Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три основных аспекта изучения звука

Читайте также:
  1. II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
  2. II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
  3. Амортизация основных средств
  4. Амортизация основных средств
  5. Амортизация основных фондов
  6. Анализ использования основных средств
  7. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики
  8. Аспекты изучения фонетики.
  9. Аудит основных средств
  10. Б. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ
  11. Б.17 Принцип уважения прав человека и основных свобод
  12. Б.27 Международно-правовые средства разрешения международных споров, характеристика основных средств мирного разрешения споров



В основе методики изучения фонетики лежат достижении лингвистики как науки. Так, в XVIII – XIX вв. очень трудно шло обучение русской грамоте, т.к. складывались буквы, а не звуки (вспомните, как обучает чтению Алешу дед в повести «Детство» А.М. Горького). Открытие фонемы основоположником Казанской лингвистической школы Иваном Александровичем Бодуэном де Куртене значительно облегчило усвоение грамоты: обучать чтению стали не при помощи сложения букв, а при помощи звуков.

В настоящее время фонетика как наука далеко ушла вперед. Изучаются все элементы звуковой системы, но основным ее элементов по-прежнему является звук, который рассматривается в трех аспектах:

· акустический;

· физиологический;

· функциональный.

Все 3 аспекта находят отражение в школьной фонетике, но в школе, во-первых, ни один из учебников не сообщает этих терминов, а, во-вторых, звуки рассматриваются в единстве своих физиолого-акустических и функциональных свойств. Это дидактически целесообразно.

С физиологической точки зрения звук рассматривается как продукт сложной работы органов речи. Учащиеся должны иметь общее представление об образовании гласных и согласных звуков. Для обучения русскому языку как родному, по мнению многизх методистов, принципиального значения не имеет вопрос о классификации звуков по месту и способу образования.

Подробно звуки речи с физиологической точки зрения рассматривает в разделе «Фонетика» М.В. Панов. На изучение вопроса образования звуков языка отводится три часа. М.В. Панов предлагает рассмотреть действие дыхательного горла, языка, губ и небной занавески. Детально характеризуются эти органы речевого аппарата с точки зрения образования звуков. Столь подробное рассмотрение данного вопроса важно не только с точки зрения артикуляции, но и для совершенствования культуры речи школьников.

М.В. Панов, как в свое время и Л.П. Федоренко, предлагает при изучении фонетики дать понятия о тоне, тембре. Ученый помимо упражнений, связанных с уяснением пятиклассниками способов образования звуков, вводит упражнения, связанные с тренировкой названных выше просодем. Подбор этих упражнений отличается оригинальностью в сочетании с большой информативностью и наглядностью.

Приведем пример из данного учебника:

«Ивану Семеновичу Полупшенному захотелось сняться. Пошел он в фотографию. «Только рот у меня очень большой, – сказал он смущенно фотографу, – нельзя ли на снимке сделать его поменьше?» – «Отчего же! Все можно, – сказал фотограф. – Когда буду снимать, вы тихонько говорите: изюм, изю-у-ум.» Сел Полупшенный сниматься и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «Кишмиш, кишмиш».



После данного дидактического материала (кстати, Полупшенный также, как Вова и Настя, является сквозным «персонажем» учебника), М.В. Панов учащимся адресует следующие вопросы:

Почему фотограф советовал говорить изюм? А в каком положении губы, когда говоришь кишмиш? Понравился ли Ивану Семеновичу снимок?

М.В. Панов предлагает ученикам классификацию согласных по способу их образования, то есть согласные, для произнесения которых необходимо сомкнуть губы, – губные, а если при произношении язык упирается в зубы, то образуются зубные звуки.

Есть звуки передненебные (при их произношении язык прикасается к бугоркам под зубами).

Знания, полученные учениками в процессе постижения раздела «Фонетика», были востребованы до введения ЕГЭ на вступительных экзаменах, например, в МГУ.

Знания о звуках речи необходимы ученикам для того, чтобы различать звуки в сочетаниях. Путем наблюдения ученики устанавливают, что перед мягкими зубными согласными может быть только такой зубной согласный, который сам является мягким. Это закон произношения в русском языке. Конечно, большинство слов дети и, не зная закона, произносят правильно, но при малейшем затруднении обращение к этому закону избавит от ошибок в речи. (Например, произношение слов пенсия, гортензия, о романсе).

C акустическойточки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органами слуха. На слух воспринимаются и различаются такие физические свойства звуков, как высота, сила, длительность, тембр, наличие голоса и шума. В школьной фонетике акустический аспект представлен в основном двумя понятиями: 1) соотношение в звуке голоса и шума; 2) сила звука.

Соотношение голоса и шума рассматривается в связи с делением звуков на гласные и согласные, звонкие, глухие и сонорные.

Сила звука вводится в связи с изучением ударения.

С функциональнойточки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Образуя звуковые оболочки слов и морфем, звуки различают звуковые оболочки, т. е. выполняют смыслоразличительнуюфункцию. Смыслоразличительные звуковые единицы языка называются фонемами.

В школьной практике терминологически фонема представлена не во всех учебных пособиях. Фонему ввел М.В. Панов. Вводила данный термин в учебник для 4 класса в конце 60-х гг. XX века и Л.П. Федоренко.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.005 сек.