Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная правосубъектность государства

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА

«Международное право – особая правовая система»

Для понимания понятия «международное право» преподавателя необходимо провести следующие соотношения понятий: «современное международное право» и «классическое международное право»; «международное право» и «внутригосударственное право»; в частности, «международное право» и «конституционное право»; «международное публичное право» и «международное частное право».

Используемая в международном праве терминология подразделяется на следующие разновидности:

1) термины политического характера;

2) дипломатического характера;

3) общеправового характера;

4) собственно международно-правовые термины.

Политические термины – государство, суверенитет, безопасность, агрессия.

Дипломатические термины – дипломатические отношения, дипломатические иммунитеты, дипломатические агенты.

Общеправовые – правовая норма, источник права, правосубъектность, юридическая ответственность и др.

Надо заметить, что данным термином в международном праве придается специфическая интерпретация. Возможны ситуации, когда один термин имеет во внутригосударственном и международном праве неоднозначный смысл.

Перечень «чисто» международно-правовых терминов достаточно обширен, что прояснится при дальнейшем ознакомлении с учебным курсом. Преподаватель может назвать такие термины, как международно-правовое признание, правило альтерната, депозитарий договора и др.

 

Под выражением «субъекты международного права» понимаются носители юридических прав и обязанностей, которые в силу этого могут вступать в правоотношения международного характера, обладая при этом рядом следующих основных признаков: внешней обособленностью, способностью выступать как единое лицо (персонифицированность), вырабатывать, выражать и осуществлять свою автономную волю, участвовать в принятии норм международного права, причем все приведенные признаки приобретаются на базе норм международного права. Сказанное позволяет говорить о наличии у субъектов международного права правоспособности (способность иметь субъективные права и юридические обязанности), дееспособности (способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять имеющиеся у них права и обязанности), а также деликтоспособности (способность нести юридическую ответственность за совершенные ими правонарушения, причиненный кому-либо (чему-либо) вред, любой ущерб или убытки).

От понятия «субъект международного права» следует отличать понятие «субъект правоотношения», так как если первое используется для определения лица, потенциально способного участвовать в международных правоотношениях, то второе обозначает реального участника таковых. Сочетание международной правосубъектности с правами и обязанностями участника реальных международных правоотношений образует понятие юридического статуса или положения соответствующего актора, что позволяет подразделять огромное множество субъектов международного правд на ограниченное число категорий — суверенные государства, международные (межправшгельственнь) организации, наций, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования, а также физические и юридические лица, объем международной правосубъектности которых существенно ограничен по сравнению с тремя первыми категориями акторов.

Международная правосубъектность государства, как и его суверенитет, возникает одновременно с возникновением его как актора международных отношений и не зависит от волеизъявления других подобных акторов (не требует, их признания); она может прекратиться лишь с прекращением его существования. В отличие от других акторов государство обладает универсальной международной правосубъектностью, которая включает, в частности, право заключать международные договоры, учреждать дипломатические представительства, совместно с другими акторами создавать международные межгосударственные (межправительственные) организации и участвовать в их работе в качестве полноправных членов, вступать в политические и иные союзы с другими государствами, участвовать в качестве стороны в спорах с другими государствами и иными субъектами международногоправа.

 

«Этапы развития международного права»

Периоды истории развития международного права: международное право Древнего мира, международное право Средневековья, международное право Нового времени или «классическое международное право» и современное международное право.

Основные черты международного права Древнего мира:

1) религиозность;

2) регионализм;

3) обычай как главный источник международного права;

4) субъекты международного права считались правители Древних государств;

5) главным средством ведения внешней политики являлись войны.

Отличительные черты международного права в период Средневековья:

1) регионализм;

2) преобладание обычных норм над договорами;

3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Субъекты международного права в то время являлись не только монархией, Папа рисский, некоторые религиозные организации, но и так называемые, вольные города и их союзы.

Основные черты классического международного права:

1) договор становится главным источником норм международного права;

2) демократизация международного права;

3) колониализм;

4) война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Отличительные характеристики современного международного права:

1) антивоенная направленность;

2) антиколониальная сущность;

3) значительный количественный рост договорных норм;

4) возникновение новых отраслей международного права;

5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права.

Долгие годы отечественная доктрина международного права придерживалась позиции, согласно которой научная периодизация истории международного права опирается на марксистско-ленинское учение об исторических типах государства, соответствующих определенным классовым общественно-экономическим формациям. Из такой посылки делался вывод о том, что в определенные конкретные периоды развития цивилизации существовали и функционировали в качестве самостоятельных рабовладельческое, феодальное, буржуазное, а затем и социалистическое международное право, Утверждалось, что каждая из этих правовых систем, якобы характеризовавшаяся принципиальными отличиями от всех других, уступала свое место на исторической сцене другой, что сопровождалось ликвидацией всего арсенала юридических норм, принципов и институтов, образовавшихся в предыдущую эпоху, и возникновением новых по своей социальной сущности международных отношений, а также соответствующего им международного права.

Постепенное осознание международниками-теоретиками наличия органической связи между различными этапами развития человеческой истории и всеми ее компонентами, включая юридические средства регулирования международных отношений, повлекло за собой изменение изложенной выше позиции. Такое изменение выразилось в разработке концепций, базирующихся на «хронологическом» подходе к периодизации международного права с учетом современного уровня знаний относительно того, как оно возникло, обогащало свой нормативный потенциал, совершенствовало методы регулирования правоотношений различных видов, охватывая все новые и мнимо области межгосударственной деятельности.

 

«Система международного права»

Понятие «норм права» имеет специальную интерпретацию в международном праве. Необходимо дать развернутое определение понятия «норма права» с позиции отечественной общей теории права и с позиции международного права.

Этапы создания международно-правовых норм, в частности, процесс создания императивной нормы.

Нормы международного права по следующим основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний;

2) по роли в механизме международно-правового регулирования;

3) по содержанию правил поведения;

4) по сфере действия;

5) по форме;

6) по количеству участников;

К числу таких понятий в международно-правовой науке принято относить международную систему, являющуюся совокупностью разнохарактерных по социальной природе и правовому положению субъектов, имеющих более или менее ясно выраженную тенденцию к интеграции, таких как суверенные государства, объединения государств, не обладающих международной правосубъектностью (субъекты федераций) или обладающих таковой в определенных рамках (конфедерации), борющиеся за свою независимость нации и народы, межгосударственные (межправительственные) организации, государственно-подобные образования и др.; важнейший компонент вышеназванной международной системы - многообразные по своему предмету и свойствам отношения, складывающиеся между перечисленными субъектами, именуемые международными отношениями, которые охватывают политическую, экономическую, торговую, финансовую, научно-техническую, производственную, культурную и прочие области человеческой деятельности; арсенал средств, предназначенных для определения правового, социального либо иного статуса субъектов международной системы и регулирования возникающих между ними отношений, причем в состав таких средств входят общеобязательные или юридические и иные, то есть неюридические (традиции, моральные и религиозные догматы) правила поведения упомянутых субъектов.

Выделяя в рамках международной системы общеобязательные для исполнения участниками международных отношений правила поведения - юридические нормы, можно говорить о международной системе в узком смысле этого понятия или об одной из ее подсистем.

Наличие существенных различий между внутригосударственными и международной правовыми системами не означает их полной разобщенности, автономность каждой из них не только не исключает, но, напротив, их весьма тесное взаимодействие, взаимовлияние, чему специально посвящается эта тема настоящего учебно-методического комплекса.

 

 

О сновные принципы международного права характеризуются единством, своеобразием объекта правового регулирования, спецификой нормотворчества, особенностями круга субъектов и особыми механизмами, обеспечивающими их соблюдение.

 

«Ответственность государств»

В международном праве под ответственностью его субъектов, именуемой международной ответственностью, понимают неблагоприятные юридические последствия, наступающие в случае нарушения этими субъектами своих международных обязательств.

Кодификацией норм международного права о международной ответственности основных его субъектов — государств занимается ныне Комиссия международного права ООН.

Однако в международно-правовых актах и доктрине термин «ответственность» употребляется и в ином смысле, очевидно, как по соображениям удобства, так и в силу известной бедности и несовершенства юридического языка. Так, в частности, этим термином пользуются для обозначения определенного долга, обязанности или правомочия какого-либо лица.

В то же время термины «ответственность» и «международная ответственность» употребляются, к сожалению, для обозначения качественно различных, но трудно дифференцируемых понятий, что иногда порождает существенную путаницу в понимании существа явления, о котором идет речь.

Однако существует и другая категория ситуаций, когда речь идет терминологически о международной ответственности государств применительно к их обязанности возмещения ущерба от возможных вредных последствий осуществления некоторых видов правомерной деятельности, в частности таких, которые по самой своей природе связаны с известным риском.

Эта вторая категория проблем должна рассматриваться отдельно от проблем международной ответственности государств за международно-противоправные деяния. Наличие обязательства брать на себя возможный риск, связанный с осуществлением деятельности, закономерной самой по себе, и наличие обязательства нести ответственность за международно-противоправное деяние — совершенно различные явления.

Ответственность государств за их международно-противоправные деяния обозначается термином «международная ответственность», в частности, потому, что она по своему существу и видам (формам) в корне отличается от юридической ответственности по внутригосударственному праву, где она выступает в качестве уголовной, гражданской и административной ответственности. Иначе говоря, виды (формы) юридической ответственности по национальному праву в принципе иные, чем в области отношений, регулируемых международным правом, и наоборот. Забвение этого порождало, к сожалению, ошибочные концепции в доктрине международного права. Одной из таких концепций являлась, в частности, концепция уголовной ответственности государств и международного права как международного уголовного права.

Другая такая концепция, гораздо более распространенная и по-прежнему пока живучая, — это концепция международной (международно-правовой) ответственности индивидов. Суть этой концепций такова: в соответствии с международно-правовыми предписаниями физические лица якобы несут международную ответственность за некоторые виды наиболее опасных уголовных преступлений, например за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, преступления геноцида, апартеида, против безопасности гражданской авиации; и т.д.

Однако никакой международной ответственности физических лиц,

в тех или иных видах (формах), которые применимы к государствам и иным субъектам международного права, нет и быть не может. Комиссия международного права убедительнейшим образом это показала в одном из своих докладов Генеральной Ассамблее ООН.

 

«Право внешних сношений»

В юридической науке нет единого подхода относительно данного термина. Чаще употребляется термин «дипломатическое и консульское право». Однако этим термином не охватывается та широкая область общественных отношений, которая регулируется нормами права внешних сношений. Заметем, что термин «дипломатическое и консульское право» трактуют в широком и узком смысле.

Под правом внешних сношений («посольское право», «дипломатическое и консульское право») подразумевается система международно-правовых, а также норм внутригосударственного права, определяющих юридический статус, функции и порядок деятельности органов внешних сношений государств, международных межгосударственных (межправительственных) организаций и занятого в этой деятельности персонала. Данная отрасль международного публичного права, являясь, быть может, древнейшей из других его отраслей, во многом базируется на международном обычае, хотя начиная с XIX в. подверглась постепенной кодификации и ныне соответствующие правоотношения подпадают под действие положений Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках 1928 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и некоторых других.

 

 

«Право международных договоров»

Право международных договоров – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международного договора.

В теории и практике используется такое понятие, как «международное договорное право», которым обозначают нормы, созданные в отличие от обычных норм договорами. Известно также выражение «международное договорное право (например) Россия», которым обозначается совокупность договоров определенного государства.

Международный договор, являющийся одним из основных источников международного права, представляет собой юридический документ, закрепляющий согласование волеизъявлений субъектов международного права по вопросам внешних отношений. В подавляющем большинстве международный договор имеет письменную форму, независимо от того, содержится ли это соглашение в одном или нескольких документах, связанных между собой, а также независимо от наименования конкретного документа такого рода — договор, соглашение, конвенция, пакт, статут, устав, декларация, обмен нотами, протокол и т. д. Основным международно-правовым актом, кодифицирующим правила, сформировавшиеся в конвенционной сфере за многие столетия единообразной практики государств (т. е. в виде обычных юридических норм), является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., положения которой регулируют порядок заключения, вступления и действия договоров, их толкования, пролонгации, пересмотра, прекращения действия и признания недействительными, источниками данной отрасли также являются: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г., Венская конвенция ООН о праве договоров между государственными и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. и др.

Процесс заключения договора подразделяется на следующие стадии:

— переговоры по согласованию (выработке) текста, в ходе которых одновременно определяется форма принятия договора;

— установление аутентичности, когда по завершении выработки текста возникает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным;

— подписание — важнейший способ выражения согласия на обязательность договора для государства, если при этом не требуется ратификации договора;

— ратификация — утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает юридически обязательную силу для этого государства

— утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом государства, в компетенцию которого входит его заключение, причем эта процедура применяется лишь к договорам, которые не подлежат ратификации, но нуждаются в утверждении;

— присоединение —выражение государством, не участвовавшим в заключении договора, своего желания стать его участником на условиях, которые установлены в этом договоре;

— заявление оговорок — одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им договора либо присоединении к нему о том, что оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора применительно к себе;

— регистрация, то есть внесение записи о заключении договора в специальные внутригосударственные или международные реестры, если иное в договоре не предусмотрено, не влияет на вступление договора в силу, однако имеет важное значение, в частности, ст. 102 Устава ООН устанавливает, что всякий договор, заключенный членом Организации, должен быть при первой возможности зарегистрирован в Секретариате ООН, в противном случае его стороны не могут ссылаться на такой договор ни в одном из органов Организации.

 

«Право международных организаций»

Право международных организаций – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций и взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Характерные черты межгосударственных организаций:

1) создание в соответствии с международным правом;

2) учреждение на основе международного договора;

3) осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности;

4) наличие соответствующей организационной структуры;

5) наличие прав и обязанностей организации;

6) самостоятельные международные права и обязанности организации;

Важные черты правосубъектности международных организаций:

1) признание качества международной личности со стороны субъектов международного права;

2) наличие обособленных прав и обязанностей;

3) право на свободное выполнение своих функций;

4) право на заключение договоров;

5) участие в создании норм международного права;

6) право обладать привилегиями и иммунитетами;

7) право на обеспечение выполнения норм международного права;

8) международно-правовая ответственность.

Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определённой организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.

Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:

- иметь убедительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

- обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь, международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

- иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главес высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

- иметь определенные цеди деятельности;

- в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

|1) по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);

2) по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);

3) по социально - экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Югo-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк – ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими – неправительственный характер последних:

1) не имеют цели извлечения прибыли;

2) членами организации являются не субъекты международного права;

3) обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4) финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

Юридическая природа международных организаций находит свое выражение в учредительном акте (уставе) международной организации. В содержание юридической природы международных организаций включаются следующие вопросы:

1) членство в международной организации;

2) содержание международной правосубъектности международных организаций;

3) компетенция органов международных организаций:

4) порядок принятия и характер, актов международных организаций;

5) прекращение деятельности международных организаций.

Нормы права международных организаций – преимущественно договорные нормы, а само право организаций – одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашение о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

 

«Международное право в период вооруженных конфликтов»

Международное право в период вооруженных конфликтов – самостоятельная отрасль международного права – совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращение войны и ответственности государств и физических лиц за нарушения этих норм.

Особое внимание нужно уделить понятиям «международный вооруженный конфликт» и «вооруженный конфликт немеждународного характера».

При изучении данной темы важно понять, что все составляющие рассматриваемой юридической категории, которая в доктрине иногда квалифицируется как квазиотрасль международного публичного права, комплекс обобщенных норм, фундамент международного правопорядка или ядро современного международного права, представляют собой правила поведения особого рода - основополагающие, общепризнанные юридические нормы универсального действия.

Использование здесь определения «основополагающие» следует понимать в том смысле, что в таких правилах содержатся предписания наиболее важного, кардинального порядка, создающие базу для взаимодействия всех субъектов международного права. Это определение означает также, что принципы международного права являются наиболее общими юридическими нормами, отражающими установившуюся практику международных отношений и консолидирующими ее. Упоминание в приведенной выше дефиниции такого качества принципов как их общепризнанность имеет в виду, что речь идет об обязательности таковых для всех участников международных отношений. На это указывает, в частности, п. 6 ст. 2 Устава ООН, где говорится, что «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Об общепризнанности основных принципов международного права свидетельствует также и тот факт, что национальные системы права закрепляют их в общей форме («генеральная отсылка») или упоминая те или другие из них конкретно, применительно к определенным областям внутригосударственной деятельности (то и другое имеет место, например в законодательстве Российской Федерации).

В специальном разъяснении нуждается включенное в вышеприведенную дефиницию определение принципов как категории универсального действия. Эта особенность связана с тем, что данная совокупность правил поведения обязательна не только для всех субъектов международного права, но и, во-первых, применима ко всем видам правоотношений, возникающих в международной области, как традиционных (договорные, по урегулированию споров, пользованию пространствами Мирового океана, воздушного пространства и др.), так и новых (право международной безопасности, экологическое и космическое право, регулирование использования атомной энергии); во-вторых, регулирует деятельность участников международных отношений в любых пространственных сферах независимо от географического или иного (внеземного) местонахождения этих сфер и их юридическою статуса (государственная территория, территории, подпадающие под действие международного или смешанного правового режима); в-третьих, действует без ограничения временными рамками: в отступление от общего правила эти принципы имеют обратную силу и, значит, могут быть применены к правоотношениям, возникшим еще до того, как соответствующий принцип сформировался, и даже отменять подобные правоотношения и юридические нормы, в соответствии с которыми таковые были установлены, в случае, если указанные правоотношения и юридические нормы окажутся в противоречии с этим новым принципом.

Студенту, усвоившему очерченные характеристики основных принципов международного публичного права, не трудно будет уяснить, что из этих особенностей данной юридической категории вытекает следующая важнейшая черта подобных норм - их особая юридическая сила, заключающаяся в недопустимости отступления субъектов международного права от предписаний, содержащихся в любом из таких принципов, даже в результате достижения указанными субъектами взаимного согласия на этот счет. Отмеченное качество правил поведения этой категории придает им свойство безусловно обязательных для исполнения - императивных норм или норм «юс когенс».

Хотя отдельные авторы полагают, что основные принципы международного права должны быть надлежащим образом закреплены в соответствующих международно-правовых документах.

 

«Международное уголовное право»

 

Одни ученые юристы данную отрасль называют «международное уголовное право», другие именуют «международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью». Это не просто разные названия. А разные подходы две различные концепции.

Термин «международное уголовное право» в РФ не является общепризнанным.

В международных документах используется термин «международное уголовное право».

Международное уголовное право — старейшая отрасль международного права, возникшая на заре нашей эры Необходимость международного сотрудничества в борьбе с преступностью возникла в то время, когда появились государства. Особенностью современного международного уголовного права является то, что эта отрасль не только регулирует, но и охраняет международные отношения. Международное уголовное право - это отрасли современного международного права, регулирующая сотрудничество между государствами в борьбе с преступностью, а также охране наиболее важных для человечества международных отношений.

Особенностями международного уголовного права являются:

— комплексный характер — объединяет в себе нормы материального и процессуального права;

— особые принципы отрасли: принцип неотвратимости ответственности; принцип запрещения агрессивной войны; принцип права на справедливое правосудие; принцип неприменения сроков давности к военным преступникам и др.;

— основными источниками являются международные договоры: договоры, направленные на борьбу с отдельными видами преступлений (пиратством, работорговлей и т.д.); резолюции ГА ООН (например, определение агрессии); региональные международные договоры (например, Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.). Европейская конвенция о международной действительности приговоров (1970 г.)), двусторонние международные договоры (например, договоры о правовой помощи по гражданским семейным и уголовный делам); — признание обратной силы полого ряда норм международного уголовного права.

«Международное морское право»

Международное морское право – это система принципов и норм, определяющих статус морских пространств, их дна, ресурсов и порядок пользования ими в мирных целях.

Принципы международного морского права:

1) принцип свободы открытого моря;

2) принцип использования открытого моря в мирных целях;

3) принцип рационального использования морских ресурсов;

4) принцип предотвращения загрязнения морской среды;

5) принцип свободы морских научных исследований;

6) принцип исключительной юрисдикции государства флага;

7) принцип ответственности государств за деятельность в Мировом океане.

Под международным морским правом понимается отрасль международного права, представляющая собой целостную совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в связи с использованием Мирового океана. Следует отметить, что международное морское право выросло из обычаев, большей частью в XVIII—XIX вв. и закрепленных впоследствии преимущественно в двусторонних соглашениях между государствами.

Этапы развития современного международного морского права

принято связывать с Конференциями ООН по морскому праву.

Первая Женевская конференция ООН по морскому праву состоялась в 1958 г. и завершилась принятием четырех Конвенций: «О территориальном море и прилежащей зоне»; «О континентальном шельфе; Об открытом море»; «О, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря». Конференция ООН, по существу, кодифицировала подавляющее большинство норм международного морского права, накопившихся в виде международно-правовых. обычаев и договорных норм, по многочисленным международным конвенциям.

Вторая Конференция ООН по морскому праву 1960 г., посвященная преждевсего проблеме установления прибрежными государствами ширины территориального моря, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми в тот момент оказались позиции государств.

Третья Конференция ООН по морскому праву явилась эпохальным событием в развитии международного морского права. В результате Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г. (что само по себе является беспрецедентным событием в истории международного права), была разработана и принята Конвенция ООН по: праву 1982 г. Сразу же под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. имеет огромную ценность и носит, универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. Россия ратифицировала эту Конвенцию 26 февраля 1997 г. Сегодня ее участникам 138 государств и Европейские сообщества.

Конвенция 1982 г. подтвердила, а также дополнила и развила Женевские конвенции 1958 г. Кроме того, впервые был закреплен в договорном порядке ряд совершенно новых положений.

Поскольку ряд государств оказались неудовлетворенными определенными положениями ч. XI Конвенции ООН по морскому праву, и посвященной Международному району морского дна, был проведен цикл консультаций, а затем Генеральная Ассамблея ООН 28 июля 1994 г. одобрила Соглашение об осуществлении ч. XI Конвенции. Была установлена обязательность Конвенции и Соглашения для участников их обоих: ратификация или иное присоединение к Конвенции одновременно означает выражение согласия на обязательность Соглашения. С другой стороны, государство не может дать согласия на обязательность для себя Конвенции. Соглашение об осуществлении ч. XI Конвенции вступило в силу в тот же день, что и Конвенция, — 36 ноября 1994 г.

Важным этапом в развитии Конвенции, расширением ряда положений современного морского права явилось принятие в 1995 г на Конференции ООН Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующие рыб и управления ими. Речь идет о регулировании этих запасов в пределах и за пределами национальной юрисдикции. Соглашение впервые закрепило ряд принципов сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.

Весь Мировой океан с точки зрения международного морским права можно условно разделить на три основные юридические категории морских пространств:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства, в пределах которых действует его суверенитет (внутренние морские воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, по подчиненные его юрисдикции или контролю (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море).

 

«Международное воздушное право»

Международное воздушное право – это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов.

Принципы международного воздушного права:

1) принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным воздушным пространством;

2) принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ;

3) принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Данная отрасль международного права определяет правовое положение частей воздушного пространства и находящихся в них летательных аппаратов, регулирует режим деятельности гражданской авиации и связанные с этим коммерческие операции. В ее основе лежат следующие специальные международно-правовые принципы: полного и исключительного суверенитета над воздушной территорией государства, свободы полетов в международном воздушном пространстве и обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Важнейшими из многосторонних договоров, закрепивших принципы и нормы международного воздушного права, являются Международная (Парижская) конвенция о воздушных передвижениях 1919 г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., заключенные в 1933 г. Римские конвенции о правилах предупредительного ареста воздушного судна и об ущербе, причиненном воздушным судном третьим лицам на поверхности, Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания или помощи и спасания посредством воздушных судов на море 1938 г.

 

«Международное экономическое право»

Международное экономическое право- это отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные отношения.

Существуют два уровня экономических отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств.

Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения.

В международном экономическом праве сложились следующие подотрасли:

- международное торговое право;

- международное промышленное право;

- международное транспортное право;

- международное таможенное право;

- международное финансовое право;

- международное технологическое право;

- международное право интеллектуальной собственности;

Принципы международного экономического права:

1) принцип всеучастия;

2) принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

3) принцип преференциального режима для развивающихся стран;

4) принцип международной социальной справедливости;

5) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Международное экономическое право представляет собой отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения, проявляющиеся в многообразных хозяйственных связях субъектов международного права в торговой, таможенной, транспортной, финансовой, инвестиционной и других областях деятельности. Поскольку указанные направления регулирования отличаются порой весьма существенными особенностями, постольку для каждого из них сформировался и продолжает пополняться массив специальных принципов и норм, образующих соответствующие подотрасли международного экономического права, являющегося, таким образом, комплексной отраслью международного права. Комплексность международного экономического права обусловлена, кроме того, тем, что ряд его институтов «являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров».

Основным субъектом международного экономического права является государство, которое, обладая верховенством на подвластной ему территории и в отношении проживающего там населения, имеет право и обязано распоряжаться в интересах своего народа своими природными богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Это не исключает, однако, возможности участия в международных экономических правоотношениях негосударственных образований, юридических и физических лиц, действия которых в таких случаях будут подпадать одновременно под международно-правовое и национальное (внутригосударственное) регулирование.

В качестве субъектов международного экономического права могут также выступать международные межгосударственные (межправительственные) организации, деятельность которых охватывает обширные области экономических отношений («организации общей компетенции), или же организации, функционирующие в рамках узкоспециальных подотраслей международных экономических отношений. Наблюдающийся рост роли транснациональных корпораций в данной области международных отношений привел к постановке в различных инстанциях ООН вопроса о распространении на их деятельность международно-правового регулирования и, следовательно, о признании их юридического статуса как субъектов международного права.

Основными источниками международного экономического права являются:

— международные двух- и многосторонние договоры, устанавливающие более или менее четкие права и обязанности их участников по разнообразным вопросам международных экономических отношений—торговым, инвестиционным, таможенным, кредитно-расчетным, об экономическом, научно-техническом, промышленном, технологическом сотрудничестве;

— обычные нормы международного права, т. е. правила поведения, формирующиеся в результате продолжительной и единообразной практики деятельности участников международных экономических отношений, причем

такая практика в современном мире зачастую формируется на базе рекомендательных решений (резолюций) международных межгосударственных межправительственных организаций.

 

«Международное экологическое право»

Исследователями международного права используются термины «Международное экологическое право» и «международное право окружающей среды». В российской юридической литературе более распространено название международное право окружающей среды.

Преподаватель должен объяснить студентам следующие специфические принципы данной отрасли международного права:

1) окружающая среда – общая забота человечества;

2) окружающая природная среда вне государственных границ является общем достоянием человечества;

3) свобода исследования и использование окружающей среды и ее компонентов;

4) рациональное использование окружающей среды;

5) содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

6) взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития обеспечения прав человека;

7) предосторожный подход к окружающей среде;

8) право на развитие;

9) предотвращение вреда;

10) предотвращение загрязнения окружающей среды;

11) ответственность государств;

12) принцип «платит тот кто загрязняет»;

13) принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности;

14) принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды;

15) отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность современной доктрины международного права | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.