КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России
План 1. Причины распада СССР и образование СНГ. Провозглашение суверенитета РФ. 2. Конституция РФ 1993 г. (общая характеристика). 3. Становление и развитие российского права. Приступая к рассмотрению первого вопроса исследуемой темы, необходимо вспомнить материал предыдущей темы, где освещались особенности изменения государственно-политической системы в середине 1960-х – начале 1980-х гг., прямо повлиявшие на стремление РСФСР получить независимость, так как фактически государственность России ''растворилась'' в органах власти СССР. В результате сложились причины для распада СССР. Так, впервые на общепартийном уровне вопрос о национальных отношениях стал предметом внимания на ХIХ Всесоюзной конференции КПСС. На ней было принято решение о значительном расширении прав союзных республик и автономных образований, о свободном развитии и равноправном использовании гражданами родного языка, об усилении акцента на культурную самобытность наций и народностей. Однако этого оказалось явно недостаточно, так как в союзных республиках и многих автономных образованиях уже возникли национальные движения. Большинство из них ставило сепаратистские цели. Националисты смогли повести за собой значительные массы и в некоторых республиках в результате выборов пришли и к власти. Союзные республики стали проявлять признаки недовольства друг другом, полагая, что через союзный бюджет одни республики эксплуатируют другие. Возникла реальная угроза распада СССР. В целом союзные республики можно условно разделить на три группы. Одни принципиально не желали оставаться в СССР (например, республики Прибалтики), другие не исключали возможность оставаться членами Союза ССР при условии его обновления (например, Украина, Россия), третьи желали сохранения СССР (союзные республики Средней Азии). В результате уже весной 1990 г. объявили о своем выходе (немедленном или постепенном) из состава федерации Литва, Латвия, Эстония. Россия, Молдавия и Украина приняли декларации о государственном суверенитете. В октябре 1990 г. на выборах в парламент Грузии большинство мест в нем завоевали представители националистического движения «Круглый стол». Центры реальной власти стали перемещаться в республики. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете. Позднее последний V Съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. принял решение о самороспуске, упразднении Верховного Совета СССР и объявил переходный период до подписания договора о Союзе Суверенных Государств. Высшим органом СССР объявлялся по - новому организованный двухпалатный Верховный Совет. До его создания власть осуществлял избранный съездом Государственный совет. Последний признал выход прибалтийских республик из состава Союза. В последующие несколько месяцев демонтаж союзных органов продолжился. В начале декабря 1991 г. референдум на Украине поддержал декларацию об отделении от СССР. 8 декабря 1991 г. встретившиеся в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о прекращении существования СССР и предложили бывшим союзным республикам объединиться в Содружество Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев покинул пост Президента СССР. Так прекратил существование Союз ССР - одна из двух супердержав второй половины ХХ в. Его государственный аппарат был упразднен. Формулируя второй вопрос, необходимо акцентировать внимание на основных принципах Конституции РФ 1993 г. В начале следует сказать, что с распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства, поскольку все республики после распада в 1991 г., в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. Проектов новой конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Именно этот проект конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование. Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Завершая рассмотрение данного аспекта, добавим, что Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Более подробно с Конституцией курсант сможет познакомиться на предмете «Конституционное право России». Третий вопрос посвящается исследованию отраслей российского права, так как дает первоначальное представление системы нормативного регулирования общественных отношений в обществе. Нужно уяснить источники российского права. Одним из принципов построения права является следование нормам международного права, относящимся к правам человека, закрепленным в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. В гражданском праве наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных объединений восстанавливается институт частной собственности. Закон предусматривает защиту интересов собственника и обязывает возмещение убытков в полном объеме. Рыночные отношения потребовали денационализации части государственной собственности. В 1995 г. принимается Семейный кодекс, где появились новые статьи о правах несовершеннолетних: иметь собственное имущество, самостоятельно обращаться в суд за защитой своих интересов. Впервые вводятся договорные отношения во владении имуществом, так называемый. брачный договор (контракт). В трудовом праве в КЗоТ были включены главы: «Об обеспечении занятости высвобождаемых работников», «О трудовых коллективах», которые расширили права трудовых коллективов, профсоюзов. Принят Закон «О занятости населения в РФ». Он направлен на социальную защиту рабочих при сокращении штатов или ликвидации предприятий. Для работников бюджетной сферы устанавливаются новые условия оплаты труда на основе единой тарифной сетки. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, имеет целью более глубокое усвоение студентами изучаемого материала, формирование у них навыков исследовательской работы, ориентацию на умение применять теоретические знания на практике. В процессе данной деятельности ставятся следующие задачи: - ориентировать студента на глубокое осознание исторических процессов, преобразований в государственной и правовой системе нашей страны от истоков российской государственности до наших дней, научить их уметь делать соответствующие выводы из исторических уроков прошлого; - привить студенту навыки работы с первоисточниками, с учебной, методической литературой, нормативным материалом; - стимулировать профессиональный рост обучающихся, воспитывать у них творческую активность и инициативу. При выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы: • определение цели самостоятельной работы; • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; • самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; • выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения); • планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; • реализация программы выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и семинарских занятиях. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач. При изучении «Истории государства и права России» организация СРС представляет собой единство трех взаимосвязанных форм: 1. Внеаудиторная самостоятельная работ: - подготовка и написание рефератов, докладов, очерков, эссе и других письменных работ на заданные темы. - выполнение заданий разнообразного характера. Это - подбор и изучение исторических источников; анализ правовых актов и решение задач; разработка и составление различных исторических схем и др.; - выполнение индивидуальных заданий; - подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др. 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 3. Творческая, в том числе учебно-исследовательская работа. Самостоятельные занятия необходимо планировать с учетом часов отведенных на изучение каждой темы. Темы дисциплины следует изучать в той последовательности, в которой они указаны в тематическом плане.
Задания для самостоятельной работы
1. Ответить на вопрос: – В чем состоит разница между принципами и методами изучения истории отечественного государства и права? 2. Проанализировать различные типы периодизации истории отечественного государства и права, выявить критерии, лежащие в их основе. Тема 2. Образование Древнерусского государство и его право (IХ–XII вв.) 1. Ответить на вопрос: – Каковы факторы, обусловившие своеобразие государственного и правого развития Руси? 2. Проанализировать систему штрафов по «Русской правде».
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |