Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 7 страница. 3. Однако если поставщик (исполнитель) должен поставить товары не заказчику (и не указанному им в отгрузочной разнарядке получателю)




3. Однако если поставщик (исполнитель) должен поставить товары не заказчику (и не указанному им в отгрузочной разнарядке получателю), а определенному заказчиком покупателю, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении (покупателя), на основании которого они заключают между собой договор (см. п. 1 ст. 529 ГК). Отсюда - третий возможный (но не обязательный) факт - основанный на контракте договор поставки для публичных нужд, заключаемый между поставщиком (исполнителем) и прикрепленным к нему покупателем. Поставщик (исполнитель), уклоняющийся от его заключения, может быть понужден к его заключению по требованию покупателя на условиях проекта, разработанного покупателем.

Напротив, покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае уведомленный поставщиком (исполнителем) заказчик обязан в течение 30 дней: a) прикрепить к поставщику (исполнителю) нового покупателя; б) направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя; в) сообщить о принятии и оплате товаров им самим, в ином случае поставщик (исполнитель) вправе: потребовать принятия и оплаты товаров заказчиком; реализовать товары самостоятельно с отнесением разумных расходов по их реализации на заказчика (см. ст. 529, 530 ГК). Плательщик по договору поставки - покупатель (сторона по договору), заказчик же - законный его поручитель по данному платежному обязательству (см. § 5 гл. 23, ст. 532 ГК). Независимо от того, ограничивается ли дело контрактом или же в соответствии с ним заключается договор поставки, заказчик в предусмотренных законом случаях вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при этом он должен возместить убытки поставщику (исполнителю), а если это повлекло расторжение или изменение договора поставки - также и покупателю (см. ст. 534 ГК).

4. Иногда отношения по публичным поставкам предполагают специфические схемы с большим числом юридических фактов. Так, государственный контракт на поставку оборонной продукции заказчик заключает с так называемым головным исполнителем (головным поставщиком), которому он может передавать часть своих функций по выполнению оборонного заказа, и который для его выполнения заключает договоры поставки с непосредственными исполнителями (поставщиками) (см. ст. 1, 4-6 Закона о государственном оборонном заказе).

5. В отличие от обычной поставки поставка для публичных нужд имеет особенности в субъектном составе.

Заказчиком здесь могут выступать: a) органы государства и местного самоуправления; б) органы управления государственными внебюджетными фондами; в) бюджетные учреждения; г) иные уполномоченные получатели бюджетных средств. Допускается также существование специализированных государственных (муниципальных) органов, уполномоченных на осуществление для заказчиков функций по размещению заказов (так называемые уполномоченные органы). Данные органы, осуществляя эти функции, сами при этом контракты не подписывают (см. ст. 4 Закона о размещении заказов).

К участникам размещения заказов (т.е. потенциальным поставщикам) особых требований не предъявляется. Ими могут быть: любое юридическое лицо независимо от его формы, формы собственности, места нахождения и происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе гражданин-предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только законом, в частности при проведении закрытых конкурсов и аукционов (см. ст. 8, 20 и 30, 32 и 39 Закона о размещении заказов).

Договор контрактации и квалифицирующие его признаки. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). Данный договор имеет следующие квалифицирующие признаки.

Во-первых, продавец в договоре контрактации (хозяйство) - производитель (т.е. создатель) сельхозпродукции, а сама сельхозпродукция должна быть выращена или произведена именно продавцом. При этом вопрос о том, должен ли при этом продавец (как и поставщик - ср. ст. 506 ГК) осуществлять предпринимательскую деятельность (и может ли быть продавцом гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, например реализующий излишки собственного урожая), решается неоднозначно*(65).

Вообще говоря, производство сельхозпродукции и последующая ее сдача для переработки (продажи) предполагает предпринимательский характер такой деятельности, поэтому продавцами по договору контрактации являются: граждане-предприниматели, в том числе неправосубъектные коммерческие организации - крестьянские (фермерские) хозяйства в лице их глав (см. п. 2 ст. 23 ГК) и профильные правосубъектные коммерческие организации любой формы (в том числе сельхозкооперативы)*(66). Вместе с тем Гражданский кодекс не устанавливает прямых требований к характеру деятельности продавца-производителя, а ориентироваться в этом вопросе на фигуру поставщика-предпринимателя нельзя, поскольку правила о договоре поставки применяются к отношениям по договору контрактации, если последние не урегулированы правилами § 5 гл. 30 ГК (см. п. 2 ст. 535 ГК), чего никак нельзя сказать применительно к обсуждаемому вопросу.

Напротив, Гражданский кодекс определенно говорит, что продавец должен быть производителем, а производственная деятельность, будучи деятельностью хозяйственной, может быть (и часто бывает) предпринимательской, но может таковой и не быть. Именно поэтому продавцы по договору контрактации - не только предприниматели, но и иные сельхозпроизводители (некоммерческие организации или граждане, имеющие подсобное, личное хозяйство). Соответственно продажа сельхозпродукции любым лицом, не являющимся ее производителем (купившим ее у производителя для последующей перепродажи и т.п.), однозначно исключает договор контрактации. Такие договоры при наличии всех квалифицирующих признаков могут быть поставкой (§ 3 гл. 30 ГК), в противном случае следует обращаться к общим положениям о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК).

Во-вторых, покупатель в договоре контрактации (заготовитель, контрактант) - лицо, осуществляющее закупки сельхозпродукции, причем такие закупки осуществляются не вообще, а именно для последующей ее переработки или перепродажи. Говоря иначе, купленная сельхозпродукция не должна остаться у заготовителя: она должна "продолжить свое движение" в гражданском обороте либо в своем первоначальном виде, либо как результат переработки. Отсюда из числа заготовителей следует исключить субъектов, которые, приобретая сельхозпродукцию, не преследуют при этом цели ее переработки (в другую продукцию) или перепродажи (другому лицу).

Заготовителями могут быть любые переработчики сельхозпродукции (зерна - в муку, мяса - в мясопродукты, фруктов и овощей - в консерванты и т.п.), а также разнообразные заготконторы, оптовые базы и т.п., осуществляющие последующую ее продажу. Заготовителями не могут быть лица, приобретающие сельхозпродукцию для собственного использования, причем неважно, о каком именно использовании - коммерческом или бытовом - идет речь. Поэтому с точки зрения невозможности быть заготовителями неважно, идет ли речь о птицефабрике (покупающей зерно в качестве корма для птицы, используемой в коммерческих целях) или о гражданине (покупающем зерно для обеспечения личного подворья). Предпринимательский характер деятельности заготовителя по закупке сельхозпродукции для последующей ее переработки (продажи) в отличие от деятельности продавца сомнений не вызывает.

В-третьих, предмет договора контрактации - сельхозпродукция, т.е. разнообразные товары земледелия (растениеводства) и животноводства, которые обладают следующими признаками: a) потребляемый характер; б) родовой (заменимый) характер; в) биологическое происхождение; г) объективная связь с естественными факторами (природно-климатическими, атмосферными и т.п.) и зависимость от них; д) связь с продовольственной сферой. Кроме того, контрактуемая сельхозпродукция должна быть выращена или произведена продавцом (см. п. 1 ст. 535, ст. 537 ГК), а потому всегда представляет собой ограниченный имущественный род (genus limitatum)*(67).

При обращении к § 5 гл. 30 ГК обычно возникает вопрос: должна ли сельхозпродукция отсутствовать на момент заключения договора (с тем, чтобы продавец, исполняя договор, сначала ее произвел, а затем сдал) либо она может наличествовать (т.е. продавец, исполняя договор, мог сдать то, что на момент заключения договора уже существует), т.е. является ли для договора контрактации производственный признак имманентным или факультативным? На этот счет известны разные мнения*(68), нет единой точки зрения и по вопросу о возможности контрактации продукции сельхозпереработки*(69). Вообще говоря, поскольку в § 5 гл. 30 ГК нет прямых указаний на необходимость отсутствия сельхозпродукции на момент заключения договора контрактации, постольку нет и формальных запретов для отчуждения наличного товара на момент заключения такого договора (например, части собственного урожая прошлого года). Нет никаких формальных запретов и для отчуждения продукции сельхозпереработки (например, муки или молочной продукции).

Единственным легальным препятствием здесь может стать правило ст. 538 ГК. Так как в данном правиле воплощена идея повышенной правовой защиты экономически уязвимого сельхозпроизводителя, можно предположить, что его существование было бы излишним, если бы на момент заключения договора сельхозпродукция имела место (или если бы отчуждалась продукция сельхозпереработки). Но тут же возможен и встречный вопрос: если речь идет о целесообразности повышенной правовой защиты экономически уязвимого сельхозпроизводителя, то почему его следует защищать только при выращивании (производстве) сельхозпродукции, а не вообще (тем более, что сама ст. 538 ГК не дает повода как-то связывать ее действие с собственно процессом выращивания или производства, в том числе с влиянием природных, климатических и иных факторов).

