Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования




Педагог-математик

Проект системы математического образования

Математическая деятельность, математическая компетентность и математическое образование все имеют иерархическую структуру (в частности, с точки зрения числа вовлеченных граждан и необходимого финансирования). В верхние уровни этой иерархии вовлечено существенно меньше людей более высокой квалификации, при этом суммарные затраты на эти верхние уровни также меньше (хотя удельные, конечно, больше).

Далее рассматриваются важнейшие компоненты этой структуры в варианте, который может быть осуществлен в ближайшее десятилетие.

Ключевым участником и фактором системы математического образования является педагог-математик. Он должен обладать не только математическим знанием в форме им воспроизводимого и передаваемого ученикам набора определений, доказательств и рецептов, но в первую очередь быть готовым к решению новых, ранее не встречавшихся (отдельному человеку или человечеству) задач в соответствующих областях, передавать обучающимся математическую модель деятельности.

Инженерно-техническое и естественно-научное образование должно быть обеспечено педагогами-математиками, имеющими опыт профессиональной деятельности в чистой или прикладной математике, или программировании, или в построении и применении математических моделей в соответствующей профессиональной области

Качество работы и уровень педагога-математика должны проверяться, в первую очередь, независимой экспертизой с помощью анализа деятельности, которая может быть зафиксирована в интернете, направленной на индивидуальное приращение математической образованности каждого обучающегося. При необходимости для определения квалификации могут дополнительно использоваться процедуры выполнения заданий (требуемого от успешных обучающихся), комментирования и оценивания педагогом предъявляемых ему образцов деятельности обучающихся.

Эффективно работавшая во второй половине XX в. и продолжающая работать модель российского математического образования предполагает высокую концентрацию в образовательных организациях и неинституциональных структурах (математические кружки, семинары) ведущих педагогов-математиков, математиков-исследователей и высокомотивированных и проявивших математические способности обучающихся. Эта система должна быть развита и усилена, прежде всего, за счет гарантий зачисления в образовательные организации с углубленным изучением математики одаренных детей и молодых людей, независимо от места их проживания, в том числе за счет использования высококачественной телекоммуникации, одновременно с созданием новых учреждений в регионах России.

В систему российского математического образования должны быть включены наиболее значительные математики современности, получающие максимальную возможность для взаимодействия со своими учениками и коллегами в России, включенными в жизнь всей российской математической школы. Члены этой школы, наряду с деятельностью в чистой математике, будут широко привлекаться к работе в прикладных областях и в преподавательскую деятельность в России: в подготовке математиков, прикладных математиков, ИТ-профессионалов, педагогов-математиков, в общем и дополнительном образовании детей (прежде всего – мотивированных к получению математического образования), в математическом просвещении, в широком круге специальностей высшего образования.

Формализацией данной установки может быть введение звания федерального профессора и национального профессора исследователя. Звание присуждается на основе экспертной оценки достижений профессора и его учеников, при экспертизе используется публикационная активность в соответствии с международными стандартами, привлекаются международные эксперты. Присвоение такого звания влечет предоставление долгосрочного (в какой-то части пожизненного) финансирования, включающего помимо оплаты «за звание» и оплаты труда (по мировому стандарту) оплату поездок, высокую оплату аспирантов, отобранных профессором, и минимального вспомогательного персонала и т. д.

Кадровый потенциал для этой деятельности будут обеспечивать ведущие университеты и институты РАН, их возможности будут существенно расширены благодаря применению ИКТ.

Особое место занимают ведущие, «высшей лиги», общеобразовательные школы (лицеи, гимназии, центры образования и т. д). с углубленным, профильным изучением математики (и смежных дисциплин). Потенциал большинства выпускников этих школ достаточен для поступления на математический (или computer science) факультет любого университета мира. Если соответствующим образом складывается их личная судьба, то развитие такого потенциала в университетские годы внутри какой-либо из ведущих научных школ дает нам работающего математика международного масштаба (конечно, необязательно лидера). Эти школы сегодня являются национальным достоянием России. (Для нематематических школьных дисциплин сопоставимого по масштабам и важности для страны аналога нет, хотя роль и необходимость спортивных, художественных, музыкальных, хореографических школ очевидна.) Создание наиболее благоприятных условий для их развития, минимизация барьеров и ограничений, достойная поддержка государства должны быть важным направлением реализации Концепции. Одним из нормативных закреплений их роли может быть введение статусов, аналогичным статусам сильнейших вузов (федеральная школа, национальная исследовательская школа – имеется в виду школа, где идут педагогические исследования, и т. д.). Соответствующий статус – федерального учителя, национального учителя-исследователя может присуждаться и учителю. Позитивный опыт этого в нашей стране имеется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.