КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи преподавания фонетики в школе
Методика фонетики 1. Задачи преподавания фонетики в школе. 2. Содержание и структура школьного курса фонетики и орфоэпии. 3. 3 основные аспекта изучения звука. 4. Методы и приемы изучения фонетики.
Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка – в школе изучается на пропедевтическом уровне в начальных классах. В 5-м классе фонетика изучается как самостоятельный раздел. В 6-7 классах осуществляется попутное повторение фонетики. В X–XI классах авторы учебников включают данный раздел в пособия по русскому языку для старшеклассников. Знания, умения и навыки по фонетике и орфоэпии проверяются на ЕГЭ. Значение фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено ролью в языке его звуковой стороны. В современной лингвистике язык определяется как коммуникативная система знаков. Это определяет и подход к изучению отдельных сторон языка, в т.ч. и фонетике. Отсюда важность формирования у детей представления о языке как неразрывной связи между звуковой и смысловой его сторонами. Задачи преподавания фонетики в школе: · дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, показать богатство фонетических средств русского языка; · показать основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием; · создать базу для усвоения орфографии (наиболее сильно эта сторона представлена в учебнике по русскому языку для 5 класса под ред. М.В. Панова); · познакомить учащихся с важнейшими нормами современного русского литературного произношения, т.е. создать основу произносительно-слуховой культуры школьников. (Учебники, в которых данный аспект, на наш взгляд, представлен наиболее интересно: 1. Грамматика русского языка. 5 – 6 классы. Ч. 1. / Под ред. Л.В. Щербы. – М., 1952. 2. Русский язык. 5 класс. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта (начиная с 1982 г.) – раздел написан В.В. Львовым. 3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. 5 класс. 4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс.) · способствовать развитию речи школьников, в т.ч. развитию выразительному чтению; · показать связь фонетики с лексическими и грамматическими явлениями. А.М. Пешковский считал, что одной из задач изучения фонетики «узнать природу звука, а не то, что написано в читаемой книге». Он рекомендовал на занятиях по фонетике идти от звука, а не наоборот, не ставить вопрос, «как произносится та или иная буква, а только, как пишется тот или иной звук». На современном этапе развития школы задачи обучения фонетике расширяются и углубляются, т.к. курс фонетики все более приближается к научному курсу русского языка. Это относится, например, к учебнику для 5 класса под редакцией профессора М.В. Панова. В соответствии с современной образовательной парадигмой на занятиях по фонетике и орфоэпии формируются следующие компетенции: · языковая, · лингвистическая, · коммуникативная, · культуроведческая. В разделе «Фонетика» учащиеся должны получить представление об особенностях фонетической системы русского языка, русской звучащей речи (языковая компетенция). В свою очередь, изучение особенностей звуковой системы русского языка позволяет ввести понятие об орфоэпических и акцентологических нормах русского языка, о хорошей и плохой дикции, об эстетической роли звуков речи, о способах звуковой организации речи для усиления ее выразительности. Все эти знания имеют большое значение для развития речи школьников, совершенствования их коммуникативной компетенции. Авторы современных учебников, заботясь о развитии лингвистической компетенции, в разделе «Фонетика» дают сведения о лингвистах. На современном этапе обучения русскому языку знания, умения и навыки, сформированность компетенций проверяются в школе различными способами. Одним из способов, реализуемых в последние годы, наиболее интересно представлен в учебно-методическом комплекте под редакцией С.И. Львовой. Речь идет о «Дневнике достижений учащегося по русскому языку», созданном проф. Л.В. Черепановой. Благодаря данному пособию, каждый ученик имеет возможность провести самооценку ЗУНов и в какой-то мере проверить сформированность компетенций.
Содержание и структура школьного курса фонетики В начальной школе ученики по традиции получают сведения о фонетике и графике: о звуке речи, букве, согласных, гласных, слоге, ударении, гласном ударном и безударном, согласных звонких и глухих, твердых, мягких, шипящих, ъ, ь. В последние десятилетия наряду с традиционными системами обучения появляются нетрадиционные системы обучения. Так, в начальной школе в 90-х годах широкое распространение получили развивающие системы обучения Эльконина, Давыдова, Занкова. Ученики получают представление о сонорных согласных, фонеме, позиционных изменениях и пр. Для начальной школы предложен целый ряд интересных пособий и учебников. Среди них и учебник «Русский язык» для начальной школы, где программа по фонетике включает в себя значительно больший объем сведений, по сравнению с традиционными методиками. Например, в учебнике В.В. Репкина раздел «Фонетика», как и у М.В. Панова, максимально приближен к научному курсу русского языка. Учитывая возраст учеников (6–7 лет) и их стремление к игре, импровизации, у В.В. Репкина, чтобы обучение было увлекательным, чтобы дети были заинтересованы в выполнении заданий, на страницах учебника появляются близнецы Маша и Алеша и их друг Петя. С ними дети могут советоваться при выполнении домашних заданий. К тому же Маша, Алеша и Петя пообещали роботу Сам Самычу научить его писать по-русски. Таким образом, большое количество уроков проводится в форме дидактической игры. Программы, учебники для начальной школы и 5-го класса дают различный объем раздела: отличается количество изучаемых терминов и понятий, количество часов, отводимых на изучение данного раздела. Даже сам раздел может называться по-разному. Так, в учебнике, написанном Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучевой для 5 класса, раздел называется «Слово и его фонетическое оформление». В 5 классе большинство учебников незначительно расширяет объем сведений, полученных учащимися в начальной школе. Иногда даются сведения об органах речи, образовании звуков речи, обозначении звуков речи на письме, сонорных звуках, даются определения наук: фонетика, орфоэпия, орфография. Наиболее широко и в плане терминологии и во временном отношении раздел «Фонетика» представлен в учебнике под ред. Панова (раздел написан также М.В. Пановым). Выдающийся лингвист и методист М.В. Панов в 5 классе предлагает изучение таких тем, как «Общие сведения о звуках языка», «Речевой аппарат», «Согласные и гласные», «Фонетическая транскрипция», «Чередования. Позиционные чередования», «Позиция», «Мена звонких шумных на глухие», «Мена глухих на звонкие», «Фонема», «Сильная и слабая позиция», «Фонемный принцип в русском письме», «Характер русского письма», «Сведения из истории русского произношения» и т. д. Профессор М.В. Панов значительно расширил школьный курс, максимально приблизив его к достижениям современной лингвистики, показав методические приемы их изучения. Трудные вопросы фонетики и фонологии представлены необыкновенно интересно. М.В. Панов вводит в учебник элементы занимательности: большинство упражнений построены по принципу игры, диалога, спора сквозных героев Насти Кувшинчиковой и Вовы Бутузова. Многие упражнения предполагают практическое выполнение (произнесение отдельных звуков, слов, наблюдение над работой речевого аппарата). Совокупность этих приемов характеризует автора как отличного методиста. Характеризуя учебник М.В. Панова, способы, приемы подачи материала по фонетике, мы отмечаем, что автор вводит дополнительные сведения по фонетике и фонологии ради того, чтобы найти способы облегчить усвоение орфографии, способствовать развитию речи учащихся. Отсутствие фонологии в школьной программе мешает осознанному усвоению языка, тормозит развитие речи ребенка и его способностей, отрицательно сказывается на обучении орфографии: «орфография предстает в виде разрозненных правил, неправильно дается понятие об основном орфографическом принципе, знание которого могло бы облегчить изучение орфографии и сделать его более интересным». После 5 класса фонетика изучается попутно с изучением других разделов русского языка: морфемикой, морфологией и синтаксисом
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |