Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права по обнаружению налоговых преступлений и иных нарушений налогового законодательства




Правоохранительные органы наделены широкими полномочиями по выявлению фактов, свидетельствующих о совершении деяний с признаками налогового преступления.

Эти органы вправе вести оперативно-розыскную деятельность — гласно и негласно наводить справки, вести наблюдение, обследовать помещения, в ряде случаев прослушивать телефонные переговоры. К оперативно-розыскным мероприятиям относится и скрытое внедрение сотрудников в структуры предприятий и организаций.

При проведении оперативных мероприятий основная цель, стоящая перед правоохранительным органом,— собрать оперативную информацию для последующего возбуждения и расследования уголовного дела.

Поскольку большая часть мероприятий такого рода нуждается в скрытом, негласном проведении, правоохранительный орган может выступать не только под собственным, но и под условным наименованием, а его сотрудники в целях конспирации могут использовать документы других федеральных органов, зашифровывающие их личности и принадлежность организаций, подразделений, помещений и транспортных средств к этому государственному органу.

К правам, обеспечивающим получение первичной информации о нарушениях налогового законодательства, в том числе и не являющихся преступлениями, следует отнести:

- право входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками (в жилые помещения — с последующим уведомлением прокурора);

- право вызывать граждан для получения объяснений и сведений по налоговым вопросам;

- право получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц любую информацию, необходимую для служебной деятельности;

- право привлекать на конфиденциальной основе граждан-добровольцев к сотрудничеству для выявления правонарушений с выплатой лицам, предоставившим информацию, денежного вознаграждения.

Дискуссионным остается вопрос о праве правоохранительных органов проводить обычную документальную проверку финансовой деятельности налогоплательщика, идентичную выездной проверке налоговых органов. Позиция законодателя по данному вопросу подвергается частым изменениям.

Первоначально законодательство наделило налоговую полицию всеми правами налоговых инспекций. Однако во избежание дублирования функций двух ведомств НК РФ установил, что налоговая полиция вправе лишь принимать участие в проверке, проводимой налоговым органом по его запросу (пп. 4 п. 2 ст. 36 НК РФ)[4]. Дополнительно п. 3 ст. 36 НК РФ определяет, что при выявлении обстоятельств, требующих налогового контроля, а не уголовного расследования, налоговая полиция обязана в течение 10 дней передать материалы в налоговый орган для принятия соответствующих мер.

Подход, согласно которому налоговая полиция не наделена полномочиями по выполнению процедур налогового контроля и тем более полномочиями по самостоятельному применению налоговых санкций, нашел подтверждение в п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Изданное после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации Положение о Федеральной службе налоговой полиции вновь закрепило в числе ее функций и «документальное оформление выявленных фактов сокрытия доходов» (т.е. составление актов проверок), и использование прав, предоставленных должностным лицам налоговых органов.

За изданием Положения последовало внесение соответствующих изменений в НК РФ. Пункт 2 ст. 35 НК РФ был дополнен пп. 5, наделяющим органы налоговой полиции правом проводить документальные проверки «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

При этом проверки, проводимые органами налоговой полиции, не считаются повторными, даже если проверяется деятельность налогоплательщика по тем налогам и за тот период, которые уже были предметом проверки налоговых органов. Поэтому, хотя повторные проверки запрещены (ч. 2 ст. 89 НК РФ), органы налоговой полиции фактически получили право перепроверить налогоплательщика «в целях, по основаниям и в порядке, установленных законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством» (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В отличие от контрольных мероприятий налоговых органов, проверки правоохранительных органов могут распространяться на любые периоды. Ограничение, по которому проверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествующие проведению проверки (ч. 1 ст. 87 НК), не распространяется на контрольные мероприятия в рамках оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Ограничением давности обнаружения правонарушений принят срок давности привлечения к уголовной ответственности. Так, применительно к ст. 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» срок давности привлечения к ответственности составляет 6 лет (пп. «б» п. 1 ст. 78 УК РФ)[5].

Порядок проведения органами налоговой полиции проверок налогоплательщиков, а также порядок оформления результатов контрольных мероприятий регламентировался «Инструкцией о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции»[6].

Вероятнее всего, органы МВД РФ, получив дополнительные права и обязанности упраздненной службы налоговой полиции, не будут проводить не свойственные им функции документального налогового контроля, сосредоточившись на проведении в сфере налогообложения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия по уголовным делам.

Правоохранительные органы, обнаружив данные о совершении преступления, обязаны возбудить уголовное дело и начать расследование. Если же налоговое нарушение не содержит признаков преступления, материалы должны быть переданы налоговым органам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.