Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. 12 страница




Помимо рассмотренных прав, авторы обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Применительно к использованию произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна закон особо выделяет имущественное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект.

К правомочиям авторов соответствующих проектов отнесена возможность участия в реализации своего проекта, в том числе путем разработки документации на строительство, если иное не предусмотрено договором. Они также имеют право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (ст. 1293 ГК). Если раньше размер процентных отчислений, а также условия были установлены в самом законе*(177), то ныне они должны быть определены Правительством РФ.

Основной целью данного субъективного права является защита имущественных интересов авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают оригиналы своих произведений различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

Помимо авторов произведений изобразительного искусства, правом следования пользуются также авторы рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

К числу имущественных прав авторов законодательство и наука советского периода традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" также признавал за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не было названо. Объяснялось это тем, что закон исходил из того, что автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения за использование произведения в любой форме и любым способом. Иными словами, предполагалось, что каждое из уже рассмотренных правомочий неразрывно связано с правом автора на получение вознаграждения. В части четвертой Гражданского кодекса отражен такой же подход к праву на вознаграждение.

В отличие от других прав автора данное право носит не абсолютный, а относительный характер, т.е. действует по отношению к тем лицам, которые используют или собираются использовать произведение. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.

Во-первых, правом на получение специального вознаграждения обладают авторы служебных произведений (ст. 1295 ГК). Как уже указывалось, исключительные права на использование служебных произведений принадлежат лицам, с которыми авторы состоят в трудовых отношениях (т.е. работодателям), если только в договорах между ними и авторами не предусмотрено иное. Если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне, автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Во-вторых, правом на вознаграждение обладают авторы произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (п. 5 ст. 1298 ГК), а также авторы программ и баз данных, созданных по заказу (п. 4 ст. 1296 ГК) или при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (п. 3 ст. 1297 ГК).

Конечно, чаще всего в подобных случаях произведения создаются при выполнении авторами своих служебных обязанностей, в силу чего право на вознаграждение у них возникает на основании ст. 1295 ГК. Однако в тех случаях, когда созданные таким образом произведения не относятся к числу служебных, за их авторами признается право на получение особого вознаграждения.

В-третьих, вне авторского договора реализуется право на вознаграждение и тех авторов, которые передали свои полномочия на использование произведений организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе. Такие организации сами согласовывают с пользователями размер вознаграждения, осуществляют его сбор и распределяют его между обладателями авторских прав пропорционально объему фактического использования произведений.

В-четвертых, особый случай выплаты авторского вознаграждения предусматривает ст. 1245 ГК, посвященная воспроизведению фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Распространение современной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры создало возможности для простого и дешевого воспроизведения выпущенных в свет произведений. В условиях когда осуществление надлежащего контроля за этим процессом практически невозможно, Россия вслед за другими странами ввела еще в 1993 г. в свое законодательство правило, разрешающее воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, но с обязательной выплатой вознаграждения авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. В свою очередь, изготовители оборудования и материальных носителей включают выплачиваемое ими вознаграждение в себестоимость выпускаемой ими продукции, что означает повышение ее цены для конкретных потребителей. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

Поскольку же какой-либо индивидуальный контроль за этой сферой невозможен, установлено, что сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. В дальнейшем собранное вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством РФ.

Следует заметить, что правила о сборе и распределении между правообладателями указанного вознаграждения не применяются на практике уже более 15 лет.

В-пятых, закон предусматривает выплату специального вознаграждения композитору, являющемуся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю данного аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). По сравнению с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 13) данное право композиторов расширилось за счет того, что вознаграждение композиторам теперь должно выплачиваться не только при публичном исполнении, но и при передаче в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Таковы основные права авторов творческих произведений. Как видим, они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. Одним из принципов авторского права является сочетание интересов авторов с интересами общества в целом. Одним из наиболее ярких проявлений этого принципа является установление в законе случаев так называемого свободного использования авторских произведений.

