Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к управлению качеством




Понятия «систем а» и «систем ный подход» в современном мире используются достаточно широко в различных областях знаний и деятельности, хотя до настоящего времени отсутствует строгое, общепринятое определение системы. Это, на наш взгляд, объясняется чрезвычайной сложностью данного понятия, для которого трудно подобрать адекватную формулировку. Система (греч. systema – составленное из частей, соединение) трактуется философией как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Но это определение не имеет ограничений, так как причинно-следственными связями охвачены практически все объекты мира. Следовательно, под понятие «систем а» подходит чрезвычайно широкий круг явлений: от вселенной до предметов обихода. По этой причине многочисленные дефиниции не нашли поддержки у научной общественности и до настоящего времени отсутствует общепринятая формулировка. При этом формально пользуются широкой трактовкой термина, а конкретизируют понятие через перечисление его свойств.

Система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. Основными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть систем ообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средств ами их достижения.

Раскрывая сущность систем ного подхода, обычно имеют в виду, что речь идет не просто о наборе процедур, операций и приемов, а о совокупности (систем е) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и практической деятельности. Системный подход в настоящее время является наиболее важным и продуктивным при исследовании различных социально-экономических явлений, в том числе управления.

Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые по своей сути отражают его содержание и особенности: целостности, совместимости элементов целого, функционально-структурного строения целого, развития, лабилизации функций, полифункциональности, вероятностных оценок, вариантности.

Системный подход к управлению качеством в настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленное на реализацию политики в области качества по средств ом осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой систем е. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством. Устойчивость – это обобщающее понятие, которое складывается из большой группы факторов, непо средств енно на нее влияющих. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия не предусмотренных при создании системы воздействий внешней среды либо из-за нарушения связей в систем е, когда меняется ее структура.

Необходимость формирования систем ного подхода к управлению качеством была фактически осознана к середине 60-х годов нашего столетия, когда все явственнее стало ощущаться, что сам по себе контроль качества даже при всемерном его усилении, расширении масштабов, увеличении числа объектов и участников не может существенным образом изменить состояние дел в лучшую сторону. Усиление контроля не могло дать ответа на вопросы о том, как учитывать мнение возможных потребителей, характер их запросов; какие требования к качеству предъявляются техническим и социальным прогрессом; что должны делать для улучшения качества и своевременного обновления продукции отдельные подразделения предприятий. А именно эти вопросы все чаще возникали перед теми, кто занимался качеством.

 

Система качества является целевой подсистемой управления организацией. Согласно ИСО система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством.

При управлении качеством важны те аспекты общей функции управления, которые, обуславливая конкурентоспособность фирмы, определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование и управление качеством, обеспечение и улучшение его в рамках системы качества. Система управления качеством продукции (услуги) представляет собой совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально – технических, информационных средств при управлении качеством продукции.

Управление качеством продукции (услуги), как и всякое управление, заключается в выработке управляющих решений и их реализации. Система управления качеством продукции является вероятностной. Следовательно, взаимодействие её составных элементов не может быть точно предопределено, так как изменение воздействия факторов, влияющих на качество продукции, заранее предопределить трудно. Система управления функционирует при наличии критериев и показателей, поэтому их определению уделяется большое внимание. Особенно при сертификации продукции.

Непосредственными объектами менеджмента при управлении качеством продукции (услуги) являются процессы, обусловливающие необходимый уровень качества, протекающие на допроизводственной и производственной стадиях ее создания, а также на после производственных стадиях ее существования. В зависимости от того, соблюдаются ли требования программы управления или имеют место недопустимые отклонения от этих требований, управляющие воздействия должны направляться соответственно на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на изменение (корректирование) этого состояния.

Система управления качеством продукции (услуги) должна предусматривать комплекс взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции, основной из которых является обеспечение конкурентоспособности фирмы. Система управления качеством охватывает коллективы людей, технические устройства и массивы (потоки) информации (в том числе показатели).

Системный подход к вопросам управления производством (предприятием) требует рассматривать систему управления качеством как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятиями. Поэтому управление качеством продукции (услуги) на уровне предприятия не может быть организационно изолировано от производственного менеджмента.

В условиях кризиса потребность на рынке возрастает на более дешевую продукцию, поэтому система управления качеством должна гибко реагировать на реальный рыночный спрос. В связи с этим для обеспечения конкурентоспособности обосновывая целесообразность производства продукции фирме необходимо ориентироваться на потребительские ценности и прежде всего на качество и цену продукции. Успех любой фирмы в значительной мере определяется качеством и стоимостью продукции (услуг). Для того чтобы добиться успеха в своей деятельности, фирма должна обеспечить конкурентоспособные качество и цены своих товаров. Боле дешевая продукция, как правило, более низкого качества. Стремясь снизить цену производителю необходимо учитывать, что уровень качества продукции должен соответствовать требованиям НТД. Более низкая цена продукции при том же уровне качества обеспечивает фирме повышение конкурентоспособности. На основании проведенных исследований предложена модель процесса системного подхода к управлению качеством продукции в рыночных условиях (рис. 1).

На первом этапе, на основании анализа результатов мониторинга рынка, руководство принимает решение о целесообразности производства конкретной продукции. Уровень качества на этом этапе означает степень соответствия этой продукции потребительской ценности и внутренним технологическим условиям организации. Учитывая рыночный спрос, фирма может планировать выпуск продукции разного уровня качества (соответственно разный ценовой ассортимент). При этом необходимо учитывать совокупный спрос, т. е. суммарный спрос на весь ассортимент продукции, производимой фирмой. Суммарный спрос обуславливает загруженность производственной системы.

Если технико-технологические условия организации соответствуют требуемому уровню качества подготавливаемой к выпуску продукции — формируется процесс производства продукции. При этом необходимо определять минимальный объём производства (точку безубыточности) соответственно для продукции каждого уровня качества. Если существующие технические условия не соответствуют требованиям по обеспечению заданного уровня качества новой продукции – производится технологическая подготовка и соответствующая реструктуризация производства (при необходимости и наличии источников инвестирования).

 

Модель системного подхода к управлению качеством продукции

 

 

После этого организовывается процесс производства. Для планирования агрегированного выпуска продукции требуется принять решение о том, как эксплуатировать систему в зависимости от изменения рыночного спроса на выпускаемый фирмой ассортимент продукции. Переменными величинами при принятии решения являются объём производства и численность персонала на соответствующий период времени.

В процессе производства осуществляется контроль качества продукции. Управление процессом качества включает в себя измерение выхода (на соответствующих этапах производственного процесса), сопоставление его с установленными стандартами (требованиями НТД), принятие при необходимости корректирующих мер. Если выявленные дефекты исправимы (с учётом экономической целесообразности) — производится их устранение. Основные элементы пригодности продукции (товара), определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции, как правило, возрастает стоимость продукции. Поэтому, поэтому для обеспечения конкурентоспособности фирмы, вопросы реструктуризации производства необходимо соизмерять с рыночным спросом на конкретную продукцию (её уровень качества).

На основании анализа информации, полученной в процессе управления качеством и с учётом рыночной конъюнктуры, разрабатываются мероприятия по повышению (корректировке) качества продукции и долгосрочные планы по качеству.

Система управления качеством обеспечивает согласованную работу всех структур, действующих в организации, и включает эффективные технические и управленческие методы, обуславливающие наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения запросов потребителей, к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал общие признаки действующих систем управления качеством, а также принципы и методы.

Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивая минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции (услуги) будет стабильным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.