Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления против интересов государства 1 страница




 

В Англии, в наиболее авторитетных курсах уголовного права, такие государственные преступления, как измена, подстрекательство к мятежу, шпионаж, выделяются в самостоятельную категорию под названием либо "преступления против безопасности государства" (Смит и Хоган), либо "преступления против короны и правительства" (Хупер). Английский юрист Хэлсбери выделяет специальную группу преступлений - против правительства и общества. К таковым он относит 18 категорий преступлений: против королевской власти; против общественного спокойствия (призыв к мятежу и неповиновению, создание противозаконных обществ, незаконное ношение военной формы и т.п.); незаконное владение огнестрельным оружием; разглашение государственной тайны; преступления против: должностных лиц, правосудия, собственности и полномочий королевской власти, иностранных государств, религии, брака и семьи, чести и морали, публичного здравия и безопасности, профсоюзов и предпринимателей, а также бродяжничество и др.

В 9-м издании английского курса Кросса и Джонса "Введение в уголовное право" (1980 г.), вышедшего после смерти авторов под редакцией Карда, выделена самостоятельная глава "Политические преступления", объединившая измену, терроризм, подстрекательство к мятежу и разглашение государственной тайны *(476).

В законодательстве Англии ответственность за государственные преступления предусмотрена специальными законами, отдельные из которых приняты еще в XIV-XIX вв.: Законом о государственной измене 1351 г., Законами об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911, 1920, 1939, 1989 гг., Законом о фальшивомонетничестве 1981 г. и др. Ответственность за некоторые преступления до сих пор наступает по общему праву (например, за недонесение об измене).

Закон о государственной измене 1351 г. впервые ввел в английское уголовное право понятия "великая" и "малая" измены. Государственным преступлением признавалось первое преступление, под которым понималось нарушение верности со стороны подданных по отношению к королю (королеве) *(477). Этот Закон ограничивал "великую" измену семью следующими случаями:

1. Умышление смерти короля, королевы либо старшего сына и наследника. "Явным действием" *(478) для данного преступления, которое давало основания для привлечения лица к уголовной ответственности, признавалось любое действие, подтверждающее намерение. Такая форма измены была вменена в вину убийцам короля Карла I, которому изменники отрубили голову. При этом отсечение королю головы - это лишь "явное действие", подтверждающее "умышление". Эта форма измены, как отмечают английские юристы, не может состоять в обычных словах, например, в призывах к мятежу или насилию (за исключением сговора, который признается преступлением). Явное действие, по их мнению, будет в том случае, когда эти слова либо предшествуют преступлению, либо способствуют осуществлению намерения, допустим, при подстрекательстве. Слова, побуждающие конкретное лицо к убийству короля (королевы), рассматриваются как "явное действие" великой измены.

Так называемые написанные слова чаще всего рассматриваются как "явное действие", даже если они не связаны с каким-либо дальнейшим поведением, направленным на измену. Это объясняется тем, что письменная речь четко выражена и имеет более устойчивую форму. Однако английские юристы спорят по поводу того, можно ли считать "явным действием" само написание слов, если они не публикуются и не доводятся до сведения других лиц.

В этом плане примечательны следующие дела, излагаемые в курсах английского уголовного права при анализе данной формы измены *(479). В 1615 г. священник Эдуард Пичэм был признан виновным в измене на основании некоторых выдержек из проповеди, найденной в его кабинете, которая не была произнесена. Пичэм не был казнен, поскольку умер в тюрьме. В 1683 г. некий Сидни был признан виновным в измене на основании найденной в его доме старой неопубликованной рукописи, в которой он давал толкование суверенитета. Сидни был казнен, но его осуждение было впоследствии отменено Парламентом. Ни один из приведенных случаев не получил значения прецедента.

2. Изнасилование супруги короля, его незамужней старшей дочери или жены его старшего сына и наследника. По Закону 1351 г. изнасилование может иметь место даже при согласии женщины. Так, в период царствования Генриха VIII были казнены две королевы - Анна Болейн и Екатерина Говард, согласившиеся на домогательства своих любовников. Эти особы королевской фамилии в полной мере разделили ответственность за измену.

3. Ведение войны против короля в его королевстве. При этом понятие "война" не соответствует принятому в международном праве и предполагает "всякое связанное с насилием возмущение, произведенное значительным числом людей, которое направлено к достижению цели не частного, но общего характера" *(480), например, освобождение заключенных всех тюрем, а не одного заключенного. Для привлечения к ответственности за данное преступление не требуется, чтобы виновные были организованы по типу военной структуры и имели военное вооружение. Этот вид измены отличается от массовых беспорядков по цели. Интересно дело Дэмэри (1709 г.), рассмотренное в период царствования королевы Анны. Массовые беспорядки, целью которых было разрушение всех молитвенных домов диссидентов, были расценены как измена, поскольку представляли собой попрание Закона о терпимости, легализовавшего молитвенные собрания диссидентов. Следовательно, выступления большого числа людей и открытое применение силы могли привести к тому, что Закон стал бы недействительным.

4. Переход на сторону врагов короля в его королевстве путем оказания им помощи и содействия в королевстве или ином месте. Слово "враги" в данном случае понимается буквально и обозначает лиц, принадлежащих к воюющим государствам. В связи с этим оказание помощи мятежникам против короля или пиратам не образует измены этого вида, хотя в подобных случаях возможно предъявление обвинения в совершении измены третьей формы, т.е. ведении войны против короля в его королевстве.

5. Убийство канцлера, главного казначея или королевского судьи при исполнении ими своих служебных обязанностей.

6. Подделка королевской печати.

7. Фальшивомонетничество, которое впоследствии стало предметом регламентации отдельного Закона 1981 г.

Понятие "великая измена" предполагало ее совершение английским подданным, поэтому иностранец не мог быть субъектом данного преступления. Так, было прекращено дело в отношении королевы - жены Георга IV по обвинению ее в прелюбодеянии, поскольку действия, которые вменялись в вину королеве, предполагались совершенными за границей, потому что ее любовник был иностранцем, никогда не бывавшим на английской территории.

В XV в. понятие "государственная измена" были включены "преступный сговор" на совершение государственного преступления и некоторые другие действия. Позднее перечень форм измены неоднократно дополнялся.

Первоначально все формы измены карались смертной казнью с конфискацией имущества *(481), однако в XIX в. была проведена гуманизация ответственности за государственные преступления. Так, законом 1848 г. была отменена смертная казнь за "ведение войны против короля в его королевстве", в 1870 г. отменена конфискация. В настоящее время большая часть государственных преступлений относится к так называемым арестным преступлениям, наказание за которые составляет от пяти лет лишения свободы до пожизненного.

Из других государственных преступлений следует назвать призыв к мятежу, который может состоять в высказываниях или публикациях. Это преступление, караемое по общему праву, совершается с намерением вызвать ненависть или презрение к Его (Ее) Величеству, наследникам или преемникам, либо к законно установленному правительству и государственному строю Соединенного Королевства, либо к любой из палат парламента, либо к отправлению правосудия.

В Законе 1934 г. о возбуждении недовольства установлена ответственность "за всякую злоумышленную попытку отвратить какое-либо лицо, входящее в состав вооруженных сил Его Величества, от выполнения его долга или от верности Его Величеству". Совершение этого преступления влечет наказание в виде тюремного заключения сроком до двух лет и (или) штраф.

Законами об охране государственной тайны 1911, 1920, 1939, 1989 гг. предусмотрена ответственность за шпионаж и незаконное раскрытие государственной тайны. При этом речь идет о самых разных преступлениях: о незаконном приближении к запретным местам; о незаконной передаче с целью причинения ущерба безопасности государства документов или сведений, которые могут быть использованы врагом; о непринятии разумных мер заботыо секретных служебных документах; об укрывательстве шпионов; о незаконном использовании служебной формы и т.п. Виды подобных преступлений многочисленны, и их субъектом может быть любое лицо - как подданный Англии, так и иностранец.

В США понятие государственного преступления трактуется достаточно широко.

Р.Перкинс, автор книги "Уголовное право" *(482), в раздел "Преступления, затрагивающие суверенитет или отправление правительственных функций", включил в число таких преступлений измену государству, ложный донос, взяточничество, злоупотребление служебным положением, побег из места лишения свободы и др.

М.Бассиоуни, автор курса "Материальное уголовное право", в разделе "Преступления против суверенитета и публичного спокойствия" объединил преступления, которые посягают на "само существование правительственной власти" либо препятствуют правильному и справедливому отправлению государственных дел *(483).

В США издается немало уголовных курсов, где государственные преступления вообще не исследуются, поскольку, как полагают авторы, эти вопросы относятся к области конституционного права или даже политики.

Ответственность за государственные преступления регламентируется в основном федеральными актами, включая Конституцию США.

В разд. 18 Свода законов США нет специальной главы, посвященной преступлениям против безопасности государства. Они рассредоточены по разным главам федерального Уголовного кодекса: измена, мятеж и подрывная деятельность (гл. 115); шпионаж (гл. 37); посягательства на Президента США и лиц, которые при определенных условиях могут занять эту должность (гл. 84); посягательства на членов Конгресса (гл. 18); саботаж (гл. 105).

Измена государству занимает центральное место в системе государственных преступлений. Измена - единственное преступление, ответственность за которое предусмотрена в Конституции США 1787 г. Согласно разд. 3 ст. III Конституции "под изменой Соединенным Штатам понимается ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг." В этой же статье говорится: "никто не может быть признан виновным в измене, если это не будет подтверждено показаниями двух свидетелей инкриминируемого акта или собственным признанием в открытом судебном заседании". Это определение измены в общих чертах воспроизводится и в _ 2381 разд. 18 Свода законов США.

Таким образом, изменой являются ведение войны против США либо присоединение к их врагам, выраженное в "оказании им помощи или содействия".

В практике американских судов предпринимались попытки расширительного толкования понятия "ведение войны" и отнесения к нему случаев насильственного сопротивления властям. Так, обвинение в государственной измене было предъявлено руководителям забастовки рабочих сталеплавильной промышленности в Хомстеде (Пенсильвания) в 1892 г., поскольку они якобы организовали "малую войну" (столкновения с властями). Фактически столкновения были спровоцированы предпринимателями.

Понятие "враги" также трактуется широко. Оно предполагает не только государства, которые находятся в состоянии войны с США, но и "любые враждебные им силы государства или людей".

"Оказание помощи или содействия" означает любую активную форму помощи, материальную или психологическую поддержку (покупка и снаряжение корабля для мятежников, выдача врагу дезертиров, выступление по вражескому радио и т.д.). Этот признак подвергается критике со стороны прогрессивных юристов из-за его неопределенности.

По федеральному Уголовному кодексу (_ 2381) субъектом данного преступления может быть только лицо, "обязанное хранить верность Соединенным Штатам". К числу таких лиц, согласно доктрине и судебной практике, относится любой гражданин США, где бы он ни находился. При этом не имеет значения, каким образом он получил американское гражданство: в силу рождения или натурализации.

Согласно Конституции "Конгресс имеет право определять наказание за измену, но осуждение за измену не должно влечь за собой лишения гражданских прав или конфискации имущества иначе как при жизни виновного лица". До 1872 г. за эти преступления назначалась смертная казнь. В настоящее время наряду со смертной казнью возможны лишение свободы на срок не менее пяти лет и штраф в размере не менее 10 тыс. долларов, а также лишение права занимать федеральные должности (_ 2381). В уголовных кодексах отдельных штатов предусмотрена ответственность за измену штату.

Ответственность за мятеж и повстанческую деятельность как самостоятельное преступление, примыкающее к измене государству, впервые была введена во время Гражданской войны законом от 17 июля 1862 г. Действующий федеральный Уголовный кодекс воспроизводит положения названного закона (_ 2383 разд. 18 Свода законов США): "Тот, кто подстрекает, побуждает, помогает или непосредственно участвует в мятеже или повстанческой деятельности против властей Соединенных Штатов или их законов, карается лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом". Эти виды государственных преступлений были включены в Кодекс с целью установления менее суровой ответственности за их совершение по сравнению с изменой.

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность и за сговор с целью подстрекательства к мятежу (_ 2384). Сговор определяется как соглашение двух или более лиц, имеющих целью "насильственно свергнуть, устранить или уничтожить правительство Соединенных Штатов, либо вести войну против них, либо оказать насильственное сопротивление властям Соединенных Штатов". Данный сговор наказывается строже, нежели участие в мятеже и повстанческая деятельность, - лишением свободы на срок до двадцати лет и штрафом (до 1956 г. - лишение свободы на срок до шести лет и штраф).

Все судебные прецеденты по мятежу и повстанческой деятельности относятся к периоду Гражданской войны (1861-1865 гг.). Норма об ответственности за сговор с целью подстрекательства к мятежу использовалась гораздо чаще.

На основе _ 2384 федерального Уголовного кодекса в 1955 г. были осуждены борцы за независимость Пуэрто-Рико, обвиненные в сговоре с целью убийства президента США и некоторых членов Конгресса. После разбирательства этого судебного дела резко повысилось наказание, предусмотренное _ 2384 (до двадцати лет).

В истории уголовного законодательства США _ 2383 и 2384 УК явились переходом от признания преступными лишь строго определенных конституцией изменнических действий к установлению ответственности за так называемую подрывную деятельность. Конструкция "сговора" во втором из указанных составов позволяет привлекать к ответственности и за подготовку к свержению правительства, и за деятельность, выражающуюся в одних только "словах или призывах".

Ответственность за шпионаж и тождественные ему преступления установлена не только разд. 18 Свода законов США, но и разд. 50 "Война и национальная безопасность" и другими разделами. Нормы отличаются казуистичностью, особенно при перечислении секретных объектов либо способов собирания, хранения или передачи информации.

Признаки шпионажа названы в _ 794 гл. 37 разд. 18 Свода законов США. Он предполагает: передачу или попытку передачи иностранному правительству, его агентам или гражданам "информации, относящейся к национальной обороне", если лицо действовало с намерением причинить ущерб Соединенным Штатам или, имея основания полагать, что это причинит ущерб Соединенным Штатам либо принесет выгоду иностранному государству.

Это преступление наказывается смертной казнью либо лишением свободы на любой срок или пожизненно. Таким образом, за шпионаж предусмотрена более строгая ответственность, чем за измену.

В федеральном законодательстве предусматривается ответственность и за другие преступления, сходные по объективной стороне со шпионажем. Так, лишением свободы на срок до десяти лет или штрафом наказываются следующие действия: 1) собирание информации, относящейся к национальной обороне при указанных выше целях; 2) получение такой информации; 3) передача ее любому лицу, не уполномоченному на ее получение (в отличие от собственно шпионажа здесь информация передается не иностранным государству, агентам или гражданам, а иным лицам); 4) утрата содержащего такую информацию документа в результате грубой небрежности; 5) несообщение начальнику об его утрате (см. _ 793 разд. 18 Свода законов США).

По федеральному законодательству наступает ответственность и за незаконное фотографирование или зарисовку важных оборонных объектов, за публикацию таких снимков, рисунков и т.д. Согласно _ 795-797 разд. 18 Свода законов США такие действия, независимо от их цели и мотивов, наказываются лишением свободы на срок до одного года или штрафом.

Многие из вышеперечисленных преступлений практически не применяются в судебной практике и не вызывают больших споров у юристов. Однако в 70-е гг. развернулась дискуссия по поводу того, следует ли наказывать действия, которые имеют целью публикацию секретной информации или в другой форме раскрытие ее американцам, но не преследуют традиционно понимаемых целей шпионажа. Поводом к обсуждению стало судебное дело Эллсберга и Руссо, которые в 1972 г. опубликовали в газете "Нью-Йорк таймс" некоторые документы Пентагона с целью разоблачения высших чинов. Дело было прекращено по формальным основаниям в 1974 г., однако министерство юстиции США дало толкование норм о секретной информации, согласно которому _ 793 федерального Уголовного кодекса охватывает публикацию и другое неразрешенное раскрытие любой относящейся к национальной обороне информации, которую правительство считает нужным держать в секрете. Правовой комитет Сената занял ту же позицию и заявил, что для привлечения к ответственности за разглашение секретной информации вовсе не требуется намерения причинить ущерб. Достаточно осознания лицом важности информации, поскольку в данном случае речь идет о таких профилактических мерах, которые позволяют исключить попадание секретного материала к врагу, а не о борьбе с активным шпионажем.

В течение многих лет посягательство на жизнь президента не выделялось в качестве самостоятельного вида преступления. Это было связано с тем, что нормы об убийстве были предусмотрены во всех штатах и предусматривали максимально суровые санкции. Однако после убийства в 1963 г. президента США Джона Кеннеди Конгресс США принял закон, установивший самостоятельную ответственность за убийство президента США и лиц, которые при определенных обстоятельствах могут выполнять его функции, например, вице-президент, лицо, избранное на должность президента, но еще не вступившее в должность, и др. Расследование и судебное разбирательство таких дел входят в исключительную компетенцию федеральных органов (ФБР и судов федеральной системы).

В федеральном Уголовном кодексе этому преступлению посвящен _ 1751 "Убийство, похищение и нападение на президента". Убийство указанных лиц наказывается в зависимости от обстоятельств преступления: если оно признается тяжким убийством 1 степени - смертной казнью или пожизненным лишением свободы; если тяжким убийством 2 степени - пожизненным заключением или лишением свободы на любой срок; если простым убийством - лишением свободы на срок до десяти лет, за неосторожное убийство - на срок до трех лет или штрафом. Ответственность никак не связана с мотивами и целями преступления. Поэтому даже убийство на бытовой почве или по неосторожности в результате автотранспортного происшествия наказывается по данным нормам об убийстве названных должностных лиц.

Похищение президента или указанных лиц наказывается лишением свободы на любой срок или пожизненно, а нападение на них - лишением свободы на срок до десяти лет или штрафом (_ 1751).

Покушение на убийство или похищение президента, а также за сговор с целью убийства или похищения наказываются лишением свободы пожизненно или на любой срок.

В 1971 г. аналогичные нормы, касающиеся преступлений против членов Конгресса, были включены в федеральный Уголовный кодекс (_ 351 "Убийство, похищение или нападение на члена Конгресса"). Признаки преступлений и санкции за их совершение совпадают.

Во Франции ответственность за государственные преступления регламентирована Книгой IV "Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия" Уголовного кодекса. Объектами данных преступлений являются интересы, связанные с независимостью и безопасностью Франции, целостностью ее территории, республиканской формой организации государственных институтов, средствами обороны и дипломатии, защитой французского населения внутри страны и за ее пределами, экологическим равновесием, главными элементами ее научного и экономического потенциала, а также культурным достоянием (ст. 410-1).

Открывает названную Книгу глава, предусматривающая ответственность за измену и шпионаж. При этом данные преступления различаются по субъекту. Так, если преступное деяние совершено гражданином или военнослужащим Франции, то оно образует измену, если же другим лицом - шпионаж. Все другие признаки (материальный, психологический) у измены и шпионажа совпадают. К примеру, Уголовный кодекс Франции предусматривает ответственность за сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории либо военной техники, сооружений, снаряжения и т.п., предназначенных для национальной обороны. Если это преступление совершено гражданином (военнослужащим) Франции, оно составляет измену, если любым другим лицом - шпионаж.

Кроме того, предусмотрена ответственность и за такие преступления, как: поддержание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции; представление иностранному государству средств для военных действий или актов агрессии против Франции; саботаж (уничтожение, повреждение или хищение документов, оборудования, технических устройств, информационных систем и т.д., либо внесение неполадок в их работу, способное причинить вред основополагающим интересам нации); предоставление гражданским или военным органам власти Франции ложной информации с целью оказания помощи иностранному государству, способное причинить вред основополагающим интересам нации, и некоторые другие.

В главе второй книги "Иные посягательства на республиканские институты государственной власти или целостность национальной территории" содержатся такие виды государственных преступлений, как посягательство и заговор. Под посягательством как самостоятельным видом преступного деяния понимается тяжкое государственное преступление, состоящее в совершении одного или нескольких насильственных действий, способных поставить в опасность республиканские институты государственной власти или причинить вред целостности национальной территории (ст. 412-1). Под заговором имеется в виду соглашение нескольких лиц, нашедшее объективное выражение в конкретных действиях, о совершении посягательства, определенного выше, т. е., по существу, приготовление к посягательству.

Конструкция элементов посягательства такова, что ими фактически охватываются любые насильственные действия. Для привлечения к уголовной ответственности не обязательно, чтобы эти действия реально поставили в опасность институты государственной власти, достаточно того, что они могли поставить их в опасность. Это расширяет сферу уголовной ответственности за данное преступное деяние. К тому же за посягательство предусмотрено максимальное наказание - тридцать лет лишения свободы за простое посягательство и пожизненное заточение за посягательство, совершенное публичным должностным лицом.

Под участием в восстании понимается любое коллективное насилие, способное поставить в опасность республиканские институты государственной власти или причинить вред целостности национальной территории (ст. 412-3 УК). Данное государственное преступление по своим объективным признакам тождественно посягательству, поскольку и то, и другое представляют собой насильственные действия, которые могут поставить в опасность государственные институты или причинить вред целостности территории. Различие заключается в том, что восстание - это коллективное, т.е. массовое, насилие, а посягательство - насилие "индивидуальное" либо нескольких лиц. Строго наказываются не только применение открытой силы, разрушение зданий, сооружение баррикад и оборонительных укреплений полевого типа (окопов), но и обеспечение восставших продовольствием, призыв восставших к объединению и даже выполнение любой работы по противодействию мероприятиям, осуществляемым государственными силами. Организатор или руководитель восстания карается пожизненным заточением и штрафом в размере 5 млн. франков.

К государственным преступлениям относятся и посягательства на безопасность Вооруженных Сил Франции: подстрекательство французских военнослужащих к переходу на службу к иностранному государству, к неповиновению, деморализация армии, воспрепятствование передвижению личного состава или военной техники и др. Все эти преступные деяния имеют общую цель - причинение вреда национальной защите. Причинение реального вреда не является необходимым условием наступления уголовной ответственности за это преступление.

Уголовный кодекс Франции предусматривает возможность освобождения от наказания или его сокращение в случае деятельного раскаяния виновного. Так, освобождение от наказания установлено для лица, принявшего участие в заговоре, но до осуществления какого бы то ни было уголовного преследования раскрывшего заговор правоохранительным органам и позволившего выявить других его участников.

Сокращение наказания наполовину предусмотрено для исполнителей и соучастников таких преступлений, как поддержание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции; собирание с целью передачи иностранному государству объектов, использование, распространение или разглашение которых может причинить вред основополагающим интересам нации, при условии, что эти лица, добровольно известив административные или судебные органы о совершенном или совершаемом преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению гибели людей или их хронических заболеваний, а также установлению в случае необходимости других виновных. В случае, когда за преступление предусматривается пожизненное лишение свободы, оно сокращается до двадцати лет.

Ответственность за посягательства на основополагающие интересы нации могут нести и юридические лица, для которых помимо штрафа, размер которого достигает 25 млн. франков, предусмотрены дополнительные наказания, лишающие юридическое лицо определенных прав.

Особенная часть Уголовного кодекса ФРГ начинается с норм о преступных деяниях против интересов государства. Система преступных деяний против интересов государства включает в себя: измену миру; государственную измену; угрозу демократическому правовому государству; измену родине и угрозу внешней безопасности; преступные деяния против иностранных государств; преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием; преступные деяния, направленные против обороны страны; сопротивление государственной власти.

Составы измены миру, государственной измены и создания угрозы демократическому правовому государству предусмотрены в разд. 1 Особенной части Уголовного кодекса ФРГ. Это единственный раздел Особенной части, содержащий главы: "Измена миру" (_ 80-80а), "Государственная измена" (_ 81-83а) и "Угроза демократическому правовому государству"; "Общие предписания". Правоохраняемым благом в главах первой и второй разд. 1 признаются территориальная и конституционная целостность Федерации и федеральных земель. В этих нормах определяются следующие преступные деяния: подготовка агрессивной войны (_ 80); подстрекательство к агрессивной войне (_ 80а); государственная измена Федерации (_ 81); государственная измена федеральной земле (_ 82); приготовление к государственной измене (_ 83).

В качестве примера рассмотрим признаки некоторых из перечисленных посягательств.

Уголовному кодексу ФРГ известно несколько составов, связанных с государственной изменой. Наиболее тяжким является состав государственной измены Федерации. Норма об ответственности за это преступление (_ 81) состоит из двух частей: абзац 1 в качестве объекта посягательства называет целостность ФРГ, абз. 2 - основанный на Конституции ФРГ конституционный строй. На основании _ 81 за государственную измену Федерации наказывается тот, "кто с применением насилия или с угрозой его применения пытается: 1. нарушить целостность ФРГ или 2. изменить основанный на Конституции ФРГ конституционный строй; наказание установлено в виде пожизненного лишения свободы или лишения свободы на срок не менее десяти лет".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.