготовления (а не передачи) товара; б) его установление - предусмотренная законом или в установленном им порядке обязанность (а не право) изготовителя; в) устанавливается на специфические виды товаров (продукты питания, медикаменты и т.п., эффективность действия которых обычно ограничена во времени); г) определяет временные границы пригодности товара, за рамками которых его использование опасно или бесполезно (см. ст. 472, 473 ГК). Соответственно по общему правилу (если иное не установлено законом или договором - см. п. 1 ст. 477 ГК) покупатель может предъявить к продавцу требования, связанные с недостатками товара, на который установлен срок годности, если эти недостатки были обнаружены в течение срока годности (см. п. 4 ст. 477 ГК).

Таким образом, за пределами рассмотренных сроков обнаружения недостатков переданного товара (этого условия предъявления покупателем требований, связанных с недостатками товара, - см. п. 1 ст. 477 ГК) покупатель, как правило (если иное не установлено законом или договором), не вправе предъявлять такие требования, а продавец соответственно не обязан эти требования удовлетворять. С учетом этого принципиального замечания при наличии спора о качестве проданного товара надлежит иметь в виду следующие вопросы процессуального и материального порядка.

Прежде всего что касается бремени доказывания. Продавец отвечает в следующих случаях:

если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (данное правило является общим и применяется всякий раз при отсутствии у товара гарантийного срока или срока годности - см. п. 1 ст. 476 ГК);

если продавец не докажет, что недостатки возникли после передачи товара из-за нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, действий третьих лиц или непреодолимой силы (данное правило является специальным и применяется при наличии у товара гарантии качества, т.е. установленного продавцом гарантийного срока, - см. п. 2 ст. 476 ГК);

если покупатель докажет, что недостатки, обнаруженные им по истечении установленной на товар короткой гарантии качества, но в пределах двух лет со дня передачи ему товара (данное правило, как видно, также является специальным), возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (см. п. 5 ст. 477 ГК).

Поскольку качество отчуждаемого товара должно соответствовать договору (см. п. 1 ст. 469 ГК), продавец не отвечает за те недостатки товара, которые были им оговорены (см. п. 1 ст. 475 ГК), для чего ему - продавцу - следует это обстоятельство доказать.

Cанкции, к которым может прибегнуть покупатель товара с недостатками, зависят от характера недостатка. Если нарушение требований к качеству товара (в том числе к части товаров, входящих в комплект) является обычным, покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (см. п. 1, 4 ст. 475 ГК).

Если нарушение требований к качеству товара (в том числе к части товаров, входящих в комплект) является существенным (неустранимым вообще или без несоразмерных расходов или временных затрат, выявляемым неоднократно или возобновляемым после устранения и т.п.), покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных денег;

потребовать замены некачественного товара качественным (см. п. 2, 4 ст. 475 ГК).

Если при обычных недостатках покупатель лишен возможности предъявить требования, установленные на случай существенных недостатков (иначе теряет смысл само существование п. 2 ст. 475 ГК), то покупателю, столкнувшемуся с существенными недостатками, едва ли справедливо отказывать в возможности предъявления требований, предусмотренных для обычных недостатков.

Возможность предъявления покупателем этих требований не может блокировать его договор с продавцом, но они могут исключаться характером товара или существом обязательства (если речь идет об устранении недостатков товара или о его замене), а также законом (см. п. 3, 5 ст. 475 ГК). Поскольку санкции ст. 475 ГК - меры защиты покупателя (а не меры ответственности), возможность их применения не обусловлена виной продавца и необходимостью выяснения этого вопроса. Отсюда следует, что если продавец и сможет доказать свою невиновность (т.е. что он не знал, не должен был и не мог знать о наличии у проданного товара скрытого недостатка, проявившегося только спустя некоторое время с начала его эксплуатации), это не освобождает его от санкций со стороны покупателя, эффективность которых предрешает успешность доказывания покупателем того обстоятельства, что недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (см. п. 1 ст. 476 ГК).

Другое дело, если покупатель требует от продавца уплаты неустойки или возмещения убытков, причиненных недостатками товара. Поскольку в таких случаях продавца привлекают к ответственности, он отвечает по общему правилу (если иные основания не предусматривают закон или договор) при наличии в его действиях вины, отсутствие которой он же и доказывает (см. п. 1, 2 ст. 401 ГК).

9. Продавец обязан передать товар в надлежащей таре и (или) упаковке, которые обеспечивают безопасность товара от внешних воздействий и, наоборот, внешнюю безопасность от вредоносных свойств некоторых товаров, а подчас выполняют и другие функции (в том числе рекламные). Поскольку закон в ст. 481, 482 ГК одинаково регулирует вопросы, связанные с тарой и упаковкой, различие между ними (тара может быть многооборотной, а потому сама быть товаром) имеет значение только в случаях, предусмотренных законом или договором (см. ст. 517 ГК). Продавец обязан передать товар в таре и (или) упаковке, кроме случаев, когда иное предусмотрено договором и вытекает из существа обязательства, а также товаров, исключающих необходимость их затаривания (упаковки).

Способы затаривания (упаковки) должны соответствовать:

договору;

при его отсутствии - обычному способу затаривания (упаковки) для соответствующего товара;

при его отсутствии - способу затаривания (упаковки), обеспечивающему сохранность товара при обычных условиях его хранения и транспортирования;

обязательным (для продавцов, осуществляющих предпринимательскую деятельность) требованиям, установленным законом (см. ст. 481 ГК).

Тара (упаковка) может влиять на цену товара, определяемую по весу брутто (см. п. 2 ст. 485 ГК). Нарушения продавцом требований относительно тары (упаковки) могут выразиться в передаче товара без тары (упаковки) или в ненадлежащей таре (упаковке). Покупатель вправе потребовать от продавца затарить (упаковать) товар или заменить ненадлежащую тару (упаковку). Учитывая, однако, что оба требования могут быть блокированы договором, существом обязательства или характером товара (см. п. 1 ст. 482 ГК), более эффективными для покупателя могут стать требования, установленные на случай продажи некачественного товара (см. ст. 475, п. 2 ст. 482 ГК). В самом деле, поскольку недостатки тары (упаковки) приравнены к некачественности товара, в результате чего покупатель вправе предъявить требования, как если бы некачественным был сам товар, требования ст. 475 ГК (в отличие от требований п. 1 ст. 482 ГК) не могут блокировать договор: его могут блокировать существо обязательства, характер товара и законодатель (см. п. 3, 5 ст. 475 ГК).

Вопрос о том, является ли недостаток тары (упаковки) всегда обычным и может ли он быть существенным в связи с применением санкций ст. 475 ГК, спорен*(37). Представляется, что в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть тем или другим:

само правило п. 2 ст. 482 ГК не дает повода для иного решения данного вопроса;

связь между товаром и тарой (упаковкой) может быть различной, при этом недостатки тары (упаковки) могут непосредственно влиять на качество самого товара вплоть до исключения возможности его использования по назначению и именно из-за недостатка тары (упаковки) товар может причинить вред окружающим;

недостатки тары (упаковки) могут быть устранимыми и неустранимыми, последнее соответствует правилу абз. 1 п. 2 ст. 475 ГК;

характер и назначение товара могут быть различными (приобретение товара для себя, для подарка и проч.), а потому неодинаковым для покупателя может быть и значение тары (упаковки).

Применение правила п. 2 ст. 482 ГК не обусловлено обязательным наличием недостатка у самого товара:

при недостатках товара ст. 475 ГК применяется прямо (а не через п. 2 ст. 482 ГК);

назначение п. 2 ст. 482 ГК в том и состоит, чтобы дифференцировать недостатки товара и недостатки тары (упаковки), с одной стороны, с другой - установить единые правовые последствия.

10. У продавца могут быть и другие обязанности. Так, договор может возлагать на него обязанность страховать товар. При ее неисполнении покупатель вправе застраховать товар сам с последующим отнесением расходов на продавца или отказаться от исполнения договора (см. ст. 490 ГК).