Ясно одно: в условиях сегодняшней редакции § 5 гл. 30 ГК особенностью договора контрактации является признак самостоятельного выращивания (производства) сельхозпродукции продавцом, а не факт наличия или отсутствия сельхозпродукции на момент заключения договора и не признак ее первичности или производности. Поэтому до тех пор пока товар способен признаваться сельхозпродукцией (и не перешел в иную категорию товаров), он - надлежащий предмет договора контрактации. Наличие отчуждаемой сельхозпродукции на момент заключения договора само по себе не означает необходимости отказа от контрактации в пользу поставки, в свою очередь, при квалификации договора на отчуждение продуктов сельхозпереработки следует всякий раз взвешенно соотносить между собой первичный фактор сельхозпроизводства и вторичный фактор промышленной переработки и соотношение этих компонентов в предмете договора для целей его видовой квалификации.

Особенности правового регулирования отношений контрактации. Отношения контрактации близки к отношениям поставки, поэтому при их регулировании и дефиците правил § 5 гл. 30 ГК применяются правила § 3 гл. 30 ГК, а если речь идет о контрактации для публичных нужд - § 4 гл. 30 ГК (см. п. 2 ст. 535 ГК). Сам § 5 гл. 30 ГК располагает крайне незначительным числом правил, суть которых - в следующем.

Дополнительным существенным условием договора контрактации (к наименованию предмета и количеству) по смыслу ст. 537 ГК является ассортимент сельхозпродукции, несогласование которого влечет незаключенность договора. Заготовитель обязан: a) как правило (если иное не предусмотрено договором), принять продукцию в месте ее нахождения и обеспечить ее вывоз (избавляя продавца от лишних хлопот); б) принять продукцию, если она соответствует условиям договора и сдается в надлежащий срок продавцом в месте нахождения заготовителя или в ином указанном им месте; в) согласно договору возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции за отдельную плату (см. ст. 536 ГК). Ответственность всякого продавца-производителя (независимо от наличия у него статуса предпринимателя) перед заготовителем за всякое нарушение обязательства подчиняется началу вины (см. ст. 538 ГК). Субъективные начала ответственности заготовителя перед продавцом определяет п. 3 ст. 401 ГК за отсутствием иного в § 5 (а также в § 3) гл. 30 ГК.

Особо регулируются отношения контрактации для публичных нужд. Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Федерации (соответственно для формирования федерального и региональных фондов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, далее - сельхозпродукция) формируют госзаказчиков и доводят до них объемы закупок и поставок по видам сельхозпродукции на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года. Госзаказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают эту информацию избранным им товаропроизводителям (поставщикам).

Правительство РФ ежегодно устанавливают на сельхозпродукцию гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителями (поставщиками) дохода, достаточного для расширенного воспроизводства. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года: a) определяют квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельхозпродукции по гарантированным ценам; б) устанавливают нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на поставляемую готовую продукцию с учетом безубыточной ее реализации; в) гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства авансовые платежи (не менее 50% стоимости поставок, в том числе 25% после заключения госконтракта и 25% после завершения сева), а по продукции животноводства - выплату бюджетных дотаций. Расчеты между покупателями сельхозпродукции и товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по общему правилу по инкассо со сроком платежа 10 дней (а по скоропортящимся товарам - до 5 дней) с момента поступления документов в банк плательщика. За несвоевременную оплату сельхозпродукции и за несвоевременное авансирование продукции растениеводства товаропроизводители (поставщики) взыскивают с покупателей в безакцептном порядке пени в размере 2% суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки, а при просрочке более 30 дней - в размере 3% (подробнее см. ст. 3-6, 8 Федерального закона о закупках и поставках сельхозпродукции*(70)).

 

§ 4. Договор энергоснабжения

 

Договор энергоснабжения и квалифицирующие его признаки. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК). Данный договор имеет следующие квалифицирующие признаки.

1. Предмет данного договора - энергия. Вообще говоря, энергия (от греч. energeia - деятельность) - понятие собирательное, она может быть электромагнитной, механической, химической, гравитационной, ядерной и т.п., при этом одни виды энергии могут превращаться в другие в строго определенных количественных соотношениях, но при всех превращениях общее количество энергии сохраняется (так называемый закон сохранения энергии). Энергия - особый товар из-за следующих присущих ей особенностей:

а) энергия бестелесна: ее нельзя ассоциировать с обычными продаваемыми товарами - предметами материального мира (вещами могут быть только энергоносители - жидкая нефть, нефтепродукты и т.п.);

б) энергия - товар делимый и потребляемый, причем если в договоре купли-продажи передача продавцом товара не сопровождается одновременным его потреблением покупателем (не представляют исключения и те случаи, когда товар является потребляемым - медикаменты, продукты питания и т.п.), то в договоре энергоснабжения акты передачи и потребления товара, напротив, совпадают, что вытекает из особенностей как самого товара, так и договора, направленного на снабжение им (хотя, разумеется, и здесь возможны ситуации, когда покупатель использует полученную энергию позднее - после предварительной ее выборки, помещения в автономный источник питания, например в аккумулятор, и накопления там). По этой причине всякий покупатель в договоре энергоснабжения (в том числе организации) именуется потребителем (см. п. 1 ст. 539 ГК), что, конечно же, не тождественно тому специально юридическому смыслу, который вкладывает в данный термин Закон о защите прав потребителей. Характерное для договора энергоснабжения потребление энергии покупателем в процессе ее получения заметно специализирует данный вид договора купли-продажи на фоне других его видов. Только здесь бестелесность товара и его расходование в процессе самого его получения фактически сводит на нет столь принципиальные для договора купли-продажи вопросы права собственности и его перехода от одного контрагента к другому; проданный (и потребленный) товар во всяком случае исключает возможность последующего его возврата в натуре;

в) энергия - товар родовой. Разумеется, энергия может быть индивидуализирована по тем или иным признакам - внутренним техническим (присущим самой энергии) или внешним (относящимися к ее производителям, поставщикам, месту расположения сети, по которой она подается, и т.п.), однако индивидуализация энергии едва ли имеет практический смысл. Значение имеет, скорее, не сама энергия, а именно внешние обстоятельства (ее производитель, продавец, особенности подачи и т.п.), сама же энергия часто потребляется в любом необходимом объеме (см. п. 3 ст. 541 ГК) и уж во всяком случае определяется наиболее общими и к тому же стандартными показателями (см. п. 1 ст. 542 ГК). С данным - родовым - признаком энергии связан другой ее признак: энергия - товар заменимый, причем и с экономической, и с юридической точки зрения;

г) энергия - универсальный и массово-востребованный товар: она нужна всем, важна не только как объект внутреннего оборота, но и как стратегический ресурс во внешнем обороте (и даже во внешней политике);

д) особенности энергии как объекта и связанной с ним энергетической деятельности учитываются не только в договорной сфере (см. § 6 гл. 30 ГК), но и за ее пределами (см. ст. 1079 ГК).

Поскольку правила § 6 гл. 30 ГК, посвященные договору энергоснабжения, говорят об энергии вообще и не уточняют, о каких именно ее формах (видах) идет речь, возникает вопрос: всякая ли энергия и только ли энергия могут быть предметом договора энергоснабжения?

Предметом договора энергоснабжения является только та энергия, которая может быть объектом гражданского оборота в принципе (см. ст. 129 ГК) и подаваться на расстояние через присоединенную сеть. По этой причине предметом договора энергоснабжения не может быть известная законодательству энергия из так называемых возобновляемых источников (т.е. энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, энергия существующих в природе градиентов температур - см. ст. 1 Закона об энергосбережении*(71)), а также атомная энергия - объект самостоятельного регулирования*(72). В то же время согласно п. 3 ст. 539 ГК при регулировании отношений по договору энергоснабжения преимущественное значение имеют правила ГК, и только в той части, в которой ГК эти отношения не регулирует, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (т.е. специальное законодательство). Поэтому нормы специального законодательства уступают нормам ГК и имеют субсидиарное применение относительно норм ГК.

Данное правило, адресованное сетевому снабжению энергией вообще, имеет характер общего правила, при этом оно испытывает очевидное изъятие в тех случаях, когда предметом договора энергоснабжения выступает электрическая и тепловая энергия. В таких случаях в силу прямого указания закона (см. п. 4 ст. 539, п. 1 ст. 548 ГК) приоритет, напротив, имеют нормы закона или иных правовых актов (специального законодательства), а нормы § 6 гл. 30 ГК применяются, если специальным законодательством не установлено иное. Поэтому здесь уже нормы ГК уступают нормам специального законодательства и, имея диспозитивный характер, применяются в двух случаях: если не противоречат существующим нормам специального законодательства или дополняют нормы, отсутствующие в специальном законодательстве.