Свободное использование произведения. Оно известно законодательству всех государств мира и прямо допускается международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства было то, что закрепленные им изъятия из сферы авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, допускалась свободная переработка произведений; воспроизведение любых выпущенных в свет произведений в кино, на радио и на телевидении; воспроизведение любых материалов газетами и т.п. Наличие этих и некоторых других изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть в конечном счете сводилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" ввел случаи свободного использования произведений в цивилизованные рамки, согласующиеся с международными стандартами. Часть четвертая Гражданского кодекса не внесла в эту область никаких принципиальных изменений. Прежде чем дать ограничениям авторских прав произведений краткую характеристику, отметим следующие общие положения.

Во-первых, изъятия из правил охраны касаются лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании произведений их создателям гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. При установлении конкретных изъятий из авторского права подчеркивается, что использование произведения возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят исчерпывающий характер и не подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Переходя к анализу конкретных изъятий из сферы авторского права, отметим, что многочисленные случаи таких изъятий можно объединить в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведения.

Первую из них образуют те виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость обеспечения доступа к произведениям в целях свободного распространения информации. Сюда относятся: цитирование отрывков из произведений с научной, полемической, критической или информационной целью в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК); использование произведений или отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю материалов, опубликованных в газетах и в прессе, сообщение в эфир или по кабелю опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не были специально запрещены автором (подп. 3 п. 1 ст. 1274 ГК); то же самое касается публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и т.п. в объеме, оправданном информационной целью (подп. 4 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (например, в ходе репортажа об открывшейся выставке или состоявшемся концерте) (подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК); предоставление библиотеками экземпляров произведений во временное безвозмездное пользование (при этом произведения, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться во временное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности копирования этих произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК)), воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения, если только такие произведения не становятся основным объектом данных видов использования (например, в кадр фильма, эпизоды которого сняты на улицах города, попало охраняемое архитектурное произведение) (ст. 1276 ГК).

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли (ст. 1275 ГК). Это разрешается делать библиотекам и архивам для восстановления, замены утраченных и испорченных экземпляров и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов. Библиотеки и архивы могут также репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений, если это делается по запросам физических лиц в учебных или научных целях. То же самое вправе делать образовательные учреждения для проведения аудиторных занятий.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает их использование в официальных и некоторых социально значимых целях. Так, допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 1277 ГК); разрешается воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК); возможно воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами (подп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного использования, осуществляемых организациями эфирного вещания. В частности, в соответствии со ст. 1280 ГК пользователь программы для ЭВМ или базы данных может осуществлять их адаптацию, т.е. вносить в них изменения в целях обеспечения функционирования программы или базы данных на конкретных технических средствах пользователя. Указанные действия должны быть обусловлены исключительно техническими причинами. Он вправе также осуществлять исправление явных ошибок, если это не запрещено договором с правообладателем. Далее, закон допускает изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случае его утраты или уничтожения. Наконец, пользователь программы для ЭВМ вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать программу для ЭВМ, т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий, установленных п. 3 ст. 1280 ГК.

Что касается организаций эфирного вещания, то им разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого организация получила право на сообщение его в эфир. Производство такой записи рассматривается как чисто технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой - облегчающий органам эфирного вещания составление графика своих передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования с целью получения прямой или косвенной выгоды. Читая приобретенную книгу, слушая фонограмму или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности. Такое "использование" невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать.

Вместе с тем по прямому указанию ст. 1237 ГК даже в личных целях не могут использоваться произведения архитектуры в форме строительства зданий и аналогичных сооружений, воспроизводиться базы данных или существенные их части, а также программы для ЭВМ (кроме рассмотренных выше случаев), репродуцироваться книги (полностью) и нотные записи, записываться аудиовизуальные произведения при их публичном исполнении, а также воспроизводиться с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для домашнего использования, аудиовизуальные произведения.

 

§ 4. Авторские договоры

 

Общие положения. Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которые не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.

Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор уступает или обязуется уступить приобретателю свои права на использование произведения либо предоставляет или обязуется предоставить пользователю права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т.п.

Авторский договор может носить как консенсуальный, так и реальный характер; он всегда является взаимным и предполагается возмездным. На протяжении многих лет в российской юридической литературе велся спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводилась к вопросу о том, уступает ли автор своему контрагенту имущественные права на произведение или лишь разрешает использовать произведение на определенных условиях. В этой связи в литературе были выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения*(178).

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", в котором неоднократно указывалось на переход авторских прав на использование произведения, исходил из того, что автор на основании договора уступал все или отдельные имущественные права на произведение его пользователю. Из положений части четвертой Гражданского кодекса достаточно четко следует, что по авторскому договору автор может как уступить свои имущественные права на произведение (договор об отчуждении исключительного права), так и предоставить право использования произведения в предусмотренных договором пределах (лицензионный договор)*(179).

Современное российское авторское право исходит из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны сами определяют свои взаимные права и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем закон предъявляет к авторским договорам некоторые требования, сформулированные в виде диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда в договоре не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие предоставляемого по лицензионному договору права ограничивается территорией Российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право (п. 3 ст. 1235 ГК).

Императивные правила либо запрещают вводить в авторские договоры определенные условия, либо предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, п. 4 ст. 1233 ГК заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор ограничивается в создании в будущем произведений определенного рода или в определенной области. Примером императивной нормы предписывающего характера может служить требование об указании в возмездном лицензионном договоре размера вознаграждения за использование произведения или порядка исчисления такого вознаграждения (п. 4 ст. 1286 ГК).

Виды авторских договоров. Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.

Прежде всего, как уже отмечалось, выделяются авторские договоры об отчуждении имущественных прав и авторские лицензионные договоры. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК). Как следует из приведенного легального определения данного договора, автор или иной правообладатель уступает или обязуется уступить приобретателю все принадлежащие ему имущественные права в отношении произведения, объединенные в части четвертой Гражданского кодекса в понятие "исключительное право". При этом данная уступка прав носит по общему правилу полный, окончательный и бесповоротный характер. В главе 55 учебника уже отмечалось, что такое решение является ошибочным, поскольку, вопреки заверениям разработчиков проекта части четвертой Гражданского кодекса, будет сдерживать оборот имущественных прав.

Авторский договор об отчуждении имущественных прав должен прямо указывать на то, что по нему правообладатель передает или обязуется передать приобретателю все имущественные права на произведение. Договор, в котором на это прямо не указано, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования произведения, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

В соответствии с п. 4 ст. 1234 ГК все имущественные права на произведение переходят от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Данный договор предполагается возмездным, причем в этом случае цена уступки выступает в качестве существенного условия договора. В законе нет указаний по поводу того, должно ли вознаграждение за уступку имущественных прав носить характер разовой выплаты или может выплачиваться иным способом. Исходя из принципа свободы договора стороны могут договориться о любых способах оплаты уступки прав. Если уступка имущественных авторских прав производится на безвозмездных началах, на это должно быть прямо указано в договоре.

К сожалению, авторский договор об отчуждении имущественных прав на произведение урегулирован законом крайне скупо. По существу, составители части четвертой Гражданского кодекса ограничились констатацией того, что по такому договору к приобретателю переходят все авторские имущественные права (по терминологии Кодекса - исключительное право), и фиксацией нескольких второстепенных положений, касающихся, в частности, момента заключения договора и его формы. Однако никаких авторско-правовых гарантий, кроме возможности автора в одностороннем порядке отказаться в случае нарушения его права на вознаграждение (п. 5 ст. 1236 ГК), закон не содержит. Все остальные гарантии предусмотрены Гражданским кодексом лишь для авторских лицензионных договоров.

По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК). Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Соответственно, в любом авторском лицензионном договоре должны быть предусмотрены: а) произведение, права на использование которого предоставляется по договору; б) разрешенные способы использования произведения. Если договор носит возмездный характер (что предполагается), существенным его условием становится также размер вознаграждения или порядок его определения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Кроме названных условий в лицензионном договоре должны быть указаны: а) территория, на которой допускается использование произведения; б) срок, на который заключен договор. Однако оба эти условия не относятся к числу существенных, поскольку если они договором не определены, то презюмируется, что лицензиат вправе осуществлять использование произведения на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет.

В соответствии со ст. 1237 ГК лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании произведения, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре, предусматривающем представление таких отчетов, отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию.

В течение всего срока действия авторского лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования произведения в установленных договором пределах.

Авторский лицензионный договор может предусматривать право лицензиата предоставлять на основании сублицензионных договоров права на использование произведения иным лицам в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата. При этом ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиатов несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Лицензионный договор заключается исключительно в добровольном порядке, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи принудительных лицензий в отношении использования авторских произведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.