Обязанности покупателя и последствия их нарушения. 1. Согласно п. 1 ст. 484 ГК покупатель обязан принять товар, кроме случаев, когда он вправе отказаться от исполнения договора (см. п. 2 ст. 468, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480 ГК). Если покупатель не принимает (отказывается принять) товар, продавец вправе потребовать его принятия или отказаться от исполнения договора (см. п. 3 ст. 484 ГК), а также возмещения убытков (см. ст. 15, 393 ГК). Правило п. 3 ст. 484 ГК применимо и к тем случаям, когда покупатель не принимает (отказывается принять) оплаченный товар, при этом уплаченная сумма может пойти в счет возмещения убытков продавца. Наряду с обязанностью принять товар покупатель согласно п. 2 ст. 484 ГК по общему правилу (если иное не предусмотрено законодательством или договором) обязан совершить действия, которые согласно обычно предъявляемым требованиям необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения товара. Разница между обязанностями, предусмотренными в п. 1 и 2 ст. 484 ГК, состоит в том, что первая является основной (дебиторской) и сформулирована императивно, вторая имеет диспозитивное закрепление и является кредиторской*(38).

В ст. 484 ГК обязанность покупателя принять товар (п. 1) отделена от его обязанности совершить действия, которые обычно необходимы для обеспечения передачи и получения товара (п. 2), при этом в п. 3 закон предусматривает санкции только на случай неисполнения первой обязанности.

В п. 2 ст. 484 ГК действия, которые обычно необходимы для обеспечения передачи и получения товара, прямо названы как обеспечительные. Это указывает на их вспомогательный характер и специфическое назначение - оказание помощи продавцу. В то же время нет сомнений, что вне зависимости от их совершения или несовершения покупателем продавец может исполнить свои договорные обязанности.

Наконец, необходимость совершения покупателем рассматриваемых действий покоится на обычно предъявляемых требованиях (см. п. 2 ст. 484 ГК), а не в силу их нормативного или договорного закрепления (напротив, согласно п. 2 ст. 484 ГК законодательство или договор могут только исключить необходимость их совершения). А поскольку не вполне понятно, что именно может потребовать продавец от покупателя в том или другом случае со ссылкой на п. 2 ст. 484 ГК, а главное, на чем он может основывать свои требования, обязанность покупателя, о которой идет речь в п. 2 ст. 484 ГК, не корреспондирует праву продавца потребовать ее исполнение.

2. Покупатель обязан известить продавца о нарушении им договора в части: количества; ассортимента; качества; комплектности; тары и (или) упаковки в срок, установленный нормативно или договором, а если он не установлен - в разумный срок с момента обнаружения нарушения (см. п. 1 ст. 483 ГК). Речь идет не о всех возможных нарушениях договора продавцом, а только о тех, которые имеют отношение к физическим характеристикам товара, поэтому данная обязанность покупателя не касается случаев нарушения продавцом сроков передачи или необеспечения им юридической чистоты товара*(39). При нарушении покупателем рассматриваемой обязанности продавец-нарушитель вправе отказаться удовлетворить требования покупателя полностью или частично, доказав, что неисполнение покупателем данной обязанности повлекло невозможность или экономическую обременительность удовлетворения его требований (см. п. 2 ст. 483 ГК).

Итак, многие нарушения продавцом договорных обязанностей (кроме тех, которые не названы в п. 1 ст. 483 ГК, а также умышленных - см. п. 3 ст. 483 ГК) и потенциальная возможность применения к нему санкций могут быть блокированы (исключены или минимизированы) неисполнением покупателем обязанности уведомить продавца о данных нарушениях. Закон требует от покупателя оперативности по выявлению и устранению физических недостатков товара, в противном случае возлагает на него риск неполучения удовлетворения по соответствующим требованиям, в свою очередь продавец-нарушитель не обязан устранять допущенные им нарушения договора в изменившихся временных и (или) экономических условиях.