Не оценивая сейчас такой подход по существу, ясно одно: толкование п. 3 ст. 539 ГК, с одной стороны, и п. 4 ст. 539, п. 1 ст. 548 ГК - с другой, позволяет сделать вывод, что помимо электрической и тепловой энергии (которые упомянуты прямо и в отношении которых установлен примат норм специального законодательства над нормами ГК) предметом договора энергоснабжения в принципе могут быть и иные виды энергии (подразумеваемые в контексте общего правила, регулирование которых обеспечивают нормы ГК и только при их недостаточности - нормы специального законодательства);

е) электрическая и тепловая энергия - поименованный и самый распространенный предмет договора энергоснабжения, причем: нормы § 6 гл. 30 ГК здесь уступают нормам специального законодательства*(73); снабжение этими видами энергии специальное законодательство то и дело именует поставкой, что не подлежит буквальному толкованию: эти виды энергии de lege lata упомянуты прямо в § 6 гл. 30 ГК, а их изъятие оттуда de lege ferenda поставит под сомнение саму целесообразность выделения(и сохранения) договора энергоснабжения как вида договора купли-продажи; электрическая и тепловая энергия связаны между собой: их производство возможно в режиме комбинированной выработки, когда производство электроэнергии (теплоэлектростанциями) непосредственно связано с одновременным производством энергии тепловой; последнее обстоятельство как раз и предрешает особенности правового регулирования теплоснабжения (см. ст. 1, 3, 45 Закона об электроэнергетике);

ж) еще более специфично сетевое снабжение газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами: при регулировании этих отношений правила § 6 гл. 30 ГК уступают не только правилам законодательства (например, упоминавшегося выше Закона о газоснабжении и Правилам поставки газа), но и существу обязательства (см. п. 2 ст. 548 ГК). К тому же сетевое снабжение газом (речь идет о продаже природного, нефтяного (попутного), отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, газа, добываемого и собираемого газо- и нефтедобывающими организациями, а также газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями), хотя и признается формой энергоснабжения (т.е. деятельностью по обеспечению потребителей газом, в том числе по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам), в то же время рассматривается именно в контексте поставки газа (в том числе для публичных нужд), а сама газопроводная сеть - в контексте трубопроводного транспорта (см. ст. 2, 18, 25, 27 Закона о газоснабжении, а также Правила поставки газа).

Принимая во внимание два обстоятельства - a) в отличие от электрической и тепловой энергии газ - не энергия, а энергоноситель, который поэтому упоминается в § 6 гл. 30 ГК "за скобками" (см. п. 2 ст. 548 ГК); б) сетевое снабжение газом - только один из возможных вариантов его продажи (способов исполнения обязательства), - согласиться с квалификацией сетевого снабжения газом как договора поставки можно, но с одним непременным условием - при наличии у такого договора всех квалифицирующих поставку признаков. Соответственно договор сетевого снабжения газом, содержащий все квалифицирующие признаки розничной купли-продажи, - договор розничной купли-продажи (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая возможность применения законодательства о защите прав потребителей). Что же касается норм § 6 гл. 30 ГК, они применяются к отношениям по сетевому снабжению газом независимо от особенностей их регулирования с правилами § 2 и 3 гл. 30 ГК во всех случаях, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (см. п. 2 ст. 548 ГК). Наконец, в двух случаях - a) дополнительно к правилам об отдельных видах договора купли-продажи (в том числе § 2, 3, 6 гл. 30 ГК) и б) при отсутствии достаточных предпосылок для обращения к правилам об отдельных видах договора купли-продажи (в том числе § 2, 3, 6 гл. 30 ГК) - для регулирования отношений по снабжению газом следует обращаться к правилам § 1 гл. 30 ГК (см. п. 5 ст. 454 ГК).

Все сказанное выше обусловливает следующие выводы.

Предмет договора энергоснабжения - подаваемая через сеть энергия - электрическая, тепловая и, возможно, другие ее виды*(74). Разумеется, сетевое снабжение другими видами энергии применительно к гражданам и сфере бытового потребления энергии представить трудно, но это едва ли следует исключать в принципе применительно к сфере промышленного производства, принимая во внимание постоянное развитие научной мысли, технического и технологического прогресса.

Поскольку предметом сетевого снабжения могут быть не только энергия, но и энергоносители (газ, нефть и нефтепродукты), а также другие товары, правило п. 2 ст. 548 ГК имеет в виду любые товары, способные двигаться по сети самостоятельно, в том числе за счет создания в сети тех или иных условий - компрессии, давления и т.п. (например, капсулы, обычные жидкости). А коль скоро сама сеть может использоваться за рамками договора энергоснабжения, договоры, о которых идет речь в п. 2 ст. 548 ГК, - это не договоры энергоснабжения, а договоры о сетевом снабжении товарами (в том числе розничной купли-продажи или поставки), которые примыкают к договору энергоснабжения исключительно по признаку сетевой подачи товара и в силу этого могут заимствовать правила о договоре энергоснабжения)*(75).

Признак сетевого снабжения товарами - повод для обращения к правилам § 6 гл. 30 ГК, при этом особенность их применения зависит от того, о снабжении каким товаром (в том числе какой энергией) идет речь, т.е. от предмета договора (и, как следствие, от самого договора).

2. Необходимый технический признак договора энергоснабжения - присоединенная энергетическая сеть, что следует из его определения и других правил (см. п. 1, 2 ст. 539, абз. 1 п. 1 ст. 540, ст. 543 ГК). Присоединенная сеть обеспечивает особенности передачи, а значит, и исполнения договора энергоснабжения. Именно поэтому энергия: a) если быть точным, не передается, а подается, причем подается непрерывно (двигается по сети); б) принимается путем совершения абонентом самостоятельных действий. Отсюда в договоре энергоснабжения (в отличие от других видов договора купли-продажи) обязанность продавца сводится не к передаче товара, а к обеспечению его наличия в сети согласно режиму подачи и потребления (см. п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 541 ГК) или вообще постоянно (см. п. 3 ст. 541 ГК), соответственно получение энергии - способ ее выборки, который только и возможен путем совершения покупателем конклюдентных действий.

Поскольку сеть - необходимый признак договора энергоснабжения, внесетевая продажа энергии (в автономных источниках питания - баллонах, аккумуляторах и т.п.) исключает применение правил § 6 гл. 30 ГК, но не исключает применения правил § 2 и 3 гл. 30 ГК, а также обращения к правилам § 1 гл. 30 ГК (см. п. 5 ст. 454 ГК). Присоединенную сеть образуют взаимосвязанные и взаимодействующие технические средства. Основные ее компоненты - a) линии передачи энергии (провода, трубы для движения электро- или тепловой энергии); б) преобразующая аппаратура (трансформаторы); в) средства учета движения и потребления энергии и энергоресурсов (контрольно-измерительная аппаратура, счетчики); г) иные устройства, приборы, оборудование.

Если быть более точным, к так называемым объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии оборудование. Данные объекты наряду с другими объектами включаются в более общее понятие "объекты электроэнергетики", которые наряду с другими объектами, связанными единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) образуют Единую энергетическую систему РФ (далее - ЕЭС России). Наряду с единой национальной (общероссийской) электросетью существуют территориальные электросети (и территориальные сетевые организации). Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: a) единая национальная (общероссийская) электросеть; б) территориальные распределительные сети, обеспечивающие передачу электроэнергии; в) единая система оперативно-диспетчерского управления (см. ст. 3, 5 Закона об электроэнергетике)*(76).

3. Продавец в договоре энергоснабжения - энергоснабжающая организация, централизованно подающая энергию множеству подключенных к сети покупателей. От энергоснабжающей организации не требуется продажи собственной (самостоятельно генерированной) энергии (ср. с п. 1 ст. 535 ГК), поэтому энергоснабжающей организацией может быть всякая специализированная коммерческая организация, производящая или закупающая энергию для последующей ее реализации (продажи, перепродажи) покупателям.

Покупатель в договоре энергоснабжения также свободен от каких-либо специальных требований (ср. с п. 1 ст. 492, ст. 506, п. 1 ст. 535 ГК). Покупателем согласно прямому указанию ряда статей, содержащихся в § 6 гл. 30 ГК, и самому его названию (абонент, потребитель) может быть всякий гражданин или юридическое лицо, потребляющие покупаемую энергию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.