Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три основных аспекта изучения звука




В основе методики изучения фонетики лежат достижении лингвистики как науки. Так, в XVIII – XIX вв. очень трудно шло обучение русской грамоте, т.к. складывались буквы, а не звуки (вспомните, как обучает чтению Алешу дед в повести «Детство» А.М. Горького). Открытие фонемы основоположником Казанской лингвистической школы Иваном Александровичем Бодуэном де Куртене значительно облегчило усвоение грамоты: обучать чтению стали не при помощи сложения букв, а при помощи звуков.

В настоящее время фонетика как наука далеко ушла вперед. Изучаются все элементы звуковой системы, но основным ее элементов по-прежнему является звук, который рассматривается в трех аспектах:

· акустический;

· физиологический;

· функциональный.

Все 3 аспекта находят отражение в школьной фонетике, но в школе, во-первых, ни один из учебников не сообщает этих терминов, а, во-вторых, звуки рассматриваются в единстве своих физиолого-акустических и функциональных свойств. Это дидактически целесообразно.

С физиологической т очки зрения звук рассматривается как продукт сложной работы органов речи. Учащиеся должны иметь общее представление об образовании гласных и согласных звуков. Для обучения русскому языку как родному, по мнению многизх методистов, принципиального значения не имеет вопрос о классификации звуков по месту и способу образования.

Подробно звуки речи с физиологической точки зрения рассматривает в разделе «Фонетика» М.В. Панов. На изучение вопроса образования звуков языка отводится три часа. М.В. Панов предлагает рассмотреть действие дыхательного горла, языка, губ и небной занавески. Детально характеризуются эти органы речевого аппарата с точки зрения образования звуков. Столь подробное рассмотрение данного вопроса важно не только с точки зрения артикуляции, но и для совершенствования культуры речи школьников.

М.В. Панов, как в свое время и Л.П. Федоренко, предлагает при изучении фонетики дать понятия о тоне, тембре. Ученый помимо упражнений, связанных с уяснением пятиклассниками способов образования звуков, вводит упражнения, связанные с тренировкой названных выше просодем. Подбор этих упражнений отличается оригинальностью в сочетании с большой информативностью и наглядностью.

Приведем пример из данного учебника:

«Ивану Семеновичу Полупшенному захотелось сняться. Пошел он в фотографию. «Только рот у меня очень большой, – сказал он смущенно фотографу, – нельзя ли на снимке сделать его поменьше?» – «Отчего же! Все можно, – сказал фотограф. – Когда буду снимать, вы тихонько говорите: изюм, изю-у-ум.» Сел Полупшенный сниматься и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «Кишмиш, кишмиш».

После данного дидактического материала (кстати, Полупшенный также, как Вова и Настя, является сквозным «персонажем» учебника), М.В. Панов учащимся адресует следующие вопросы:

Почему фотограф советовал говорить изюм? А в каком положении губы, когда говоришь кишмиш? Понравился ли Ивану Семеновичу снимок?

М.В. Панов предлагает ученикам классификацию согласных по способу их образования, то есть согласные, для произнесения которых необходимо сомкнуть губы, – губные, а если при произношении язык упирается в зубы, то образуются зубные звуки.

Есть звуки передненебные (при их произношении язык прикасается к бугоркам под зубами).

Знания, полученные учениками в процессе постижения раздела «Фонетика», были востребованы до введения ЕГЭ на вступительных экзаменах, например, в МГУ.

Знания о звуках речи необходимы ученикам для того, чтобы различать звуки в сочетаниях. Путем наблюдения ученики устанавливают, что перед мягкими зубными согласными может быть только такой зубной согласный, который сам является мягким. Это закон произношения в русском языке. Конечно, большинство слов дети и, не зная закона, произносят правильно, но при малейшем затруднении обращение к этому закону избавит от ошибок в речи. (Например, произношение слов пенсия, гортензия, о романсе).

C акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органами слуха. На слух воспринимаются и различаются такие физические свойства звуков, как высота, сила, длительность, тембр, наличие голоса и шума. В школьной фонетике акустический аспект представлен в основном двумя понятиями: 1) соотношение в звуке голоса и шума; 2) сила звука.

Соотношение голоса и шума рассматривается в связи с делением звуков на гласные и согласные, звонкие, глухие и сонорные.

Сила звука вводится в связи с изучением ударения.

С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Образуя звуковые оболочки слов и морфем, звуки различают звуковые оболочки, т. е. выполняют смыслоразличительную функцию. Смыслоразличительные звуковые единицы языка называются фонемами.

В школьной практике терминологически фонема представлена не во всех учебных пособиях. Фонему ввел М.В. Панов. Вводила данный термин в учебник для 4 класса в конце 60-х гг. XX века и Л.П. Федоренко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.