3. Покупатель обязан оплатить товар. По общему правилу он должен сделать это непосредственно до или после передачи товара (если иное не предусмотрено законодательством, договором и не вытекает из существа обязательства - см. п. 1 ст. 486 ГК) и единовременно (если иное не предусмотрено договором - см. п. 2 ст. 486 ГК). Непосредственность оплаты означает одновременную передачу контрагентами товара и денег (т.е. моменты оплаты и передачи должны быть максимально приближены друг другу), а единовременность оплаты - полное внесение покупной цены. Установленную в качестве общего правила непосредственную оплату как до, так и после передачи надлежит отличать от тех случаев, когда между актами передачи и оплаты существует разрыв, позволяющий противопоставить их друг другу. Один из таких случаев-исключений -полная или частичная оплата до передачи (так называемая предоплата - см. ст. 487 ГК), другой - оплата через определенное время после передачи (так называемый кредит - см. ст. 488, 489 ГК). В свою очередь, исключение из общего правила о единовременности уплаты покупной цены - оплата в рассрочку (см. п. 2 ст. 486 и ст. 489 ГК). По смыслу п. 1 ст. 487 и п. 1 ст. 488 ГК случаи предоплаты и оплаты в кредит могут устанавливаться только договором, что не согласуется ни с той частью правила п. 1 ст. 486 ГК, которая упоминает о возможности существования внедоговорных исключений, ни с теми внедоговорными исключениями, которые существуют на самом деле (например, оплата в п. 1 ст. 544 ГК - не что иное, как частный случай оплаты товара, проданного в кредит). В свою очередь, по смыслу ст. 489 ГК оплата в рассрочку возможна только при продаже в кредит, что не согласуется ни с более общим смыслом правила п. 2 ст. 486 ГК, ни с возможными случаями рассрочки предоплаты (например, при продаже недвижимости). Последствия неисполнения обязанности по оплате товара в основном зависят от варианта оплаты.

Непосредственная оплата. Если оплата должна была состояться непосредственно как до, так и после передачи товара (см. п. 1 ст. 486 ГК), последствия неоплаты зависят от факта принятия товара покупателем. От покупателя, принявшего товар, но не оплатившего его своевременно, продавец вправе потребовать оплаты и процентов годовых (см. п. 3 ст. 486 ГК), а от покупателя, отказавшегося принять товар и оплатить его, продавец может потребовать оплату, но может и вовсе отказаться от исполнения договора (см. п. 4 ст. 486 ГК). Кроме того, по общему правилу (если иное не предусмотрено законодательством или договором) до полной оплаты покупателем всех ранее переданных ему товаров продавец вправе приостановить передачу других, еще не переданных товаров (см. п. 5 ст. 486 ГК).

Предоплата. При неисполнении покупателем обязанности по предоплате продавец вправе по общему правилу (если договором или законом не предусмотрено иное) приостановить встречную передачу товара или отказаться от нее и потребовать возмещения убытков, а при ненадлежащем (не в полном объеме) исполнении покупателем данной обязанности продавец вправе приостановить встречную передачу товара или отказаться от нее в части, соответствующей неполученной предоплате. Если продавец, несмотря на полное или частичное непредоставление покупателем обусловленной договором предоплаты, все же передаст покупателю товар, последний обязан его оплатить (см. п. 2-4 ст. 328, п. 2 ст. 487 ГК).

Кредит. При неисполнении покупателем обязанности по оплате товара, проданного в кредит, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченных товаров (см. п. 3 ст. 488 ГК). По общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) продавец также вправе потребовать от покупателя уплаты на просроченную к выплате сумму процентов годовых (см. ст. 395 ГК) за период со дня, когда товар должен был быть оплачен до дня фактической его оплаты, а если это предусмотрено договором, проценты годовых могут уплачиваться на сумму, соответствующую цене товара (а не на просроченную сумму) и взыскиваться со дня передачи товара (а не со дня, когда он должен был быть оплачен) (см. п. 4 ст. 488 ГК)*(40). Вместо этого продавец вправе по общему правилу (если это не исключает договор) обратить взыскание на проданный товар, который с момента передачи покупателю и до его оплаты считается заложенным в обеспечение платежной обязанности покупателя (залогодателя) в пользу продавца (залогодержателя) (см. п. 5 ст. 488 ГК).

Рассрочка платежа. Если покупатель не вносит в установленный договором срок очередной платеж (взнос) за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара. Однако применение данной санкции блокируют два обстоятельства: a) запрет, который может быть предусмотрен в договоре; б) оплата покупателем более половины цены товара. Соответственно при невозможности применения данной санкции продавцу остается обратиться к покупателю с требованием о взыскании образовавшегося долга и процентов годовых. Впрочем, опять-таки вместо этого продавец вправе по общему правилу (если это не исключает договор) обратить взыскание на проданный товар, который с момента передачи покупателю и до его оплаты считается заложенным в обеспечение платежа покупателя (залогодателя) в пользу продавца (залогодержателя) (см. п. 2, 3 ст. 489 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.