Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика правового режима земель водного фонда




_.__. 601

Понятие земель водного фонда. Водные объекты

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр,

образуют водный фонд. По определению Воднего кодекса РФ, под водными объектами понимаются

сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и

черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса).

К ним относятся:

поверхностные водные объекты, включая реки и водохранилища, ручьи и каналы, озера, болота и пруды,

ледники и снежники,

внутренние моря,

территориальное море,

подземные водные объекты, включая водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения

подземных вод и естественные выходы подземных вод.

Водными объектами признаются водоемы как естественного, так и искусственного происхождения. Вместе

с тем не любое сосредоточение вод на поверхности суши либо в недрах будет считаться водным объектом.

Важным признаком водного объекта является сохранение его гидравлической связи с другими водными

объектами. Сосредоточения вод, обладающие гидроизоляцией, например бассейны, наземные и подземные

контейнеры, содержащие воду, не относятся к водным объектам. Водный объект также характеризуется

определенным постоянством. Скопления вод на поверхности или в недрах в течение непродолжительного

времени (например, скопления дождевой воды) не относятся к водным объектам. Наконец, водными

объектами признаются только те, которые соответственно учтены как водные объекты. Так, искусственные

пруды для разведения карпов не относятся к водным объектам, если они учтены в качестве имущества

соответствую-

щих рыбохозяйственных предприятий, хотя обладают другими необходимыми признаками водного объекта

— не имеют гидроизоляции и постоянно заполняют рельеф суши.

Водный объект — юридическая абстракция и не совпадает с обыденным либо естественно-научным

понятием «водный объект». Юридически водный объект в пределах водного фонда представляет собой

сложное неразрывное единство нескольких составных частей. Поверхностные водные объекты состоят из

дна, покрывающих дно вод и прилегающих берегов.

Юридически водный объект как объект водных отношений имеет два смысла. В одних ситуациях это может

быть целый водоем (например, использование всей реки для судоходства), а в других — его часть

(водопользование для добычи полезных ископаемых). Но в обоих случаях объект регулируемых отношений

именуется одинаково — водный объект.

Дно и прилегающие берега поверхностных водных объектов образуют земли водного фонда. К землям

водного фонда относятся также полосы отвода гидротехнических сооружений, иных сооружений,

связанных с пользованием водным объектом, а также земельные участки, прилегающие к водным

объектам и предназначенные для обслуживания и эксплуатации водохозяйственных сооружений (плотин,

ирригационных систем, причалов, портов). Однако не все водные объекты имеют в своем составе земли

водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды и вмещающие их горные породы, а

земли могут быть отнесены к другим категориям земель.

Дном признаются водопокрытые земли, постоянно или ббльшую часть времени находящиеся под водой. К

берегу относится полоса суши вдоль либо вокруг водного объекта, которая именуется также береговой

полосой или прибрежной защитной полосой. Ширина береговой полосы устанавливается для каждого

водного объекта отдельно. Береговая полоса вдоль водных объектов общего пользования называется

бечевником. Его ширина не должна превышать 20 м от уреза воды. Земли, прилегающие к внутренним


http://www.natahaus.ru/

морским водам и территориальному морю, именуются прибрежной полосой. Ее границы и режим

определяются Правительством РФ. Береговая полоса или прибрежная защитная полоса водных объектов

одновременно составляет часть водоохранной зоны. Водоохранная зона за линией береговой полосы

(прибрежной защитной полосы) не относится к землям водного фонда, хотя правовой режим этих

Глава 17. Правовой режим земель водного фонда

земель определяется интересами, связанными с охраной и обеспечением рационального использования

соответствующих водоемов1.

В соответствии с учетными данными на 1 января 2000 г., земли водного фонда занимают площадь 27,8 млн

га, что составляет около 1,6 % всех земель. Почти 99% общей площади приходится на водопокрытые земли.

Вместе с тем работы по формированию этой категории земель продолжаются. Проводятся работы по

переводу части земель, учтенных как земли водного фонда (занятые межхозяйственными мелиоративными

системами), в другие категории и одновременно перевод земель иных категорий в состав земель водного

фонда. Примечательно, что пока лишь 38% водопокрытых земель учтены как земли водного фонда. В

остальных случаях земли водных объектов входят в состав других категорий земель. К примеру, лишь

частично в состав земель водного фонда входят земли, занятые болотами. Хотя в соответствии с водным

законодательством болота являются водными объектами и образуют водный фонд, на самом деле в

зависимости от месторасположения они учитываются в составе других категорий земель. К примеру, болота

имеются в составе угодий земель сельскохозяйственного назначения. Болота, расположенные в поселениях,

относятся к землям поселений, в лесном фонде — к землям лесного фонда. Общая площадь болот в РФ по

всем учетным категориям земель составляет 108,7 млн га, или 6,3% территории.

В официальной статистике в качестве земель водного фонда также не учтены дно и прилегающие берега

внутренних морей и территориального моря, хотя это противоречит водному законодательству. Территорию

Российской Федерации омывают 13, включая Каспийское море, морей, из которых Баренцево и Охотское

относятся к внутренним морям, остальные — к территориальному морю. В соответствии с официальной

статистикой, общая акватория морей составляет 7 млн кв. км, или 70 млн га, что почти в 3 раза превышает

официально объявленную площадь земель водного фонда. Это позволяет сделать вывод о том, что дно и,

возможно, прилегающие берега морей учитываются иным образом, хотя определить, к какой категории

земель они отнесены, невозможно, так как упоминания об их принадлежности к иной категории земель в

официальных данных нет.

§ 2. Общая характеристика правового режима земель водного фонда

1 См. п. 3 постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах

водных объектов и их прибрежных защитных полосах» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

Не входят в состав водного фонда обособленные водные объекты. К ним относятся замкнутые, небольшие

по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными

объектами. К таким объектам могут быть отнесены бассейны и иные скопления вод искусственного проис-

хождения, имеющие гидроизоляцию либо не имеющие связи с другими поверхностно-водными объектами.

Дно, берега и наполняющие углубления воды, т.е. сами обособленные водные объекты, учитываются как

земли других соответствующих категорий, например сельскохозяйственного назначения, поселений и т.д.

Экологическое состояние водных объектов и земель водного фонда в целом оценивается как недостаточно

благополучное. Наиболее опасна проблема загрязнения. Она вызвана воздействиями хозяйственной

деятельности как в пределах береговой полосы, так и на прилегающих землях на территории водосборов

поверхностных вод. Источниками загрязнения также выступают производственные аварии. Серьезную

озабоченность вызывает практика нарушения правового режима землепользования в водоохранных зонах,

ведения запрещенных видов хозяйственной деятельности, их застройка жилыми и иными объектами.

Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и

рационального использования вод. Земли юридически^составляют единство с покрывающими их водами, и

соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда

определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого

законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.

Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Передача водных объектов,

относящихся к государственной собственности, в собственность муниципальных образований, граждан и

юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного

фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.

Отношения государственной собственности на водные объекты — пример наиболее противоречивого

подхода к регулированию этих отношений. Водные объекты делятся на принадлежащие на

Глава 17. Правовой режим земель водного фонда

праве собственности РФ (федеральная собственность) и принадлежащие на праве собственности субъектам

РФ (собственность субъектов РФ). В соответствии со ст. 36 Водного кодекса к федеральной собственности

могут быть отнесены поверхностные водные объекты федерального значения, включая те, акватории и

бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; водные объекты,


http://www.natahaus.ru/

предназначенные для удовлетворения общегосударственных нужд, и некоторые другие. В собственности субъектов РФ находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется вынесение по каждому водному объекту либо перечню водных объектов решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Право государственной собственности субъекта РФ устанавливается решением органов исполнительной власти такого субъекта по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности1. Одновременно ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из смысла статьи ясно, что как внутренние воды, так и территориальное море не являются территорией субъектов и соответственно не являются субъектной собственностью. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще конституционность статей Водного кодекса о собственности субъектов РФ и признать нецелесообразными все попытки разграничить государственную собственность на воды. По Конституции РФ, внутренние воды и территориальное море — федеральная собственность. Кроме того, смысл разграничения вообще непонятен, если учитывать, что, независимо от права собственности на тот или иной водный объект, функции управления осуществляются взаимосвязанно органами РФ и органами субъектов РФ.

Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа — земельный налог. 1 См. постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 464 «О федеральной целевой программе «Внутренние водные пути России на 1996— 2000 годы» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1995. § 3. Право водопользования

Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы — бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты/В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, 'принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется спе-циализированной морской инспекцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.