Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные виды земель особо охраняемых территорий и объектов




Земли природоохранного назначения. Основным критерием, по которому земельные участки могут быть

отнесены к категории, земель природоохранного назначения, является особая роль в охране ценных

природных • объектов. К примеру, в число таких земель включаются земельные участки, на которых

расположены защитные леса и другие насаждения; земли, необходимые для охраны нерестилищ ценных

видов промысловых рыб, земли в составе водоохранных зон.

Следует обратить внимание на то, что в пределах береговой полосы земли водоохранных зон входят в

состав земель водного фонда, как это предусмотрено ст. 102 ЗК. Земельные участки водоохранных зон за

пределами береговой полосы могут быть отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения

или входить в состав земель лесного фонда в соответствии со ст. 8 ЗК. Таким образом, лишь частично и в

необходимых случаях земельные участки за пределами береговой полосы и в границах водоохранных зон

приобретают статус земель природоохранного назначения. Такой статус не возникает автоматически, а

требует вынесения государственного решения об объявлении отдельных земельных участков землями

природоохранного назначения.

Земли лесов, выполняющие защитные функции, относятся к землям природоохранного назначения, если они

не включены в состав земель лесного фонда.

Правовой режим запретных и нересто'охранных полос устанавливается соответствующими решениями

государственных органов и местных органов самоуправления на основании ст. 22 Федерального закона от

24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»1.

Земельные участки природоохранного назначения могут предоставляться физическим и юридическим лицам

на праве

1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

240 Глава 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

собственности либо пользования по общим правилам ЗК. Одновременно отнесение земельных участков

к землям природоохранного назначения не является основанием для их изъятия (выкупа) у

собственников, пользователей, владельцев, арендаторов, которые тем не менее обязаны соблюдать правила,

ограничивающие их хозяйственное использование. Ограничения прав на земельные участки

подлежат государственной регистрации. Ограничения хозяйственной деятельности в связи с отнесением

земель собственников, пользователей, владельцев и арендаторов к землям природоохранного назначения

могут служить основанием для установления льгот — полного или частичного освобождения от уплаты

земельного налога по ст. 12—14 Закона «О плате за землю» 1991 г.1. Такие освобождения вводятся

решением органов законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов РФ либо

органов местного самоуправления по собственному усмотрению в порядке, установленном Законом «О

плате за землю».

В пределах земельных участков природоохранного назначения 1 вводятся ограничения или запреты на

отдельные виды деятельности. Критерием, по которому вводятся ограничения или запреты, является

несовместимость этих видов деятельности с основным назначением земель. Несовместимы те виды

деятельности, которые вызывают ухудшение состояния ценных природных объектов. К примеру, видами

деятельности, несовместимыми с назначением нерестоохранных полос, будут строительные работы,

размещение производственных объектов вблизи нерестилищ ценных промысловых видов рыб, поскольку с


http://www.natahaus.ru/

этими видами деятельности связаны такие виды воздействия, как загрязнение вод, нарушение гидро-логического режима бассейна, шумовое воздействие.

В состав земель природоохранного назначения входят территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Отнесение этих земель к землям природоохранного назначения производится в порядке образования территорий традиционного природопользования. Такой порядок для территорий, населяемых народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, установлен Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»2.

1 ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424 (с изм. и доп.).

2 СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

§ 4. Иные виды земель особо охраняемых территорий и объектов 241

Одним из указанных критериев является отнесение проживающего населения к категории малочисленных народов и общностей малочисленных народов. Такие территории могут быть федерального, регионального и местного значения в зависимости от уровня их значимости и формы собственности на них и учреждаются соответственно решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Земельные участки в границах территорий традиционного природопользования закрепляются за лицами, относящимися к малочисленным народам и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. В связи с принятием ЗК общинам коренных малочисленных народов — основным землепользователям, предстоит до 1 января 2004 г. переоформить право пользования на право аренды либо приобрести закрепленные за ними земельные участки в собственность. Представители коренных малочисленных народов могут пользоваться землями и другими природными ресурсами для личных нужд. Предпринимательская деятельность допускается в той степени, в какой она не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Закрепленные за коренными малочисленными народами земельные участки могут изыматься для государственных и муниципальных нужд в соответствии со ст. 49 и 55 ЗК. Изъятие не влечет возмещения стоимости земельного участка, однако малочисленным народам, общинам и их представителям выделяются равноценные земельные участки и возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Земли рекреационного назначения. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, предназначенные и используемые для таких целей, как организация отдыха, туризм, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. К этим землям относятся также земли пригородных зеленых зон. В дополнение к ЗК правовой режим земель рекреационного назначения, и прежде всего цели, для которых такие земли могут быть предоставлены, определяется Федеральными законами от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1, от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»2. Понятие отдыха граждан дано в трудовом законодательстве, однако следует

1 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

2 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.

242 Глава 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

иметь в виду, что применительно к данному виду земель речь идет об организованном отдыхе, который, например; исключает индивидуальный отдых граждан на садовых участках или дачах. Соот-ветственно земли рекреационного назначения не могут быть предоставлены для садоводства или дачного хозяйства.

Земли рекреационного назначения неоднородны по составу, который определяется по признаку размещения на них различных объектов. Разрешенные виды деятельности включают строительство, размещение домов отдыха, пансионатов, их обслуживание и эксплуатацию, сооружение необходимой инфраструктуры, обустройство учебно-туристических троп и трасс. Эти земли могут быть в государственной, муниципальной и частной собственности. Допустимыми в зависимости от формы собственности на передаваемый земельный участбк могут быть практически все виды пользования, включая безвозмездное срочное и постоянное (бессрочное) пользование, аренду. На часть земельного участка может быть установлен сервитут. Установление сервитута не является основанием для прекращения либо ограничения использования земельного участка собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами до тех пор, пока такое использование не нарушает режим особой охраны. Земли историко-культурного назначения. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, на которых расположены особо ценные с точки зрения истории и культуры объекты. Они включают объекты культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объекты археологического наследия; достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, а также военные и гражданские захоронения. Следует напомнить, что в эту категорию земель не могут быть включены земельные участки, расположенные в городах и других поселениях, хотя в силу понятных причин множество памятников истории и культуры находятся именно на таких землях. Соответственно земельные участки, на которых расположены такие объекты в черте поселений, входят в состав земель поселений, а их правовой режим определяется ст. 83—86 ЗК, градостроительным законодательством и


http://www.natahaus.ru/

законодательством о культуре, памятниках истории и культуры. Вместе с тем очевидно, что существенных различий в правовом режиме земель, занятых памятниками истории и культуры, как внутри поселений, так и за их пределами, не может возникнуть, так как законодательство о памятниках истории и культуры едино независимо от категории земель.

§ 4. Иные видь: земель особо охраняемых территорий и объектов 243

Отнесению земельного участка к категории историко-культурного назначения предшествует признание

расположенных на нем объектов:

объектами культурного наследия народов РФ (памятниками истории и культуры), в том числе

объектами археологического наследия,

достопримечательными местами, в том числе местами бытования исторических промыслов,

производств и ремесел,

военными и гражданскими захоронениями.

Понятие объектов культурного наследия народов РФ, включая объекты археологического наследия,

порядок их охраны и использования определяются довольно хорошо развитым федеральным

законодательством о культуре. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о

культуре1 культурное наследие народов РФ — это материальные и духовные ценности, созданные в

прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения

и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Согласно

Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятниках

истории и культуры) народов Российской Федерации»2 памятниками истории и культуры являются

сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа,

развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества,

представляющие историческую, художественную и иную культурную ценность.

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ о культуре состав (перечень) культурного

достояния народов РФ определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ. Решение

принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий. Такой перечень

применительно к объектам федерального значения был утвержден Указом Президента РФ 20 февраля

1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия

федерального (общероссийского) значения»3.

В составе объектов исторического и культурного наследия предусматривается выделение особо

ценных объектов культурного наследия народов РФ. Они включают историко-культурные и при-

1 ВВС РФ, 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172.

2 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

3 СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 734.

244 Глава 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

родные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитек- ~ туры, науки и искусства. По отношению к таким объектам действует особый порядок учреждения, в соответствии с которым отнесение таких объектов к особо ценным осуществляется указом Президента РФ по представлению Государственного экспертного совета при Президенте РФ по согласованию с федеральным законодательным органом, и они включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Перечень таких объектов утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»1.

Предусмотрено, что объекты, включенные в Государственный свод, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения их в Список всемирного культурного наследия от имени РФ. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного и культурного наследия была принята в Париже 23 ноября 1972 г. Российская Федерация является участницей Конвенции с 1988 г. Во исполнение Конвенции ЮНЕСКО ведет два Списка — всемирного природного и всемирного культурного наследия, которые включают 721 природный и исторический памятник, которые находятся на территории свыше 160 государств. В Список всемирного культурного наследия включены такие памятники России, как Кремль и Красная площадь, Санкт-Петербург и дворцовые комплексы окрестностей, исторические памятники Новгорода, Соловецкий архитектурно-культурный комплекс, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском, ансамбль Ферапонтова монастыря, исторический и архитектурный комплекс казанского Кремля, Кижи и др. В том случае, если к объектам культурного наследия отнесены музеи, то порядок их учреждения определяется Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»2.

В число достопримечательных мест входят места бытования исторических промыслов, производств и ремесел. В соответствии


http://www.natahaus.ru/

1 САПП РФ. 1992. № 23. Ст. 1961.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

! 4. Иные виды земель особо охраняемых территорий и объектов 245

со ст. 3 Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»1 к местам традиционного бытования народного художественного промысла относятся территории, в пределах которых исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Этим же Законом предусмотрено, что места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами РФ. Земли, на которых размещены военные и гражданские захоронения, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»2 имеют статус мест погребения. Они учреждаются органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Объявление земельного участка местом погребения является основанием для последующего вынесения решения о возможном признании этого земельного участка землями историко-культурного назначения и установления на них особого режима пользования. Изъятие земель историко-культурного назначения не допускается. Такой запрет означает, что статус историко-культурного назначения присваивается земельному участку навсегда и ни при каких обстоятельствах, даже если памятник разрушился и не может быть восстановлен, к примеру, в результате стихийного бедствия, не может быть переведен в иную категорию земель. Земельные участки, принадлежащие гражданам или организациям на праве частной собственности, праве пользования, аренды или владения, при их отнесении к землям историко-культурного назначения у граждан и организаций не изымаются, но на них вводятся ограничения на хозяйственную деятельность и землепользование. Одновременно при использовании памятников истории и культуры не в соответствии с их назначением либо при возникновении угрозы уничтожения или порчи земельные участки могут быть изъяты у организаций и граждан в принудительном порядке. Установление режима особой охраны не является основанием для получения каких-либо компенсаций в связи с ограничением землепользования, за исключением предприятий и граждан, занимающихся народными художественными промыслами в местах их

1 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

246 Глава 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов традиционного бытования, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Особенностью правового режима земель культурного наследия является обязательное установление охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта. Такие зоны создаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды. В пределах этих зон запрещается производство земляных, строительных и других работ, а с их территории выводятся промышленные предприятия, ремонтные мастерские и склады, наносящие физический и эстетический ущерб памятнику; может быть ограничено движение транспортных средств.

Особо ценные земли.,^ особо ценным землям относятся земельные участки, имеющие особую научную и историко-культурную ценность. Обязанность по сохранению земельных участков, признанных особо ценными, возложена на собственников, пользователей, владельцев и арендаторов. Объявление земель особо ценными не требует изъятия земельных участков у таких граждан и организаций. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы обязаны обеспечить их охрану.

Сведения об особо ценных землях заносятся в государственный земельный кадастр. В случаях возникновения, изменения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на земельный участок сведения об отнесении этого земельного участка к особо ценным должны быть также указаны в документах, представляемых на государственную регистрацию прав в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Этими документами могут быть государственное решение об отнесении земельного участка к особо ценному, документы кадастрового учета, правоустанавливающие документы. Отсутствие сведений в документах, представляемых на регистрацию, об отнесении земельного участка к особо ценному является основанием для приостановления регистрации прав в соответствии со ст. 19 этого Закона. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Глава 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.