Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательное право России




Избирательная система и

Вопросы:

1. Понятие и социальная функция выборов.

2. Международные избирательные стандарты и источники избирательного права России

3. Избирательное право: понятие, принципы.

4. Избирательные системы современности: понятие, виды.

5. Избирательный процесс: понятие, основные стадии.

  1. Понятие и социальная функция выборов

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган –парламент наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей1.

Политические выборы в современном их понимании стали проводиться в буржуазном обществе. Идея таких выборов впервые была высказана в армии Кромвеля в ходе Английской буржуазной революции в 17 веке. Компромисский характер революции не позволил не только решить, а даже поставить этот вопрос на сколько-нибудь реальную основу.

Спустя сто с лишним лет новые силы победили во Франции, что нашло юридическое отражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 году. В ней сформулирован принцип свободных выборов, прошедший сложную временную трансформацию.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни и представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.». Выборы – это способ формирования соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также способ занятия определенных государственных должностей, обеспечивающие представительный характер выбираемым органам и лицам.

Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов1.

Отметим, что коллегией управомочных лиц, как правило, избираются: в ряде стран – президент (членами парламента); премьер-министр (членами парламента); судьи высших судов; генеральный прокурор; иные должностные лица. Также с помощью выборов обычно: формируются ученые советы ВУЗов; избираются ректоры; избираются руководящие органы политических партий, коммерческих и общественных организаций, иные органы и руководители1.

В Конституции Российской Федерации обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в России является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления2.

Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками.

Каковы же основные цели выборов? C учетом зарубежного и отечественного опыта к ним относят:

а) придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности);

б) смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых);

в) смена конкретных лиц у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. Руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М.Тэтчер был избран более молодой Д.Мэйджор, который продолжил ее политику);

г) определение ориентиров на будущее (всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития);

д) селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие);

е) определение конкретной личности из нескольких кандидатов, которая будет занимать государственную должность1.

Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно – правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

 

2. Международные избирательные стандарты и источники избирательно права России

Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права смогло утвердиться только в 20 веке. Эти принципы были воплощены в международно–правовых документах1.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта часть Конституции России представляет собой общую инкорпорацию определенных норм международного права в национальное законодательство России.

Основными источниками международных стандартов в области прав человека, касающихся свободных и справедливых выборов, можно назвать следующие.

Прежде всего это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года2.

Гражданские и политические права, изложены во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году и вступившем в силу в 1976 году3.

Участниками этого Международного пакта являются 127 государств, что делает его международным инструментом с самым большим количеством участников, гарантирующим право на свободные выборы4.

В статье 25 пакта закрепляется право каждого гражданина,, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.’’

К числу основных источников универсальных международных избирательных стандартов относятся также Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года1, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года2, международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 года3.

В этих документах обращено внимание на недопустимости дискриминации в отношении прав женщин при участии в выборах. Более того, государства взяли обязательство принимать специальные меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами.

Другие международные документы в области прав человека, касающиеся свободных и справедливых выборов, такие, как резолюция ГА ООН, различных органов ООН, Совета Межпарламентского Союза и другие, то они, в отличие от названных ранее, не являются источниками международных избирательных стандартов, так как не несут юридических обязательств, а могут рассматриваться лишь как рекомендации служить основой для разработки соответствующих договоров, конвенций в области прав человека4.

Избирательное законодательство России представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации. Данные акты составляют источники избирательного права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное значение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации

Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие специального раздела,,Избирательная система’’.

Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан России. Последняя задача решается Федеральным законом от 12 июня 2002 года,,Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’’1.

Среди актов федерального избирательного законодательства следует отметить: Федеральный закон от 26.11.1996 года,,Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления’’2;

Федеральный закон от 20.12.2003 года,,О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации’’3;Федеральный закон от 10.01.2003 года,,О выборах Президента Российской Федерации’’4.

Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами. Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

Эти федеральные законы, которыми регулируются отдельные институты избирательного права (статус общественных объединений, деятельность СМИ, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и др.), упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов Толька в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

В составе законодательства субъектов РФ, регламентирующего выборы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, первое место занимают конституции республик и уставы других субъектов. В этих актах содержатся нормы о выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и глав исполнительной власти субъектов РФ.

В настоящий период система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, состоит из законов о выборах законодательного органа государственной власти, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах глав местного самоуправления. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Отдельные субъекты Российской Федерации (Республика Башкортостан, Вологодская, Воронежская, Свердловская области) провели кодификацию собственного избирательного законодательства.

Одной из особенностей избирательного права является широкое распространение подзаконных нормативных актов и индивидуально-правовых актов избирательных комиссий. Избирательные комиссии не занимаются правотворческой деятельностью. Вместе с тем некоторые избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации) имеют право издавать подзаконные нормативные акты (инструкции, положения, постановления и некоторые иные решения), которыми определяется порядок единообразного применения законодательства о выборах.

Особенностью нормативных актов избирательных комиссий является то, что они по общему правилу обязательны только для нижестоящих избирательных комиссий. Вместе с тем очевидно, что на их содержание ориентируются и другие участники избирательного процесса. Задачей данных нормативных актов является формирование единообразной практики применения избирательных законов1.

На федеральном уровне – избирательное законодательство не кодифицировано, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. Конституция России пока не дает оснований для принятия единого кодифицированного нормативного акта о выборах федеральных органов государственной власти и высших должностных лиц в форме так называемого,,избирательного кодекса’’. Возможно в недалеком будущем использование такой прогрессивной правовой формы, при выполнении ряда предварительных конституционно-правовых условий, представляется более предпочтительным и отвечающим интересам правовой гармонизации общества.

 

3 Избирательное право: понятие, принципы

Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой.

Избирательное право – это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативах правовых актах, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право упорядочивает процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления. В силу того, что избирательным правом регулируются наиболее важные отношения по поводу осуществления государственной власти, составляющие предмет конституционного права, оно является частью конституционного права.

На современном этапе государственно – правового развития сложились политические, формально-юридические и практические основания рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института1.

Избирательное право принято также рассматривать как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии и др.) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия граждан в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.

Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется прежде всего самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводится целый ряд действий как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса – начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчете голосов и установления результатов выборов.

На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание. Их соблюдение придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьезные отступления от этих принципов или их нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования.

Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) заключается в том, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений и др.Однако всеобщее избирательное право, в особенности пассивное, ограниченно рядом дополнительных условий или цензов, связанных не только с возрастом, но и с гражданством, рождением, проживанием и другими факторами.

В Российской Федерации всеобщее избирательное право означает, что гражданин России достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, Конституцией РФ установлено, что Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет (ст.81); депутатом Государственной Думы – гражданин России, достигший 21 года (ст.97).

Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными две категории граждан России: признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это правило, записано в ч.3 ст.32 Конституции РФ действует с ноября 1991 года. До этого, согласно Закону РСФСР от 27 октября 1989 года

,,Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР’’1, в выборах не участвовали наряду с психическими больными гражданами, признанными судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы с санкции прокурора и находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.

Современное избирательное законодательство России содержит норму в соответствии с которой при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока (ч.7 ст.20 ФЗ,,Об основных гарантиях…’’).

Прямое избирательное право – право граждан непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально созданной для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующими органами (избрание президентов парламентами в Греции, Турции и других странах).

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.

Достоинство косвенных выборов в том, что в вышестоящие инстанции избираются более грамотные и профессиональные депутаты (поскольку они избираются профессионалами) из ’’своего круга,, - нижестоящими депутатами. Однако в силу этого ослабляется связь с избирателями, поскольку многоступенчатые выборы искажают их волю и не всегда выбор коллегии профессионалов (часто с бюрократическим менталитетом) совпадает с выбором простых людей1.

Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов и должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов – это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, национальной спецификой2.

Принцип равного избирательного права. Этот принцип является одним из элементов справедливости выборов. Концепция равного избирательного права традиционно выражается формулой “один человек – один голос”.

Этот принцип отражен в действующей Конституции РФ и избирательном законодательстве, суть которого состоит в следующем:

1) избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос. В законах закреплено важнейшее положение, обеспечивающее равное избирательное право – гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке;

2) голоса избирателей равны, т.е. коэффициент избирательного влияния всех участников выборов одинаков;

3) все граждане участвуют в выборах на равных основаниях (равным правом стать инициатором выдвижения кандидата, участвовать в предвыборной агитации);

избирательные округа по выборам равны между собой по количеству избирателей.

Следующим принципом избирательного права является тайное голосование. Это голосование, при котором исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Это одна из гарантий действительно свободных выборов. Достигается это рядом организационных гарантий и правил, устанавливаемых законодательством о выборах. Избирательные бюллетени не нумеруются, для заполнения бюллетеней избирателям предоставляется специально оборудованные кабины или комнаты, в которых не допускается присутствие посторонних лиц. После заполнения бюллетени опускаются в ящики, исключающие

возможность доступа к бюллетеням до окончания времени голосования и начала подсчета голосов.

Тайное голосование представляет собой давно признанный механизм, обеспечивающий изоляцию избирателей от запугивания. В основе требования, касающегося проведения выборов путем тайного голосования, лежит Всеобщая декларация прав человека, которая гласит, что выборы '' должны проводиться путем тайного голосования или же посредством других различных форм, обеспечивающих свободу голосования” (ст.21 п.3). В Международном пакте о гражданских и политических правах это положение развивается далее, и решительно заявляется, что выборы должны проводиться “ при тайном голосовании” (ст.25). Эта норма проистекает из убеждения международного сообщества в том, что для того, чтобы выборы были действительно свободными, соответствующая процедура должна гарантировать, что то, как проголосовал или как будет голосовать любой избиратель, является его абсолютной привилегией. Это требование касается всего, начиная с составления избирательных бюллетеней и кабин для голосования и заканчивая правовыми положениями, устанавливающими, что ни один голосующий не может быть принужден каким – либо юридическим или государственным органом объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать.

Только тайное голосование способно выявить подлинную волю народа, в противном случае выборы превращаются в принудительное утверждение народом навязанных ему должностных лиц.

Принцип свободного участия в выборах применяется в большинстве стран и означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения. Не допускаются любые формы воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Поскольку выборы – это информационная атака на избирателя, подлинно свободный характер выборов подразумевает ограничение информационно – психологического воздействия, которое обеспечивается: плюрализмом мнений (которые уравновешивают друг друга); запретом давления на избирателя, угроз, шантажа и т.д.; запретом подкупа избирателей; запретом проводить агитацию за день до выборов и в день выборов; запретом контролировать волеизъявление избирателей1.

Добровольное участие в выборах также гарантируется ответственностью должностных и иных лиц, препятствующих выражению граждан своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов (ст.141 УК РФ, глава 5 КоАП Российской Федерации).

К универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти относятся открытость и гласность. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа. Каждый избиратель в ходе избирательной компании имеет право искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков; составе избирательных комиссий; местонахождении и времени их работы; итогов регистрации; сведений о кандидатах, их доверенных лицах; предвыборных программах кандидатов и избирательных объединений; итогах голосования и результатах выборов. Эти сведения публикуются в печати, оглашаются по радио и телевидению, в других средствах массовой информации.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.

Гласность предполагает не только объективное освещение избирательной кампании, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов.

Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательностью официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Принцип обязательности выборов основан на политико – правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статьях 8,9,10 Федерального Закона “Об основных гарантиях и избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”:

- выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ст.9);

- изменения (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается (ч.2 ст.8);

- выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Если они не назначат выборы, а также в случае их отсутствия, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Если избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, то выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст.10).

Принцип периодичности выборов связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.

Этот принцип позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические партии считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего политического курса или в своей способности должным образом скорректировать его и т.д.

Таким образом, периодичность проведенных выборов является одним из необходимых условий демократичности и легитимности формируемых через избирательный процесс государственных институтов.

Принцип альтернативности выборов является нормативным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Собственно понятие “ альтернативность выборов’’ было введено в юридический оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд квалифицировал альтернативность в качестве важнейшего условия подлинно свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления1.

Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права является гарантия избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов. Введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективного политического права граждан – качественно новый шаг на пути развития современного избирательного права.

 

4. Избирательные системы современности: понятие виды.

В научной литерату­ре термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов пуб­личной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избирае­мых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система право­вых норм представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная си­стема регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), также обычаями и традициями данного общества1.

Понятие «избирательная система» может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. Как отмечает аме­риканский исследователь К.Боун, «избирательная система, как минимум, включает в себя три аспекта: определение того, что представляет собой один голос (какие действия может предпринять избиратель), порядок суммирования голосов (то есть в национальном масштабе или по округам различных видов) и правило переведения доли полученных голосов в рас­пределение мандатов»2.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершен­но различными. Поэтому политические силы нередко борют­ся между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и оши­биться).

В узком смысле слова говорят об избирательной системе, когда выделяются мажоритарная, пропор­циональная, смешанная избирательные системы.

Мажоритарная система является старейшей из всех существующих избирательных систем от франц. majorite – большинство. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого округа обычно избирается один депутат (то есть 1 округ - 1 депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов.

В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяются следующие разновидности указанной системы: мажоритарная система относительного большинства; мажоритарная система абсолютного большинства;

мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства -самый распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в "классическом" виде ее применяют 43 страны (как правило, англоязычные).

При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал больше число голосов, чем его соперники (причем данная система требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например 50% +1 голос от числа голосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование - получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

В ряде стран применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Ее главные отличия от аналогичной системы относительного большинства

в том, что:

-для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство (то есть больше, чем другие кандидаты), а обязательно абсолютное (то есть 50% + 1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей;

-если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства (50% + 1 голос), проводится 2-й тур, в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1-м туре;

-победителем (из двух оставшихся кандидатов) во 2-м туре обычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

Существует также еще один вид мажоритарной системы - мажоритарная систем а квалифицированного большинства, предъявляющая крайне высокие требования ко­личества голосов, необходимых для избрания (например, до 1993 г., чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было набрать 65% (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно, и данная система применяется крайне редко.

Пропорциональная избирательная система является наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведении выборов. Суть данной системы в том, что:

-за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии;

-партии выдвигают так называемые "партийные списки", в которых указываются как сами кандидаты от данной партии, так и их очередность на получение мандатов;

-избиратель голосует за партию(и, следовательно, за партийный список в целом);

-мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов);

-полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются междуеекандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке. Впервые данная система была предложена в ходе Великой французской революции, а впервые применена через 100 лет после нее -на выборах 1889г. вБельгии.

В отличие от мажоритарной системы применяемой обычно в крупных государ­ствах, где конкурируют, как правило 2 ведущие партии, пропорциональная изби­рательная система хороша для небольших по территории государств с развитой многопартийностью (то есть имеющих не 2, а 5 - 10 примерно равных по силе партий). Например, в настоящее время она применяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах "нижней" палаты парламента в Польше, Че­хии, до 1993 г. - в Италии.

Несмотря на то, что во многих странах мажоритарная (США, Великобритания и др.) и пропорциональная (Эстония и др.) избирательные системы применяются "в чистом виде", ряд государств пошел по пути их комбинирования, а также использования нетрадиционных избирательных систем.

Комбинирование (объединение) мажоритарной и пропорциональной систем имеет смысл потому, что, во-первых, каждая из них имеет свои достоинства, а во-вторых, их совместное применение значительно нейтрализует недостатки каждой из них. В зависимости от соотношения элементов мажоритарности и пропорциональности смешанные избирательные системы могут быть симметричными и асимметричными.

При использовании симметричной смешанной системы половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, а половина - по пропорци­ональной (то есть обе системы на равных влияют на формирование парламента), Такой порядок, в частности, принят при избрании Государственной Думы России, Верховной Рады (парламента) Украины, Великого Народного Собра­ния Болгарии.

Асимметричная смешанная система предполагает неравное соотношение эле­ментов мажоритарности и пропорциональности. Например, при выборах Госу­дарственного Собрания Венгрии 176 депутатов избираются по мажоритарной система, 210 -по пропорциональной (здесь имеется слабая асимметрия, по­скольку равенство систем нарушено незначительно); при выборах Парламента Грузии 85 депутатов избираются по мажоритарной системе, 150 - по пропорци­ональной (депутатов, избранных от партий, почти в 2 раза больше депутатов, избранных по округам,—сильная асимметрия).

В настоящее время наметилась стойкая тенденция (особенно в странах, не­давно начавших строить свою государственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе "в чистом виде", а использовать именно смешанную изби­рательную систему, В очень многих современных государствах она применяется при избрании "нижней" палаты парламента.

В ряде стран при выборах применяются нетрадиционные избирательные

системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с раз­личными нововведениями, смягчающими их недостатки, но делающими их отличными от "классической" пропорциональной системы. Нередко такие систе­мы именуют модифицированными или полупропорциональными. К ним чаще всего

относятся:

- система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум);

-кумулятивный вотум;

-система единственного передаваемого голоса;

-преференциальное голосование;

-панаширование1.

В Российской Федерации задолго до сентября 1993 г. была оче­видна задача серьезного обновления российской избиратель­ной системы. Основной проблемой, которую предстояло решить, была демократизация избирательной системы. При этом необ­ходимо было отказаться как от отдельных устаревших норм, так и целого ряда институтов советской избирательной системы, неприспособленных для выборов в условиях многопартийности.

При выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. была использована смешанная избирательная система. В Положе­нии о выборах депутатов Государственной Думы было уста­новлено, что одна половина депутатов Государственной Думы избирается на основе системы пропорционального представи­тельства, а другая — на мажоритарной основе. Из возможных модификаций пропорционального представительства была выбрана технически наиболее простая, когда избирательными объединениями (партиями, движениями иих блоками) составляются связанные (то есть не допускающие возможности из­менений в очередности кандидатов) общефедеральные списки кандидатов. По такой системе вся страна представляет собой единый общефедеральный 225-мандатный избирательный округ, по которому и производится распределение депутатских мандатов между избирательными объединениями, перешагнувшими 5%-й барьер поддержки избирателей по всей России1.

Избирательная система, использованная при выборах в Государственную Думу в 1995, 1999 и 2003 году в основных чертах повторила избирательную систему, применявшуюся при выборах в 1993 году.

 

5. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.

Избирательное право и избирательный процесс тесно связаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс как форма реализации субъективного политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии.

Введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном и международно-правовом словаре наряду с традиционным понятием «организация и проведение выборов» нового понятия «избирательный процесс», понимаемого как технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур, представляются оправданными. Понятие «избирательный процесс» является по своему содержанию и объему более широким и включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми аспектами, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические и социокультурные основания и условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления1.

Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного раскрытия (развертывания) в виде последовательности стадий избирательного процесса. В широком смысле термин «избирательный процесс»поглощает содержание термина «избирательная кампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле «избирательный процесс» как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к нему, поскольку охватывает ряд стадий, действий и процедур за формально временными рамками последней. Демократический избирательный процесс – это часть политического процесса и режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих социально-политическую и социокультурную инфраструктуру реализации избирательных прав граждан. Кроме того, до начала конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур, благодаря которым избирательный процесс является не только юридической техникой реализации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти1.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законом избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц.

Итак, рассмотрим основные стадии избирательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.