КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды мер антимонопольного регулирования
Антимонопольное регулирование Тема 10
10.1Понятие и виды мер антимонопольного регулирования 10.2 Меры антимонопольного регулирования, применяемые в отношении доминирующих субъектов хозяйствования 10.3 Иные меры антимонопольного регулирования 10.4 Правовое регулирование правомерной монополистической деятельности Согласно закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция – это положительное экономическое явление. Во-первых, она выполняет санирующую функцию, то есть способствует прекращению ненужных для общества нерентабельных производств. Во-вторых, конкуренция стимулирует субъекты хозяйствования к поиску новых и высоких технологий. Использование при изготовлении продукции новых и высоких технологий повышает спрос на нее. В-третьих, конкуренция является основным инструментом обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей продукции. Самое совершенное законодательство о защите прав потребителей не будет эффективным в отсутствии конкуренции. При наличии на рынке какого-либо товара, работы или услуги нескольких продавцов, подрядчиков или исполнителей каждое нарушение прав потребителей со стороны одного из них отнимает у данного субъекта хозяйствования одно из важнейших конкурентных преимуществ – деловую репутацию. В том случае, если на рынке имеется один производитель продукции, то имеющие место с его стороны нарушения прав и законных интересов потребителей не могут нанести серьезного ущерба его экономическим интересам. Сохранение деловой репутации для единственного на товарном рынке производителя не может являться решающим фактором, так как его продукция найдет спрос на данном рынке независимо от уровня его деловой репутации и степени доверия потребителей к продукции данного субъекта, в силу отсутствия альтернативы в виде продукции конкурентов. Взыскание убытков, причиненных потребителям негативными свойствами продукции единственного на товарном рынке производителя, также не может стать решающим фактором, стимулирующим данного производителя к улучшению качества своей продукции. Суммы убытков, взысканных с данного производителя в пользу отдельных потребителей, могут быть покрыты данным производителем посредством установления монопольных (чрезмерно высоких) цен на свою продукцию. Таким образом, конкуренция, как и любой другой позитивный вид общественных отношений, нуждается в правовой защите. При этом необходимо отметить, что у любого субъекта хозяйствования имеется масса причин, побуждающих его к действиям, направленным на недопущение, устранение или ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке: - возможность установления монопольных цен; - возможность получения монопольной (чрезмерно высокой) прибыли; - возможность снижения затрат на качество продукции, ее ассортимент. Действия по недопущению, устранению или ограничению конкуренции именуются монополистической деятельностью. Данная деятельность является противоправной. Для предотвращения и пресечения монополистической деятельности в законодательстве многих государств содержится система мер антимонопольного регулирования. Законодательство Республики Беларусь в этом не является исключением. Под системой мер антимонопольного регулирования понимается совокупность мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации товарных рынков и устранение уже имеющих место актов монополизации рынков. В зависимости от содержания меры антимонопольного регулирования подразделяются на: - правовые запреты; - правовые ограничения; - контрольные меры; - меры-санкции: меры административной и организационной ответственности, применяемые за осуществление монополистической деятельности. В зависимости от субъектов, на которые направлены меры антимонопольного регулирования, данные меры классифицируются на две группы: 1) меры антимонопольного регулирования, применяемые в отношении субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение – установленные антимонопольным законодательством запреты, ограничения на совершение субъектом хозяйствования, занимающим доминирующее положение, а равно иными лицами, действий, направленных на усиление доминирующего положения соответствующего субъекта хозяйствования на товарном рынке; 2) иные меры антимонопольного регулирования – установленные антимонопольным законодательством запреты, ограничения на совершение любым субъектом хозяйствования (государственным органом) действий, направленных на устранение или ограничение добросовестной конкуренции. Для применения к конкретному субъекту хозяйствования меры антимонопольного регулирования, относящейся к первой из вышеуказанных групп, необходимо наличие факта установления доминирующего положения данного субъекта на товарном рынке. Доминирующее положение субъекта хозяйствования на товарном рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Установление доминирующего положения субъекта хозяйствования на товарном рынке – процедура, осуществляемая антимонопольным органом Республики Беларусь, состоящая в определении параметров товарного рынка и доли (объёма реализации) продукции субъекта хозяйствования на нём, завершаемая внесением сведений о соответствующем субъекте в Государственный реестр субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение. Установление доминирующего положения отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее антимонопольный орган). Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе. При установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) определяются следующие количественные и качественные параметры товарного рынка: - товарные границы рынка; - состав покупателей и продавцов; - географические границы рынка; - емкость товарного рынка. Следует рассмотреть порядок установления указанных параметров товарного рынка. 1 Определение товарных границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров. При определении товара устанавливается принадлежность его к классификационной группе. При этом рекомендуется использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД Республики Беларусь). Определение взаимозаменяемых товаров, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. Для анализа взаимозаменяемости по потреблению (спросу) используются методы экспертных оценок. Если несколько видов товаров признаны взаимозаменяемыми, то они рассматриваются как одна товарная группа, являющаяся товарными границами одного товарного рынка. 2 Определение состава продавцов и покупателей осуществляется посредством выявления всех фактически действующих, а также потенциально возможных продавцов и покупателей товара в рамках установленных товарных границ рынка. 3 Определение географических границ товарного рынка осуществляется посредством установления экономических, технологических и административных барьеров, ограничивающих возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Территория, в пределах которой отсутствуют вышеуказанные барьеры, препятствующие свободному обращению товара, признается одним товарным рынком. К административным барьерам, исключающим возможность включения нескольких регионов в один товарный рынок, прежде всего, следует отнести таможенную границу. К экономическим барьерам, исключающим возможность включения нескольких регионов в один товарный рынок, прежде всего, следует отнести: - высокий уровень (5 % и более от цены товара) транспортных расходов на перемещение покупателя к месту реализации товара; - высокий уровень (до 5 % от цены товара) дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к месту нахождения покупателя и другие. 4 Емкость (объем) товарного рынка определяется как объем реализованного товара и всех его взаимозаменителей в пределах географических границ товарного рынка за определенный период времени. После установления емкости товарного рынка определяется доля конкретного субъекта хозяйствования на соответствующем товарном рынке. Доля субъекта хозяйствования на товарном рынке – это удельный вес реализованной им продукции в объеме реализованной продукции на данном товарном рынке всеми продавцами за определенный период времени. Факт доминирования хозяйствующего субъекта хозяйствования (группы субъектов) может быть констатирован при наличии одного из двух оснований: - если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины, установленные законодательством (табл. 3; 4); - если доля субъекта хозяйствования не превышает установленную законодательством предельную величину, но является стабильно высокой относительно размера долей конкурентов, и при этом на данном товарном рынке ограничена возможность доступа на этот рынок новых конкурентов либо имеются иные факторы, способствующие усилению положения соответствующего субъекта хозяйствования (табл.3; 4).
Таблица 3
Таблица 4
Субъект хозяйствования (группа субъектов хозяйствования) признается занимающим доминирующее положение на товарном рынке с момента включения данного субъекта (группы субъектов) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |