Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальная собственность. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях




Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Местный бюджет

Муниципальная собственность

План

 

 

Муниципальная собственность признается и защищается государст­вом наравне с иными формами собственности. Она представляет со­бой вид публичной собственности наряду с государственной собст­венностью.

Целевой характер муниципальной собственности. В собственно­сти муниципальных образований может находиться имущество, пред­назначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного само­управления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного само­управления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципально­го образования права собственности на имущество, не предназначен­ное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепро­филированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанав­ливаются федеральным законом.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. ус­танавливает в общем виде перечень объектов собственности поселе­ний, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения насе­ления, водоотведения, снабжения населения топливом, для освеще­ния улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги

общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные со­оружения в границах населенных пунктов поселения, за исключе­нием автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и региональ­ного значения, а также имущество, предназначенное для их обслу­живания; 3) жилищный фонд социального использования для обес­печения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуж­дающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необ­ходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные
для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 7) библиотеки; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)
местного (муниципального) значения, расположенные в границах
поселения;110) имущество, предназначенное для развития на терри­тории поселения массовой физической культуры и спорта; 11) иму­щество, предназначенное для организации благоустройства и озеле­нения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) иму­щество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и
мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначен­
ные для организации ритуальных услуг и содержания мест захо­ронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубли­кования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к
муниципальной собственности поселения в соответствии с феде­ральными законами; 16) обособленные водные объекты на территории поселения; 17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения посе­лений в границах муниципального района; 2) автомобильные доро­ги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населен­ных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслужива­ния; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначен­ные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; 4) имущество, предназна­ченное для организации и осуществления экологического контроля; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципально­го района; 6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района му­ниципальной милицией; 7) имущество, предназначенное для обес­печения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организа­ции отдыха детей в каникулярное время; 8) имущество, предназна­ченное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлини-ческих и больничных учреждениях, медицинской помощи женщи­нам в период беременности, во время и после родов; 9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и про­мышленных отходов; 10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенче­ских мест захоронения и организации ритуальных услуг; 12) меж­поселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы; 13) имуще­ство, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственно­сти муниципального района в соответствии с федеральными зако­нами; 15) обособленные водные объекты на территории муници­пального района, расположенные на межселенной территории му­ниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды иму­щества, перечисленные выше.

Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распо­ряжения муниципальным имуществом. Однако собственник — это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе. Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться опреде­ленным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интере­се, а по поручению собственника.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отноше­нии принадлежащего ему имущества любые действия, не противоре­чащие закону, иным актам, не нарушающие права, охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственни­ком, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отда­вать имущество в залог и обременять его другими способами, распоря­жаться им иным образом. Собственник может передавать свое имуще­ство в доверительное управление иным лицам.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собствен­ности определяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования2. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как пуб­личные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществля­ют полномочия от имени первичного собственника, но и формулиру­ют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотре­нием населения.

Органы местного самоуправления в пределах собственной компе­тенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Кон­ституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их разви­тие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в по­стоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам го­сударственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, со­вершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Управление муниципальным имуществом. Органы местного само­управления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представи­тельные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственно­сти, а исполнительные органы местного самоуправления, исходя из заданной нормативной программы, непосредственно владеют, пользу­ются, распоряжаются этим имуществом.

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепля­ется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждения­ми. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закреп­ляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправле­ния, продолжающих осуществлять в отношении названного имущест­ва правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения — на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержа­тельно усеченные копии.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствую­щих сведений в специальный раздел Реестра муниципальной собст­венности. Выписка из Реестра муниципальной собственности являет­ся документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в со­ставе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, яв­ляется свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, явля­ется выписка из Реестра муниципальной собственности.

Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муници­пальными организациями на праве хозяйственного ведения и опера­тивного управления, так же как и о казенном имуществе, заносятся в Реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные пред­приятия, определяют предмет и цели деятельности данных предпри­ятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей му­ниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принад­лежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководи­телей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не впра­ве продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения не­движимое имущество, сдавать его в аренду, Отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуще­ством без согласия соответствующих органов местного самоуправле­ния. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципаль­ные образования в лице органов местного самоуправления имеют пра­во на получение части прибыли от использования имущества, находя­щегося в хозяйственном ведении предприятий.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назна­чением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изы­мать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказыва­ется излишним, не используется или используется не по назначе­нию. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать' или иным способом распоряжаться закрепленным за ни­ми имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от име­ни муниципального образования субсидиарно (дополнительно) от­вечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечи­вают их исполнение.

Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнитель­ные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одно­временно являясь и органами управления — субъектами публичного права, и учреждениями — субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного са­моуправления в качестве органов публично-властного управления осу­ществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждении — юридических лиц — полномочия оператив­ного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предпри­ятий смешанной формы собственности.

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь по­высить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его исполь­зования в интересах жителей, органы местного самоуправления при­бегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. В качестве примера можно привести решение Екатерин­бургской городской Думы от 30 декабря 1996 г., которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот арендаторам объектов муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга1. Среди предостав­ляемых арендаторам льгот: увеличение срока договора аренды, преду­сматривающее окупаемость понесенных арендатором затрат по улуч­шению муниципальной собственности и получение им прибыли в определенных размерах; предоставление арендатору права передачи части помещения в субаренду; частичное освобождение от арендной платы на определенный срок; отсрочка арендной Платы; предоставле­ние арендатору в установленном порядке права выкупа в счет доли арендной платы, причитающейся балансодержателю арендуемого объекта, средств, направляемых арендатором на капитальный ремонт помещения.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным за­конодательством2. Доходы от использования и приватизации муници­пального имущества поступают в местные бюджеты.

Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объекта­ми. Одно из направлений этой работы — строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

Органам местного самоуправления на территории своих муници­пальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятия­ми, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образова­ний и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов ме­стной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

В первой сфере органы местного самоуправления вправе коорди­нировать участие любых расположенных на их территории предпри­ятий, учреждений, организаций в комплексном социально-эконо­мическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной компетенции или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуа­тацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых поме­щений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, опреде­ляют правила организации уличной торговли.

Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе уста­навливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федераль­ным законодательством и законами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отно­шения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находя­щимися в муниципальной собственности, а также с физическими ли­цами строятся на основе договоров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.