Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И методические рекомендации




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Количество часов по видам занятий и формам обучения
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего Лк Сем. Всего Лк Сем.
  Введение. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Периодизация истории политических и правовых учений            
  Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока            
  Политические учения Древней Греции и Рима            
  Учения о государстве и праве периода Средневековья (XIII-XVI вв.)            
  Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации            
  Политическая мысль в Русском государстве (IX-XVI вв.)            
  Учения о государстве и праве в Западной Европе в XVII в.            
  Политическая и правовая мысль периода европейского Просвещения и Великой французской буржуазной революции            
  Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX вв.            
  Политические учения в России в XVII –XVIII вв.            
  Политические и правовые учения в США в XVII- XVIII вв.            
  Основные направления политико-юридической мысли в Западной Европе в XIX в.            
  Политико-правовые учения в России в XIX в.            
  Политические и правовые идеи в Западной Европе и США в ХХ в.            
  Отечественная политико-правовая мысль ХХ в.            
  Итого            
  Форма итогового контроля – экзамен

Тема: Политические учения Древней Греции и Древнего Рима (2 часа)

Вопросы:

1. Особенности развития и периодизация древнегреческой политико-правовой мысли.

2. Учение Платона об идеальном государстве и принципах государственного строительства.

3. Государственно-правовое учение Аристотеля.

4. Особенности развития и основные направления древнеримской политико-правовой мысли.

Источники и литература:

1. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

2. Аристотель. Афинская полития: Государственное устройство афинян. М., 2003.

3. Борман Г. Западная традиция права. М., 1995.

4. Платон. Государство. Закон. Политик. М., 1998.

5. Платон. Политика: Наука об управлении государством. М., 2003.

6. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

7. Словарь античности. М., 1996.

8. Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1986.

9. Цицерон М.Т. Речи. В 2-х т. М., 1983.

 

Методические рекомендации:

В центре семинара – рассмотрение вопросов, связанных со становлением и развитием политико-правовых идей Древней Греции и Древнего Рима. Изучение данной темы является особенно важным в связи с тем, что мыслители античности заложили основы западноевропейского политико-правового мировоззрения.

При рассмотрении первого вопроса необходимо указать на те особенности, которыми обладала политико-правовая мысль Древней Греции. Следует помнить, что древнегреческие мыслители в качестве образца политической и общественной организации видели античный полис, идеализировали его устройство. В своих рассуждениях о наилучшей форме правления они отталкивались от исторической действительности, их окружавшей, как правило, анализируя достоинства и недостатки таких форм правления, как аристократия, олигархия, демократия, тирания. Необходимо учитывать, что в политико-правовой идеологии Древней Греции свобода провозглашалась главной ценностью, которую должно обеспечивать государство. Вместе с тем из этой системы отношений исключались рабы, неравенство признавалось естественным и закономерным. При ответе на первый вопрос также следует дать периодизацию древнегреческой политико-правовой мысли, указать особенности каждого этапа, назвать наиболее видных представителей, охарактеризовать их идеи, теории, учения.

Приступая к подготовке второго вопроса, следует акцентировать внимание на том, как в творчестве Платона отразились проблемы справедливости, происхождения и сущности государства, форм правления. Также необходимо определить отношение философа к неравенству и частной собственности. Самостоятельное освещение должна получить концепция идеального государства Платона, представленная в диалогах «Политик» и «Закон». В качестве вывода по данному вопросу необходимо определить вклад Платона в мировую политико-правовую мысль.

Ответ на третий вопрос должен содержать анализ взглядов Аристотеля на происхождение и сущность государства, наилучшую форму правления, частную собственность, понятие права и его форм. Необходимо указать, что Аристотель одним из первых ввел понятие «политика» и определил ее сущность как обеспечение всеобщего блага.

Четвертый вопрос посвящен древнеримской политико-правовой мысли. Здесь следует сосредоточиться на общей характеристике государственно-правовых идей и теорий Древнего Рима, выявить их основные направления, особенности и отличие от древнегреческих политико-правовых представлений. Отдельного внимания заслуживают политико-правовые взгляды Цицерона, особенно его теория принципата как наилучшей формы правления, а также концепция права.

Тема: Учения о государстве и праве периода западноевропейского Средневековья (2 часа)

Вопросы:

1. Основные черты политико-правовой мысли западного средневекового общества

2. Учение св. Фомы Аквинского о государстве и праве.

3. Политико-правовые идеи западноевропейских средневековых ересей.

4. Средневековая юридическая мысль.

 

Источники и литература:

1. Герье Н.И. Блаженный Августин. М., 2003.

2. Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003.

3. Данини А. У истоков христианства (от зарождения до Юститиана) / Пер. с ит. М., 1989.

4. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М., 1974.

5. Оботуров А.В. Специфика и основные направления мировоззрения Средних веков // Мир как единое целое: Уч. пособие. Вологда, 1997. С. 45-56.

6. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.

7. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I – XXI вв.: Словарь. М., 2003.

8. Тер-Акопов А., Толкаченко А. Библейские заповеди: христианство как метаправо современных правовых систем // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 60-64.

9. Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средневековья // Вопросы философии. 2004. № 1. С. 128-136.

10. Царьков И.И. О правовых принципах в средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 197-207.

Методические рекомендации:

Цель данного семинара – рассмотреть особенности и основные направления политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества как очередного этапа развития представлений о государстве и праве.

При ответе на первый вопрос необходимо назвать основные черты политико-правового мировоззрения западного Средневековья. В связи с этим следует отметить, что в указанный период учения о государстве и праве испытывали сильное воздействие христианства, которое вытеснило рационалистические концепции античности. Акцентировав внимание на данном обстоятельстве, целесообразно выделить положительные и негативные стороны влияния христианской религии на политико-правовую мысль. При характеристике особенностей средневековых представлений о государстве и праве нельзя забывать и о влиянии системы феодальных отношений в обществе, идей античности. Кроме того, нужно указать, что в период средних веков центральной политико-правовой проблемой являлся вопрос о соотношении светской и духовной властей, церкви и государства. При характеристике способов политико-юридического мышления необходимо раскрыть значение понятий «религиозный догматизм» и «схоластика».

Раскрывая второй вопрос, важно сосредоточиться на трактовке Фомой Аквинским проблем происхождения, сущности и форм государства. Необходимо показать, как были решены Фомой Аквинским проблемы соотношения власти церкви и власти государства, вопрос о возможности сопротивления произволу светской власти. Особое внимание следует обратить на систему права, выстроенную средневековым мыслителем, указав, что он понимал под «вечным», «божественным», «естественным» и «позитивным» законом.

Третий вопрос посвящен еретическим течениям. Здесь необходимо раскрыть понятие ересей, определить причины их возникновения, а также выделить этапы в развитии ересей. В данном вопросе важно усвоить, что на первом этапе (IV-V вв. н.э.) еретические течения (арианство, несторианство, донатизм) выросли из сугубо религиозных разногласий с официальной церковью, в ходе которых еретиками отрицался один из главных догматов христианства – о Троице. На втором этапе (XI-XIII вв.) еретическое течение катаров получило более социальную окраску и было связано с требованием «дешевой церкви», отрицанием церковных культов и таинств. На третьем этапе (XIV-XV вв.) произошло размежевание еретического движения на два направления – бюргерское и плебейское. Анализируя особенности каждого из направлений, необходимо указать их социальную базу, представителей, основные требования. В качестве вывода нужно определить значение и вклад ересей в мировую политико-правовую мысль.

При ответе на четвертый вопрос следует указать особенности средневекового правового мышления, а также охарактеризуйте основные юридические школы того периода – школы римского, канонического и обычного права.

Тема: Политическая мысль в Русском государстве X – XVI вв. (2 часа)

 

Вопросы:

1. Формирование и развитие древнерусской политической мысли (X – XIII вв.) Политические идеи в «Повести временных лет», произведениях Владимира Мономаха, «Слове о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника».

2. Содержание полемики нестяжателей и иосифлян в конце XV – начале XVI в. Религиозно-политические концепции Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

3. Антифеодальные еретические течения русской политической мысли XIV -XVI вв.

Источники и литература:

1. Бачинин В.А., Никитин И.Ю. Истоки конфликта между византизмом и евангелизмом. Исторические портреты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. СПб, 2003.

2. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М., 1988.

3. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской Православной Церкви. М., 1991.

4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. В 2-х т. Т. 1. М., 1992.

5. Повесть временных лет. 2-е изд. СПб., 1999.

6. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX – XVII вв. СПб, 2000.

7. Слово о полку Игореве: Переводы и комментарии. М., 1999.

8. Юрганов А.Л. Зиновий Отенский и Феодосий Косой // Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. С. 70-73.

Методические рекомендации:

В центре обсуждения на семинаре должен стать вопрос о становлении и развитии отечественной политико-правовой мысли. С этой целью следует указать исторические условия, в которых формировалась русская публицистика, назвать ее характерные черты и особенности.

