Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Брак по семейному праву




Задачи

Темы рефератов

 

1. Понятие семейно-правовой обязанности.

2. Юридические составы и их виды в семейном праве.

3. Родство и свойство, их юридическое значение.

4. Самозащита по семейному праву.

5. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве.

 

Литература: [1–22, 28, 30–32, 35, 36, 38, 45, 55, 58, 76, 85, 86, научная литература по теме 4].

 

 

1. В августе 2008 г. Кораблев по возвращении из дли­тельной зарубежной командировки узнал, что более года назад (в апреле 2007 г.) его жена продала без его согласия загородный жилой дом, принадлежащий им на праве об­щей собственности. Будучи недоволен этим, Кораблев неза­медлительно потребовал от нее расторжения договора куп­ли-продажи. Однако жена ответила отказом и заявила, что вынуждена была продать дом из-за стесненных матери­альных обстоятельств и в связи с необходимостью приобретения новой автомашины. Она также пояснила, что не смогла согласовать с ним данный вопрос вследствие его длительного отсутствия, а вырученные от продажи дома деньги уже потрачены, что не позволяет решить вопрос о расторжении договора купли-продажи.

Убедившись, что меры его воздействия на жену оказа­лись безрезультатными, Кораблев спустя еще два месяца (в октябре 2008 г.) подготовил исковое заявление в суд о при­знании договора купли-продажи жилого дома недействи­тельным. Проконсультировавшись по этому поводу у зна­комого юриста, жена пояснила Кораблеву, что его обращение в суд будет бессмысленным, так как уже пропущен срок исковой давности. Решив выяснить обоснованность такой позиции, Кораблев обратился в юридическую консультацию.

1. Какие нормы семейного и гражданского права должны быть применены в этой ситуации?

2. Распространяется ли исковая давность на требования, вытекающие из се­мейных отношений? Если да, то по каким основаниям? Как определяются в таких случаях срок исковой давнос­ти и порядок его исчисления?

3. Какое разъяснение должны дать Кораблеву в юридической консультации?

2. После развода гражданка Зайцева более четырех лет не ставила вопрос о взыскании с бывшего мужа алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, так как имела вы­сокий доход по месту работы в коммерческом банке и не нуждалась в материальной помощи. Однако в 2008 г. она оказалась безработной и попросила Зайцева выплачивать ей ежемесячно по 200 тыс. рублей на содержание сына. В течение трех месяцев Зайцев под разными предлогами уклонялся от решения этого вопроса, а затем прямо отказался заключить соглашение об уплате алиментов в добровольном порядке. На угрозу жены обра­титься в суд он также не прореагировал, заявив, что ей необходимо было подать исковое заявление об этом в те­чение года после расторжения брака, а теперь оно уже не будет удовлетворено по формальным причинам (в связи с истечением установленных законом сроков).

1. Как следует поступить Зайцевой в сложившейся си­туации?

2. Установлен ли КоБС срок исковой давности для взыскания алимен­тов?

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия «семья» в социологическом и юридичес­ком смыслах. Какие функции выполняет семья в обществе?

2. Назовите формы государственной поддержки семьи. Охарактеризуйте в целом существующую в Беларуси систе­му выплаты государственных пособий родителям, имею­щим несовершеннолетних детей.

3. Каковы цель, основные направления и принципы го­сударственной семейной политики в Беларуси?

4. Какие органы являются субъектами государствен­ной семейной политики?

5. Дайте определение понятия «семейные правоотношения». Охарак­теризуйте их структуру.

6. Какие виды семейных правоотношений вы можете назвать?

7. Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений?

8. Все ли семейные отношения урегулированы нор­мами права, т. е. являются правоотношениями? Какие от­ношения между членами семьи находятся вне сферы воз­действия семейного законодательства?

9. Кто может являться субъектом семейных правоот­ношений? Каковы особенности семейных правоотношений?

10. Что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение?

11. Назовите санкции (меры воздействия), применяе­мые к участникам семейных правоотношений за несоблю­дение семейно-правовых норм.

12. Допускаются ли законом какие-либо ограничения прав граждан в семейных отношениях? Если да, то на ка­ком основании и в какой мере?

13. Раскройте понятие, значение и формы защиты се­мейных прав.

14. Какими органами осуществляется защита семей­ных прав?

15. Какими способами осуществляется защита семей­ных прав?

16. В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?

 

 

Студент должен определять понятие брака по семейному праву. Усвоить, в чем состоит регистрация брака и ее значение, подготовка к браку, медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

Дать характеристику условиям заключения брака. Знать брачный возраст, основания и порядок снижения брачного возраста, требование о взаимном согласии лиц, вступающих в брак. Дать характеристику обстоятельствам, препятствующим заключению брака.

Студенту необходимо внимательно рассмотреть вопросы о порядке заключения брака.

Дать характеристику брачному договору: понятие, правовая природа, порядок заключения, содержание и форма.

Отличать основания и порядок признания брака недействительным. Дать характеристику фиктивному браку. Усвоить время, с которого брак считается недействительным. Знать обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

Усвоить, в чем состоят особенности признания брака недействительным в случае недостижения одним из супругов брачного возраста, каковы последствия признания брака недействительным.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие брака по семейному праву.

2. Условия и порядок заключения брака.

3. Брачный договор: понятие, правовая природа, порядок заключения, содержание, форма.

4. Недействительность брака.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.