Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. 14 страница




На практике чаще всего авторы привлекаются к ответственности за следующие нарушения договорных обязательств:

просрочку в представлении произведения;

выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

отказ от внесения в произведение исправлений, предложенных контрагентом в порядке и в пределах, установленных договором;

нарушение обязанности лично создать произведение;

предоставление прав на использование произведения третьим лицам вопреки принятым обязательствам.

В свою очередь, контрагент обычно отвечает за нарушение обязанностей по:

использованию произведения, если такая обязанность предусмотрена договором;

обеспечению сохранности материального носителя, в котором воплощено произведение (например, уничтожение или порча картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и т.п.);

соблюдению личных неимущественных прав автора, в частности обеспечению неприкосновенности произведения;

выплате автору причитающегося по договору вознаграждения;

воздержанию от передачи прав по использованию произведения третьим лицам, если авторский лицензионный договор этого не допускает.

Авторским договором может предусматриваться ответственность за нарушение сторонами и иных принятых по договору обязательств.

Прекращение авторского договора. Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регламентированы как общими положениями гражданского законодательства (глава 26 ГК), так и некоторыми специальными нормами авторского права.

Большинство авторских лицензионных договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК выступает самостоятельным основанием прекращения договорных обязательств. Но истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда произведение фактически не использовано заказчиком независимо от того, какими причинами это вызвано. Конечно, стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается. Авторский договор об отчуждении прав прекращается с окончанием срока действия авторских прав.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Например, издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограниченное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен прекращению договора и дает автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

Авторский договор может быть прекращен также по взаимному соглашению сторон, в том числе соглашением о замене одного обязательства другим (изменение предмета договора, способов использования произведения и т.д.).

Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве пользователя или приобретателя авторских прав. Смерть автора прекращает существующее обязательство постольку, поскольку исполнение, т.е. создание и доработка произведения, не может быть осуществлено без личного участия самого автора. Если же произведение уже готово для использования, для прекращения договора нет оснований.

В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен по одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением контрагентом условий договора. Так, в соответствии с п. 5 ст. 1234 ГК существенное нарушение приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении имущественных прав срок вознаграждение прежний дает правообладателю право требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Если же исключительное право еще не перешло к приобретателю, то при любом, а не только существенном нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Аналогичным образом решен в законе вопрос об одностороннем отказе автора от авторского лицензионного договора (п. 4 ст. 1237 ГК)*(182).

Порядок прекращения авторского договора по указанным и некоторым иным основаниям специально авторским законодательством не урегулирован. Иногда, например при истечении срока действия договора, это происходит автоматически; в других случаях оформляется особым соглашением сторон; в третьих - производится на основе заявления одной из сторон и т.п. В случае если какая-либо из сторон не согласна с расторжением договора или тем основанием, по которому оно производится, спор передается на рассмотрение суда.

Общим последствием прекращения действия авторского договора является отпадение прав и обязанностей сторон.

 

§ 5. Охрана смежных прав

 

Общие положения. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, создателей баз данных и публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза 1991 г. В последующем нормы Основ получили развитие в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах", посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором был уточнен состав смежных прав. Частью четвертой Гражданского кодекса введена охрана двух новых объектов смежных прав - содержания баз данных и публикаций произведений, перешедших в общественное достояние.

Необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как права артистов-исполнителей, признавалась большинством российских специалистов уже давно*(183). Однако взгляды на возможные формы охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых, в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права - произведение исполнительского искусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле*(184). С точки зрения других ученых, говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений при всем уважении к их труду было бы явной натяжкой. Действительно, результаты творческой деятельности исполнителей заслуживают общественного признания и охраны, однако последняя может быть обеспечена только на основе конструирования специального института смежных прав*(185). Именно эта вторая точка зрения, в справедливости которой, среди прочего, убеждает зарубежный и международный опыт охраны прав исполнителей, и была в конечном счете воспринята российским законодательством.

Помимо прав исполнителей, к смежным правам законодатель, следуя Римской конвенции, отнес права производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов. Кроме того, при использовании авторских произведений интересы этих трех групп субъектов, а также авторов произведений настолько тесно и взаимно переплетаются, что в данном случае оказалась недостаточной традиционная модель взаимоотношений обладателей авторских прав и пользователей произведений.

Реальная жизнь потребовала предоставления указанным пользователям произведений особых прав, которые хотя и производны от прав авторов, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по заключенным с ними договорам. При этом если вопрос об оценке характера деятельности артистов-исполнителей еще может дебатироваться, то деятельность изготовителей фонограмм, а также организаций вещания не носит творческого характера: они осуществляют сугубо техническую деятельность, в результате которой никаких новых произведений не создается. Однако благодаря сходству их интересов с интересами, которыми обладают авторы произведений науки, литературы и искусства, права этих лиц справедливо именуются смежными.

Отсутствует творческое начало и в деятельности составителей баз данных (в части их содержания) и лиц, которые обнародовали или организовали обнародование ранее не обнародованных и перешедших в общественное достояние произведений науки, литературы и искусства. Но поскольку указанные лица приложили усилия, затратили время и средства на достижение данных результатов интеллектуальной деятельности, которые, как правило, обладают социальной значимостью, было бы несправедливо не признавать за ними некоторых прав на достигнутые результаты. Эти права по своей юридической природе больше всего приближены к смежным правам, что и нашло отражение в части четвертой Гражданского кодекса.

Можно прогнозировать, что число объектов, охраняемых с помощью смежных прав, в будущем еще больше увеличится.

Существенной особенностью большинства традиционных смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляет предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Смежные права изготовителя базы данных и публикатора менее связаны с авторскими правами.

Для возникновения и осуществления смежных прав закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Смежные права порождает сам факт создания соответствующего объекта. Вместе с тем изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель прав на фонограмму или исполнение для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать специальный знак охраны смежных прав. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: латинской буквы "Р" в окружности: R; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Данный знак помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре (ст. 1305 ГК). Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако затрудняет процесс доказывания при его нарушении*(186).

В Российской Федерации признаются и охраняются объекты смежных прав, созданные не только в нашей стране, но и за ее пределами. При этом исполнениям, фонограммам, сообщениям передач организаций эфирного или кабельного вещания охрана предоставляется в соответствии с Римской конвенцией при условии, что соответствующие объекты не перешли в общественное достояние вследствие истечения установленного срока их охраны в стране происхождения или в Российской Федерации (п. 3 ст. 1304 ГК).

Что касается охраны содержания баз данных, то права ее изготовителя охраняются в случаях, когда:

изготовитель базы данных является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;

изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ст. 1336 ГК).

Права публикатора распространяются лишь на произведения: 1) обнародованные на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора; 2) обнародованные за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации; 3) обнародованные за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации; 4) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ст. 1341 ГК).

Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом в отношении большинства объектов смежных прав, несмотря на то что они являются результатами технической деятельности, устанавливаются как личные неимущественные, так и имущественные права; права организаций эфирного и кабельного вещания охватывают собой лишь имущественную сферу*(187).

Иными являются и временные рамки действия смежных прав. Имущественные права на исполнения, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания действуют по общему правилу в течение 50 лет с даты первого исполнения или записи исполнения (права исполнителей), обнародования фонограммы или ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основанием для начала течения срока.

Исключительные права изготовителя базы данных действуют в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания или обнародования. При этом охрана возобновляется при каждом существенном обновлении базы данных (ст. 1336 ГК). Права публикатора на произведение действуют в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК). Поскольку правилам об охране новых объектов смежных прав Вводным законом не придана обратная сила, правовой охраной пользуются только те базы данных и публикации, которые был созданы или обнародованы после 1 января 2008 г.

Охрана прав исполнителей. Исполнение как объект смежного права есть представление произведения посредством пения, произнесения, декламации, игры или иного исполнения произведения. Правовой охраной пользуется как живое исполнение, так и исполнение, зафиксированное на материальном носителе. При этом исполнение всегда носит конкретный характер, в связи с чем каждое новое исполнение представляет собой самостоятельный объект правовой охраны. Однако тогда, когда исполнение зафиксировано на каком-либо материальном носителе, оно "отрывается" от своего создателя и начинает самостоятельную жизнь.

Для предоставления охраны исполнению не требуется наличие в нем особой оригинальности или индивидуальности: исполнение охраняется независимо от его качества и достоинств, которые являются субъективными категориями и не могут эффективно применяться на практике. Законом охраняются результаты исполнительской деятельности как артистов-профессионалов, так и любителей, между которыми не проводится никакого различия. Закон лишь требует, чтобы исполнение было выражено в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Определяя круг лиц, которые приобретают смежные права в связи с исполнением произведений науки, литературы и искусства или народного творчества, закон указывает три категории таких лиц - артисты, режиссеры-постановщики и дирижеры (ст. 1313 ГК). Все они названы исполнителями, хотя ими в строгом смысле слова являются лишь артисты, т.е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют произведения. С известной долей условности к числу исполнителей можно отнести дирижеров.

Однако режиссеры-постановщики, в частности театральные режиссеры, балетмейстеры, хореографы и т.д., исполнителями не являются. Во-первых, они не принимают непосредственного участия в исполнении произведений; во-вторых, благодаря их творчеству создается новое художественно целостное сценическое произведение, которое приобретает самостоятельное значение по отношению к произведению, предназначенному для постановки на сцене; в-третьих, результат творческого труда режиссера-постановщика, даже если он не зафиксирован на материальном носителе, может использоваться без участия своего создателя (например, многие театральные спектакли, поставленные известными режиссерами, продолжают идти на сценах театров уже после их смерти). В связи с этим следует признать, что труд режиссера-постановщика в теоретическом плане гораздо ближе к авторскому, чем к исполнительскому творчеству. Но в законе данный вопрос решен иначе и режиссеры-постановщики наделены лишь исполнительскими правами.

Коллективное исполнение произведений приводит к возникновению между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения. Если исполнителей произведения несколько, они осуществляют принадлежащие им правомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например хоров, оркестров, театральных трупп и т.п., производится их дирижерами, режиссерами, солистами, руководителями труппы. Вопросы, связанные с осуществлением смежных прав, решаются в контрактах, заключаемых с артистами, а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность данных коллективов. К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила ст. 1295 ГК о служебных произведениях.

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, т.е. элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права. К первой группе относятся: а) право признаваться автором исполнения (право авторства); б) право на указание своего имени или псевдонима при использовании исполнения (право на имя); в) право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения (право на неприкосновенность исполнения). Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения любым не противоречащим закону способом. Примерный перечень способов использования исполнения содержит п. 2 ст. 1317 ГК. К ним относятся:

сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

сообщение по кабелю, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части, в том числе запись в память ЭВМ;

распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору;

публичное исполнение записи исполнения;

прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При этом исключительные права исполнителей не распространяются на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК). При таких условиях право на воспроизведение записи исполнения переходит к изготовителю фонограммы, а публичное исполнение записи исполнения, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения исполнителя с выплатой ему вознаграждения в соответствии со ст. 1326 ГК.

Указанные правомочия исполнителей, раскрывающие принадлежащее им исключительное право на использование исполнения, не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения. Случаи, на которые исключительное право исполнителя не распространяется, совпадают со случаями свободного использования авторских произведений (ст. 1306 ГК).

Свои имущественные права исполнители могут передавать на договорной основе (выдавать разрешения на использование) производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания, изготовителям аудиовизуальных произведений и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Охрана прав производителей фонограмм. Под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Хотя деятельность по изготовлению фонограмм носит технический характер, их производители наделяются особыми правами, призванными ограждать их имущественные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами. Охране подлежат любые фонограммы независимо от материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано ли на фонограмме охраняемое законом исполнение творческого произведения или сделана запись различных звуковых эффектов, голосов животных, пения птиц и т.п.

Поскольку изготовление фонограмм является технической, а не творческой деятельностью, в мировой практике за их производителем обычно признаются лишь имущественные права. В соответствии со ст. 1324 ГК изготовитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму; распространять экземпляры фонограммы путем продажи или иного отчуждения; сдавать их в прокат; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы; публично исполнять, передавать в эфир или по кабелю и т.д.

Помимо указанных правомочий, производитель фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, совместно с исполнителем, исполнение которого записано на этой фонограмме, имеет право на получение вознаграждения за публичное исполнение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю такой фонограммы (ст. 1326 ГК).

Частью четвертой Гражданского кодекса за изготовителями фонограмм признаны и личные неимущественные права, к которым отнесены: а) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; б) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; в) право на обнародование фонограммы. При этом право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Появление у производителей фонограмм личных неимущественных прав является оправданным решением.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих изготовителю фонограммы. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации посредством их продажи или иного отчуждения, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Иными словами, собственник экземпляра фонограммы может его уничтожить, перепродать, подарить и т.п. Однако он не может заниматься коммерческим прокатом записи, поскольку данное право сохраняется за изготовителем фонограммы независимо от права собственности на ее оригинал или экземпляры.

Указанное право, равно как и другие принадлежащие ему исключительные имущественные права, изготовитель фонограммы может передавать другим лицам (предоставить разрешение на использование) на основании договора.

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). Как и изготовители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством сообщения в эфир или по кабелю. Помимо этого, организации вещания готовят и доводят до сведения публики разнообразные передачи, которые далеко не всегда обладают признаками произведений науки, литературы и искусства. Однако имущественные интересы их создателей нуждаются в особой охране.

С одной стороны, на создание радио- и телепередач, включение в них творческих произведений, исполнений, фонограмм затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на использование передач. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами в коммерческих целях практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая и предоставляется им российским правом.

При этом выделение передач в качестве особых объектов правовой охраны имеет практический смысл лишь в том случае, если сами передачи не являются творческими произведениями. В противном случае их охрана обеспечивалась бы авторским правом и вопрос о необходимости признания за создателями передач еще каких-либо прав просто бы не возникал. В этой связи следует различать передачи организаций эфирного и кабельного вещания как объекты смежных прав и передаваемые в эфир или по кабелю произведения как объекты авторского права.

Передачи, предназначенные для сообщения в эфир или по кабелю, представляют собой результат организационных, финансовых и технических усилий организаций вещания, направленных на создание относительно целостных и завершенных информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей и (или) слушателей. В состав передач могут входить и творческие произведения, права на использование которых организации вещания приобрели в установленном законом порядке.

Как правило, передачи создаются самими организациями вещания посредством деятельности их работников в рамках полученного от организации служебного задания. Однако нередко передачи готовятся лицами, являющимися самостоятельными субъектами гражданского права, которые действуют на основе заказов и за счет средств организаций вещания. Не исключается и инициативная подготовка передач, права на использование которых в последующем переуступаются организациям вещания.

Хотя основная практическая надобность в особой правовой охране прав организаций вещания возникает с момента сообщения передач в эфир или по кабелю, сами передачи становятся объектами правовой охраны с момента их создания*(188).

За организациями эфирного и кабельного вещания закрепляются в отношении их передач только имущественные права на использование передач любыми не противоречащими закону способами*(189). В соответствии с п. 2 ст. 1330 ГК к числу таких способов, в частности, относятся: 1) запись сообщения радио- или телепередачи; 2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи; 3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи; 4) ретрансляция, т.е. сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации; 5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения; 6) публичное исполнение, т.е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.