Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая сущность местного самоуправления




В настоящее время юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в нормах международного права, так и в национальных законодательствах.

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Анализ этого достаточно универсального определения, а также отечественного и зарубежного законодательства позволяет выделить три основных проявления сущности местного самоуправления.

1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.

2. Местное самоуправление - одна из форм организации публичной власти и управления.

3. Местное самоуправление - один из принципов государственного устройства.

Рассмотрим каждое из них.

Право граждан, ассоциированных в рамках территории совместного проживания (населения), исходит от признания первоосновы права индивидов самим управлять собой. В государствах, базирующихся на принципах демократии, это право рассматривается как своеобразная аксиома.

Признавая право населения конкретных административно-территориальных единиц (местных сообществ) на самостоятельное заведование собственными делами, государство признает самостоятельность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в пределах предоставленных им полномочий. Как правило, это признание закрепляется в конституциях или иных законодательных актах. Нередко государства берут на себя обязанности по созданию правовых,
экономических и иных условий реализации права на местное самоуправление,
обеспечивают его защитой в судебном порядке.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного»м самоуправления, предусматривает возможность их судебной защиты.

Граждане осуществляют право на местное самоуправление непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Кроме того, право граждан на местное самоуправление находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в праве обращения в органы местного самоуправления, в праве самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и некоторых других конституционных правах.

Местное самоуправление - это не только право на самостоятельное заведование местными делами, но и форма организации публичной власти и управления.

В странах с высокоразвитой демократией местное самоуправление воспринимается, в первую очередь, как необходимое разделение властей по вертикали, обеспечивающее разумное распределение усилий властных органов на всех уровнях управления обществом.

В Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он может осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; его органы не входят в систему органов государственной власти. Фактически это означает наличие двух относительно самостоятельных систем власти: государственной и местного самоуправления.

Государственная власть, осуществляемая на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, реализуется государственными органами на всех уровнях управления страной: центральном, субъектов федерации, местном. Однако объем и содержание управленческих функций (функций-задач) на каждом уровне не одинаковы. На местном уровне сфера государственного воздействия ограничена правом местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому, рассматривая государственное управление и местное самоуправление как разновидности социального управления, правильнее говорить не об уровнях публичной власти, а о формах ее осуществления.

Местное самоуправление, таким образом, есть закономерная и объективно существующая форма осуществления власти, без которой (равно как и без государственной власти) невозможно управление страной и обществом.

Наконец, последнее, но не менее важное проявление местного самоуправления как одного из принципов государственного устройства.

Государственное устройство выражается в основополагающих принципах организации государства. Как правило, эти принципы имеют статус конституционных.

В основе государственного устройства большинства демократических стран наряду с принципами народного суверенитета и разделения властей лежит принцип местного самоуправления, Европейская Хартия местного самоуправления, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении государственными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне, провозгласила местное самоуправление одной из основ любого демократического строя.

В Российской Федерации местное самоуправление как одна из основ конституционного строя, признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. Это предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и
местных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.