В рамках первого вопроса необходимо акцентировать внимание на политических идеях, заложенных в первых публицистических произведениях Русского государства X – XIII вв. – «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», произведениях Владимира Мономаха, «Молении Даниила Заточника». Следует выявить общие подходы к проблемам, обсуждаемым на страницах указанных сочинений, определить позиции их авторов по вопросам происхождения и предназначения государственной власти, наилучшей формы правления, соотношения власти церкви и власти государства, отношения к смертной казни.

При рассмотрении второго вопроса необходимо изучить концепции Нила Сорского как основоположника течения нестяжательства в русской политической мысли в конце XV – начале XVI в. и Иосифа Волоцкого, представлявшего стяжательскую доктрину в тот период. На основе рассмотрения взглядов стяжателей и иосифлян по вопросам о происхождении государства, соотношении власти светской и духовной, экономическом статусе церкви, праве народа на сопротивление верховной власти следует сравнить данные концепции, найти между ними общее и выделить отличительные черты. При этом не следует забывать, что нестяжательство и иосифлянство носило религиозный характер, их главной задачей было совершенствование церковно-монастырской системы, а не общественные преобразования. В целом вопросы политики и права рассматривались Нилом Сорским и Иосифом Волоцким с точки зрения религии, необходимости церковных преобразований.

Третий вопрос посвящен рассмотрению антифеодальных еретических течений, развивающихся на русской почве в XIV -XVI вв. При изучении данного вопроса необходимо помнить, что русские ереси XIV -XVI вв. – это фактическое продолжение идеологии нестяжательства, но уже за пределами ортодоксального православия и Русской Православной Церкви. Рассматривая эволюцию еретических учений, следует выделить этапы, назвать видных ересиархов, раскрыть содержание их представлений о государстве и праве. Внимательно нужно остановиться на стригольничестве (новгородско-псковская ересь 70-х гг. XIV в.), ереси «жидовствующих» (московско-новгородская ересь XV в.), «новом учении» Феодосия Косого (середина XVI в.).

Тема: Учения о государстве и праве в Западной Европе в XVII в. (2 часа)

 

Вопросы:

1. Основные направления политико-правовой мысли периода Английской буржуазной революции XVII в.

2. Политико-правовое учение Томаса Гоббса.

3. Учение Джона Локка о государстве и праве.

 

Источники и литература:

1. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

2. Ермошин В.В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях нового времени. М., 1989.

3. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.

4. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии: Политическая мысль английского просвещения (1689-1714 гг.). М., 1994.

5. Козлихин И.Ю. Политико-правовое учение Томаса Гоббса // Известия высших учебных заведений. 1998. № 4. С. 172-182.

6. Локк Дж. Сочинения. М.,1985.

7. Павлова Т.А. Уинстенли. М., 1988.

8. Самсонова Т.И. Английская буржуазная революция и представления о равенстве // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. 33. С. 96-113. № 4. С. 134-147.

9. Царьков И.И. Идеи свободы и справедливого управления в истории Английской буржуазной революции // Государство и право. 2003. № 7 С. 73-79.

 

Методические рекомендации:

Целью семинара является изучение политико-правовой мысли в Западной Европе в XVII в. Главное внимание предлагается сосредоточить на английской политико-правовой мысли указанного периода.

При рассмотрении первого вопроса следует выделить основные направления английской политико-правовой мысли периода революции середины XVII в. – консервативное, революционное, «социального компромисса». Характеризуя каждое из течений, назовите их представителей, укажите социальную опору, выявите основные лозунги и требования. Более подробно остановитесь на революционном лагере, который был неоднороден не только по социальной базе, но и по политико-правовым идеям. В рамках революционного направления принято выделять течения индепендентов («независимых») во главе с Дж. Мильтоном, О. Сиднеем, Дж. Гаррингтоном; левеллеров («уравнителей»), возглавляемых Дж. Лильберном; диггеров («копателей»), руководимых Дж. Уинстенли. Несмотря на особенности каждого из революционных течений, они имели общую религиозную платформу – пуританизм как английский вариант кальвинизма.

В рамках второго вопроса изучается политико-правовая концепция Томаса Гоббса – виднейшего английского мыслителя XVII в. При характеристике взглядов Гоббса на государство и право, прежде всего, следует обратить внимание на его трактовку естественно-правовой доктрины, на понятия естественного и гражданского состояний, общественного договора. Кроме того, необходимо выяснить особенности теории права Гоббса, его понимание соотношения права и закона, естественного права и естественного закона. Также важно рассмотреть вопрос о наилучшей форме правления и способах ограничения власти. В качестве вывода определите вклад Т. Гоббса в развитие мировой политико-правовой мысли.

При ответе на третий вопрос следует подробно рассмотреть политико-правовую концепцию Джона Локка как одного из основоположников либерализма и теории разделения властей. Прежде всего, необходимо отметить, что Дж. Локк являлся представителем направления «социального компромисса», возникшего в английской политико-правовой мысли в период «славной революции» 1688 г. В рамках данного вопроса важно изучить понимание Локком естественно-правовой концепции, его трактовку естественного состояния и общественного договора, отношение к частной собственности. Самостоятельное освещение должна получить проблема ограничения власти государства и принцип разделения властей как один из механизмов, сдерживающих государственный произвол. В качестве итога рассмотрения третьего вопроса необходимо выяснить, в чем состоит либерализм Дж. Локка.

Тема: Политическая и правовая мысль периода европейского Просвещения и Великой французской буржуазной революции (2 часа)

 

Вопросы:

1. Основные черты политико-правовой мысли европейского Просвещения. Вклад Ш.Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо в развитие политико-правовой мысли.

2. Основные направления политико-правовой мысли периода Великой французской буржуазной революции. Политико-правовые концепции Ж.-П. Марата и М. Робеспьера.

3. Французский социализм XVIII в. Бабувизм.

 

Источники и литература:

1. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

2. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм Нового времени. М., 1991.

3. Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // Вопросы истории. 2003. № 9. С. 155–161.

4. Генифе П. Марат – идеолог террора // Вопросы истории. 2003. № 4. С. 150-157.

5. Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции. М., 1979.

6. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

7. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. М., 1999.

8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

9. Свобода. Равенство. Братство: Великая французская революция: Документы, письма, речи, воспоминания, песни, статьи. Л., 1988.

Методические рекомендации:

В центре обсуждения темы данного семинарского занятия должны стоять представления о государстве и праве периода Просвещения и французской революции XVIII в, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой политико-правовой мысли.

В первом вопросе следует остановиться на таких основных чертах просветительской идеологии, как рационализм, атеизм, деизм, антифеодальная и пробуржуазная направленность, вера в прогресс, преобладание естественно-договорной доктрины и др. При ответе на данный вопрос подчеркните, что неоценимый вклад в развитие просветительской политико-правовой мысли внес Ш.Л. Монтескье. Он доработал теорию общественного договора, придав ей большую объективность, связал форму правления с природными условиями. Характеризуя совокупность представлений Монтескье о государстве и праве, акцентируйте внимание на теории разделения властей, соотношении права и свободы. При рассмотрении государственно-правовой концепции Ж.-Ж. Руссо подробно остановитесь на понятиях «народный суверенитет», «общая воля», а также на отношении французского мыслителя к частной собственности, принципу разделения властей и праву народа на сопротивление произволу государства. Кроме того, здесь важно уяснить, какие идеи Руссо оказали наибольшее влияние на идеологию и практику Великой французской буржуазной революции.

При ответе на второй вопрос следует выделить такие общественно-политические течения и их лидеров во Франции периода революции, как конституционализм (Лафайет, Мирабо), жирондизм (Бриссо, Верньо), якобинство (Марат, Робеспьер), санкюлотское течение (Эбер). Особое внимание обратите на политические и правовые идеи якобинцев, которых интересовали проблемы революционной диктатуры, насилия, пределов ограничения прав и свобод граждан во имя спасения достижений революции. С этой целью рассмотрите политико-правовые взгляды Ж.-П. Марата и М. Робеспьера.

Ответ на третий вопрос должен содержать характеристику французского социализма XVIII в. как наивысшего периода в развитии социалистических идей Нового времени. Раскрытие темы целесообразно начать с изучения социалистических теорий дореволюционного периода (концепция государственного социализма Морелли, Г. Мабли, теория общинного социализма Ж. Мелье). Самостоятельное освещение должен получить бабувизм как социалистическая идеология, возникшая во Франции послереволюционного периода. В связи с этим важно представить взгляды Г. Бабефа на частную собственность, «народное правление», революционное насилие. Следует охарактеризовать идеальное, с точки зрения Бабефа, государственное и общественное устройство.

Тема: Политические учения в России в XVII – XVIII вв. (2 часа)

 

Вопросы:

1. Теория просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича.

2. Теократические концепции власти в русской политико-правовой мысли XVII в.

3. Основные направления отечественной политико-правовой мысли во второй половине XVIII в.

 

Источники и литература:

1. Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 51-85.

2. Бороздин А. Протопоп Аввакум. Ростов н/Д.,1998.

3. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999.

4. Зотов В.Д. Императрица Екатерина II и её «Наказ» // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 187-205.

5. Кефели И.Ф. Гуманитарные традиции отечественной социально-философской мысли // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 78-98.

6. Коваленко В.И. Юрий Крижанич // Вестник Московского университета. Серия 11. 1998. № 5. С. 88-102.

7. Корнев В.Н. К истории формирования либеральной политико-правовой теории в России // История государства и права. 2004. № 2. С. 2-6.

8. Крижанич Ю. Политика. М., 1965.

9. Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. М.–Л., 1952.

10. Покровский С. А. Государственно-правовые взгляды Радищева. М., 1956.

11. Полоцкий С. Избранные сочинения. М., 1953.

12. Радищев А.Н. Путешествия из Петербурга в Москву. М., 1990.

13. Шахназаров О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 г.) // Вопросы истории. 2004. № 4. С. 53-70.

14. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века: Учеб. пособие для вузов. – М., 1992.

15. Юрганов А.Л. Владыка себе [о Ю. Крижаниче] // Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. С. 277-295.

 

Методические рекомендации:

Целью семинара является изучение развития ведущих направлений политико-правовой мысли в России в XVII – XVIII вв. Прежде всего, следует отметить, что в указанный период отечественная политико-правовая мысль претерпела значительную эволюцию. Этот период отмечен появлением новых государственно-правовых концепций, проникновением и распространением западноевропейских идей, оформлением теории «общего блага» как главной составляющей официальной идеологии и др.

С середины XVII в. ведущим направлением российской политико-правовой мысли становится идеология абсолютизма, в рамках которой формируются основы концепции просвещенного абсолютизма. При ответе на первый вопрос следует раскрыть содержание концепции просвещенного абсолютизма, впервые озвученной Симеоном Полоцким и Юрием Крижаничем. Характеризуя учение С. Полоцкого, обратите внимание на трактовку им происхождения царской власти, образ монарха, круг его прав и обязанностей. Покажите, в чем, по мнению Полоцкого, заключается разница между царем, наделенным абсолютной властью, и тираном; каковы пределы царской власти, роль закона и просвещения в управлении государством. При рассмотрении теории Ю. Крижанича необходимо дать объяснение понятиям «совершенное самовладство», «общая польза», назвать гарантии защиты от тирании.

В центре обсуждения второго вопроса является теократическая концепция власти – теория, основанная на религиозных представлениях о сущности и характере власти. Подчеркнем, что данное направление не являлось однородным, во второй половине XVII в. оно представлено, с одной стороны, концепцией государства и права патриарха Никона, с другой, – старообрядчеством во главе с его идеологическим лидером протопопом Аввакумом Петровым. При ответе на данный вопрос необходимо охарактеризовать взгляды Никона и Аввакума на государство, церковь, право, сравнить их. При характеристике старообрядчества важно отметить, что эта идеология раскола включала в себя самые разнообразные идеи и требования – от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светским знаниям до отрицания крепостного права, абсолютной власти царя и посягательства государства на духовных мир человека.

В рамках подготовки к третьему вопросу, прежде всего следует отметить, что во второй половине XVIII в. с формированием дворянского самосознания начинается оформление основных течений русской политической мысли – консервативного, либерального и радикального. Консервативное направление представлено официальной идеологией просвещенного абсолютизма Екатерины II и дворянским конституционализмом князя М.М. Щербатова и графа Н.И. Панина.

При характеристике данного направления необходимо более подробно остановиться на трактовке Екатериной II концепции просвещенного абсолютизма, взглядах Щербатова и Панина по вопросам крепостного права, привилегий дворянства, статуса монарха, использования закона и права в его деятельности. Либеральное направление во второй половине XVIII в. принято связывать с просветительской идеологией и масонством. В данном случае необходимо раскрыть содержание политико-правовых представлений русских масонов (идея всеобщего равенства и братства, построение общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, просвещение народа) и указать, что послужило причиной гонений против масонов со стороны официальной власти. Подробное освещение должно получить русская просветительская политико-правовая мысль, нашедшая отражение в творчестве Новикова, Козельского, Фонвизина, Десницкого и др.

Здесь важно отметить особенности русского Просвещения. Радикальное направление во второй половине XVIII в. представлено государственно-правовой концепцией А.Н. Радищева. Рассматривая его взгляды, обратите внимание, главным образом, на отношение Радищева к просвещенному абсолютизму, реформам «сверху», крепостному праву и крестьянскому восстанию. Обратите внимание на то, что воззрения Радищева в значительной степени базировались на эгалитаристских учениях Руссо и Мабли, что, в частности, выразилось в проекте народного правления. Раскройте его содержание.

Тема: Основные направления политико-юридической мысли в Западной Европе в XIX в. (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.