Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная регистрация субъектов хозяйствования: понятие, основные задачи и значение процедуры государственной регистрации




Правоотношения, возникающие в связи с легитимацией предпринимательской деятельности

Тема 4

 

4.1 Государственная регистрация субъектов хозяйствования: понятие, основные задачи и значение процедуры государственной регистрации

4.2 Основания для государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя

4.3 Порядок регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя

 

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности – обязательная процедура, направленная на упорядочение предпринимательской деятельности и оптимизацию контроля за её осуществлением, состоящая в проверке наличия юридических фактов, с которыми закон связывает возможность осуществления предпринимательской деятельности, и в отражении установленных законом сведений о субъектах предпринимательской деятельности в Государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее регистр).

Основной целью данной процедуры является упорядочение предпринимательской деятельности.

Основными задачами процедуры государственной регистрации являются:

- упрощение и повышение эффективности контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности налогового, валютного, антимонопольного, таможенного и иного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности;

- статистический учет субъектов предпринимательской деятельности и инвестиций, вкладываемых в их уставные фонды;

- предотвращение и выявление легализации доходов, полученных преступным путем посредством их инвестирования в предпринимательскую деятельность;

- защита прав и законных интересов кредиторов субъекта предпринимательской деятельности и др.

Эффективность решения указанных задач во многом зависит от разновидности порядка государственной регистрации, предусмотренного законодательством того или иного государства.

Мировой практике известно две разновидности порядка государственной регистрации:

а) заявительный порядок;

б) разрешительный порядок.

Под заявительным понимается порядок государственной регистрации, при котором уже созданный субъект хозяйствования обязан уведомить уполномоченный государственный орган (органы) о факте своего создания и представить определенные документы, подтверждающие его статус. Данный порядок не предусматривает возможности проверки соответствия субъекта хозяйствования каким-либо требованиям законодательства.

Под разрешительным понимается порядок государственной регистрации, при котором уполномоченным государственным органом осуществляется проверка соответствия субъекта хозяйствования определенным требованиям, установленным законодательством в целях защиты прав кредиторов и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; по результатам проверки уполномоченным государственным органом принимается решение о государственной регистрации субъекта хозяйствования или об отказе в ее осуществлении. Данная проверка осуществляется на основании как документов, представленных субъектом хозяйствования, так и иными субъектами, в том числе и государственными органами.

Разрешительный порядок государственной регистрации имеет две разновидности:

- распорядительный порядок, предусматривающий регистрацию субъекта хозяйствования государственным органом в силу наличия законодательно закреплённых оснований, а также экономической и иной целесообразности такой регистрации;

- явочно-нормативный порядок, предусматривающий регистрацию субъекта хозяйствования государственным органом в силу наличия законодательно закреплённых оснований независимо от наличия или отсутствия экономической и иной целесообразности такой регистрации.

Как заявительный, так и разрешительный порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, имеют свои преимущества и недостатки.

Преимуществом заявительного порядка является снижение расходов и временных издержек на легитимацию предпринимательской деятельности. Иными словами, данный порядок позволяет снизить расходы на этапе вложения инвестиций в предпринимательскую деятельность.

Недостатком заявительного порядка является отсутствие возможности качественной и эффективной проверки наличия у регистрируемого субъекта реальной и потенциальной возможности удовлетворять требования кредиторов, а также проверки происхождения инвестиций, вкладываемых в предпринимательскую деятельность данного субъекта.

Разрешительный порядок позволяет выявить отсутствие у субъекта хозяйствования возможности удовлетворения требований кредиторов. Разрешительный порядок в той или иной степени позволяет осуществить проверку происхождения инвестиционного капитала, вкладываемого в уставный фонд субъекта хозяйствования. Но данный порядок является более затратным как для государства, так и для инвесторов (учредителей субъекта хозяйствования).

На этапе вложения инвестиций заявительный порядок в большей степени соответствует интересам инвесторов, чем разрешительный. Однако в последующем разрешительный порядок в более значительной мере позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, чем заявительный. Это обусловлено тем, что одной из составляющих благоприятного инвестиционного климата является платежеспособность и прозрачность потенциальных контрагентов субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные факторы в немалой степени обеспечиваются разрешительным порядком государственной регистрации. Однако эффективность проверки платежеспособности и прозрачности субъекта хозяйствования определяется не самим фактом законодательного установления разрешительного порядка государственной регистрации, а содержанием конкретных регистрационных требований к субъекту хозяйствования, закрепляемых в нормативных правовых актах в связи с установлением разрешительного порядка. Если по своему содержанию регистрационные требования не позволяют выявить степень платежеспособности и обеспечить прозрачность регистрируемого субъекта хозяйствования, то разрешительный порядок утрачивает свои преимущества перед заявительным порядком и трансформируется в более затратный аналог заявительного порядка.

По мнению многих специалистов, заявительный порядок государственной регистрации хозяйствующих субъектов является одним из значимых факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность посредством создания новых юридических лиц. Ряд существенных преимуществ разрешительного порядка государственной регистрации не перевешивает положительного значения заявительного порядка как меры, стимулирующей привлечение инвестиций. Именно по этой причине заявительный порядок государственной регистрации был предусмотрен в актах хозяйственного законодательства крупных промышленно-развитых государств, прежде всего Российской Федерации и Китая.

Достаточно продолжительный период времени, согласно Положению «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11, в Республике Беларусь действовал разрешительный порядок. Следует признать, что на переходном этапе экономических преобразований применение разрешительного порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов имело положительное значение. Действовавший в Республике Беларусь разрешительный порядок являлся серьёзным барьером для создания заведомо несостоятельных коммерческих организаций, чьи активы не позволяли обеспечить приемлемый уровень рентабельности. Заявительный порядок регистрации не смог бы предотвратить создание заведомо несостоятельных субъектов хозяйствования учредителями, не имеющими необходимых познаний в сфере экономики и права, однако желающими предпринять попытку «быстрого заработка». Существовавший на переходном этапе развития экономики Республики Беларусь разрешительный порядок государственной регистрации являлся одним из факторов, препятствовавших распространению в Республике Беларусь таких негативных явлений переходной экономики как «финансовые пирамиды», «фирмы-однодневки» и др.

Однако в ходе экономических преобразований значение преимуществ разрешительного порядка стало снижаться. Были разработаны иные, более эффективные меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, чем правовые основания для отказа в государственной регистрации субъектов хозяйствования. По мере становления рыночных отношений росла и экономическая грамотность населения, устраняющая попытки осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии достаточных средств и квалификации. Значимость разрешительного порядка государственной регистрации, реализуемого через основания для отказа в государственной регистрации, начала снижаться. Основной недостаток разрешительного порядка – более сложный процесс вложения инвестиций – сохранялся.

Это обусловило постепенный переход от разрешительного к заявительному порядку государственной регистрации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь в период с 2007 по 2009 годы.

Переходным законодательным актом явился Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8, которым были внесены изменения в Положение «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11.

Данные изменения предусматривали:

- сокращение срока для принятия уполномоченным государственным органом решения о государственной регистрации;

- переход от всеобъемлющей к выборочной проверке отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования;

- применение мер организационной ответственности на этапе государственной регистрации субъекта хозяйствования. При выявлении в ходе выборочной проверки сокрытых учредителями оснований для отказа в государственной регистрации предусматривался годичный мораторий на регистрацию данными учредителями юридических лиц.

Всеобъемлющая проверка отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации субъектов хозяйствования, требующая временных и организационных затрат, была компенсирована установлением организационной ответственности за сокрытие соответствующих оснований.

В января 2009 года был сделан следующий шаг по переходу от разрешительного к заявительному порядку.

16 января 2009 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в котором нашли отражение основные направления совершенствования процедуры государственной регистрации:

- замена проверки оснований для отказа в государственной регистрации процедурой заявления фактов, имеющих значение для государственной регистрации, нарушение которой влечёт организационную ответственность субъектов хозяйствования и их учредителей;

- сокращение перечня документов, предоставляемых для государственной регистрации, до минимального, что стало возможным из-за отмены проверки оснований для отказа в государственной регистрации;

- введение института недействительности государственной регистрации как правовой предпосылки организационной ответственности субъектов хозяйствования и их учредителей за сокрытие фактов, имеющих значение для государственной регистрации;

- введение таких мер ответственности за сокрытие фактов, имеющих значение для государственной регистрации, как принудительная ликвидация субъекта хозяйствования, чья регистрация недействительна, и взыскание доходов от его деятельности в бюджетную систему.

Таким образом, принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г., № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» был завершён переход от разрешительного к заявительному порядку государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Основания для отказа в государственной регистрации и процедура их проверки были упразднены. Вместе с тем законодателем была предпринята попытка сохранения рассмотренных преимуществ разрешительного порядка в рамках заявительного. Многие юридические факты, служившие ранее основаниями для отказа в государственной регистрации, приобрели статус фактов, имеющих значение для государственной регистрации. Данные факты должны заявляться учредителями хозяйствующего субъекта. При этом их сокрытие влечет недействительность государственной регистрации – правовую предпосылку принудительной ликвидации субъекта хозяйствования.

Таким образом, в Республике Беларусь имел место поэтапный переход от разрешительного к заявительному порядку государственной регистрации: всеобъемлющая проверка оснований для отказа в государственной регистрации была заменена выборочной проверкой, а затем – отменена. По мере данного поэтапного перехода усиливались меры ответственности за сокрытие фактов, имеющих значение для государственной регистрации (табл. 1). Введённый в 2007 году годичный мораторий на регистрацию субъектов хозяйствования лицами, сокрывшими соответствующие факты, был дополнен институтом недействительности государственной регистрации при совершении данного правонарушения (табл. 1).

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.