Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка исследования




Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать.

Иоганн Лафатер, швейцарский мыслитель

Для начала сформулируйте ряд социальных проблем, актуальных для вашего региона, а затем выберите те, над которыми будете работать, осуществляя свой социальный проект.

Несколько практических советов:

¨ Зайдите на сайт своего города, посетите библиотеку, просмотрите газеты, справочники, а также проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач, поднимающих злободневные темы, и составьте представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в вашем регионе.

¨ Организуйте открытую дискуссию, в ходе которой можно выслушать всех желающих поделиться своим размышлениями о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общероссийских до региональных и местных, присущих вашему городу, поселку, селу. Все высказывания и мнения участников необходимо тщательно записывать, не упуская ни одного предложения.

¨ Затем приступайте к выбору одной - двух социальных проблем, на решение которых целесообразно направить усилия, руководствуясь следующими критериями:

Ø важность и острота проблемы для региона (города, поселка, села)?

Ø возможно ли решение в принципе?

Ø что реально Вы можете сделать?

Ø сколько времени требуется для решения данной проблемы?

Ø какие средства (материальные и финансовые ресурсы) нужны для ее решения?

Ø какими ресурсами располагаете Вы?

¨ После отбора 2-3 наиболее актуальных проблем, в решение которых Вы можете внести свою лепту, следует приступить к формулировке разных вариантов названия этих проблем. Это необходимо для того, чтобы выработать формулировку, с которой можно выходить к общественности для обсуждения.

Что такое анкета? Теперь остановимся на таком важном моменте, как составление анкеты или вопросника для интервью, которые помогут изучить мнение жителей города о социальных проблемах, выбранных в качестве объекта.

Для того чтобы провести опрос, необходим спе­цифический инструментарий. Составить опросный лист не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие счи­тают, что написал один вопрос, второй, третий... — и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты, необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а так­же знать особенности разных видов вопросов, уметь правиль­но их формулировать и рационально располагать, чтобы по­лучить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

В существующих слова­рях анкетой называется упорядоченный список воп­росов. Рассмотрим подробнее, как следует упорядочить вопросы.

Анкета должна состоять из трех частей: 1. Вводная; 2. Основная; 3. Паспортичка.

1. Вводная часть. Главная функция вводной части — пробудить же­лание респондента[1] отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:

1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.)

2. Данные организации (учреждения), проводящей оп­рос.

3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.

4. Значимость роли респондента для решения этих задач.

5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия рес­пондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего на это его согласия).

6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на по­лях анкеты).

7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотиви­рующей его на участие в опросе. Эта часть неболь­шая по объему, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.

2. Основная часть. Эта главная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых — заинтересовать рес­пондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти воп­росы должны быть сформулированы просто. Именно благодаря постановке в начале анкеты более легких вопросов рес­пондент подготавливается к наиболее сложным, что помогает постепенно выработать навыки, необходимые для заполне­ния анкеты. Усложнение вопросов называется "Правилом воронки".

После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя про­блеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи луч­ше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые слож­ные вопросы лучше располагать в середине анкеты.

На последнем месте ставятся заклю­чительные вопросы, основная функция которых — снять психологи­ческое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной уста­лостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряже­ния памяти, внимания и т. п.

Необходимо отметить, что указанный принцип располо­жения вопросов — по нарастанию их сложности, а затем по мере ее убывания — имеет один недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепен­но сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние получило название "Эффект эха".

3. Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образо­вание, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого иссле­дования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую. Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Одни специалисты считают, что если она будет находиться в начале анке­ты, то у респондента появится сомнение в том, что анкети­рование анонимное, тем более, если в опросе будет выясняться внутреннее состояние или знания опрашивае­мого. Они считают, что начинать вопросник с паспортички не только не этично, но и нецелесообразно, т. к. это может насторожить респондента и повлиять на достоверность информации, или даже оттолкнет его от запол­нения анкеты.

Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, не принято. Сначала человек говорит о себе несколько слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим вопросам. А как "снять" настороженность респондента? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это не обязательно), заполнять строку Фамилия, Имя, Отчество или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.

Любой вежливый человек в конце общения, про­исходившего по его инициативе и удовлетворившего его личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Бла­годарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей ан­кеты" и т. п.

В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. Например: "Насколько важ­ным Вы считаете проведение данного опроса?" А также предложить участвовать в последующих исследованиях общественного мнения.

Проверка анкеты. После того как составлена анкета, ее необходимо прове­рить на соответствие определенным требованиям. Приведем некоторые из них.

Про­верка формулировок вопросов

¨ Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.

¨ Система используемых категорий должна быть понятна всем рес­пондентам.

¨ Вопросы не должны содержать установок. Пример: "Чем Вам не нравится од­нообразная работа, наверное тем, что не заставляет думать...".

¨ Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обще­стве поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения. Для этого используйте примерно такое начало вопроса: "Одни считают, что..., другие считаю, что... А как Вы считаете?".

¨ Не следует допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к ответу. "Вы ведь не думаете?... — Нет, не думаю …, "Разве Вы не хотите...? — Да, хочу …".

¨ Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного вопроса задать несколько.

¨ При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа с пе­ревесом на первый и больше всего положительных выборов приходится на него. Поэтому, если есть возможность, то располагайте варианты не по­следовательно, а в случайном порядке.

¨ Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от них. Используйте варианты ответа: "Затрудняюсь ответить".

¨ Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целесообразно превра­тить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант ответа.

¨ Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. "Почему Вам не нравится работа …. (далее указывается конкретный государственный или общественный орган или человек?" Такого типа вопросы лучше не использовать. Респондент может негативно отреагировать на такой вопрос, и его мнение будет искажено. Попросите его оценить работу нескольких организаций, например, по 5-балльной шкале. Разумеется, респондент должен иметь представление о деятельности этих организаций.

¨ Необходимо орфографически и стилистиче­ски правильно оформить вопросы. Для этого попросите проверить их текст кого-то из старших, компетентных в филологии лиц.

Проверка композиции анкеты. Необходимо проверять не только отдельные вопросы, а всю композицию анкеты и ее графическое оформление. Вот основные требования:

¨ Ясность объясне­ния респонденту техники ответов на вопросы.

¨ Более про­стые ("контактные") вопросы в начале анкеты, в середине — наиболее слож­ные и содержательные, в конце — опять простые.

¨ Использование переходных (буферных) вопросов[2] для перехода от одного блока вопросов к другому.

¨ Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и проверяют, то это может отразиться на до­стоверности последующей информации.

¨ Если есть подозрение, что не все респонденты достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все относятся к той группе, для которой предна­значен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр, имеющий указатель перехода для разных групп респондентов. Например: "На следующий вопрос отвечают только пенсионеры".

¨ Не следует задавать вопросы, которые превышают воз­можности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. Например, вопрос: "Напишите фамилию депу­тата Вашего района" поставит в тупик многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем, этот вопрос, заданный сразу после выборов, в известной мере выявляет активность электората.

¨ Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопро­сы табличной формы и т. п.). Это приводит к утомлению рес­пондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных типов вопросов.

¨ В социологии существует понятие компетентности общественного мнения. Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.

Проверка графического оформления анкеты. Шрифт текста не должен быть "слепым", то есть трудно читаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабо­видящие не ответят на анкету).

¨ Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя вопрос более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов — курсивом, то есть наклонным шрифтом или более мелким.

¨ Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент обратил на них внимание.

¨ Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы долж­но быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.

¨ Вопросы в табличной форме рекомендуется разлино­вать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти вопросы.

¨ На респондента влияет и длина текста вариантов ответов. Не­обходимо графически уравновесить, проставив ряд точек, продлив строки с короткими ответами.

¨ Нельзя допускать переноса половины ответов на воп­рос на другую страницу.

Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анке­ты, необходимо провести пробное (или пилотное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Прове­дение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их рас­положения.

Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые являются общеизвест­ными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респондентов. Постарайтесь сделать их более доступными.

Помните, что качественно разработанная анкета — необходимое условие успешного проведения исследования общественного мнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.