Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях




Муниципальный бюджетный процесс — это регламентированная за­конодательством РФ, субъектов Федерации, актами муниципальных образований деятельность органов представительной и исполнитель­ной власти местного самоуправления, иных субъектов по составле­нию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муници­пальных образований, а также по контролю за их исполнением. Частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщен­ном виде делится на четыре этапа: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) отчет об исполнении бюджета.

Составление проекта бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета нахо­дится в компетенции администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муни­ципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осущест­вляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального об­разования.

Составление бюджета основывается на: бюджетном послании Пре­зидента РФ; бюджетном послании главы субъекта РФ; прогнозе социально-экономического развития территории муниципального об­разования на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории муниципального об­разования на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансо­вого баланса по территории муниципального образования на очеред­ной финансовый год; плане развития муниципального сектора эконо­мики на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета муниципального образования на очередной финансовый год администрацией и финансовым орга­ном, исполняющим бюджет муниципального образования, составля­ются следующие документы и материалы: методика формирования бюджета; о предоставлении средств бюджета на возвратной основе; о муниципальных гарантиях на очередной финансовый год; оценка по­терь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемо­го исполнения бюджета за текущий финансовый год; об адресных инвестициях на очередной финансовый год; иные документы и мате­риалы, предусмотренные законодательством, решениями представи­тельного органа.

Указанные документы представляются главой муниципального об­разования (главой администрации) в представительный орган до 1 но­ября текущего года.

Прогноз социально-экономического развития территории разраба­тывается администрацией на основе данных о социально-экономиче­ском развитии территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового

года и тенденций развития экономики и социальной сферы на плани­руемый финансовый год в срок до 1 июля базового года. Разработка прогноза социально-экономического развития территории предшест­вует составлению проекта бюджета. Прогноз социально-экономиче­ского развития территории на предстоящий год должен включать: краткую характеристику положенных в основу прогноза сценарных условий; оценку экономического и социального развития муници­пального образования за предыдущий год, состояние экономического и социального развития муниципального образования в текущем году и основные прогнозные показатели на предстоящий год; прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям и сфе­рам экономики муниципального образования; прогноз уровня жизни, занятости, экологической обстановки, демографических тенденций, инвестиций за счет всех источников, структуры денежных доходов и расходов населения, структуры трудовых ресурсов; прогноз сводного финансового баланса муниципального образования.

План развития муниципального сектора экономики разрабатыва­ется администрацией до 1 июля базового года и включает: сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных уни­тарных предприятий; программу приватизации (продажи) муници­пального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность; сведения о предельной штатной численности муници­пальных служащих. В план развития муниципального сектора эконо­мики муниципального образования включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предос­тавления муниципальных услуг бюджетными учреждениями. Город­ские целевые программы разрабатываются органами местного само­управления и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня целевых программ муници­пального образования осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории, определяемыми на основе этого прогноза приоритетами, планом развития муниципаль­ного образования.

Основные направления бюджетной и налоговой политики терри­тории муниципального образования разрабатываются администраци­ей до 1 июля текущего года и включают в себя: особенности формиро­вания налоговых и неналоговых доходов бюджета на очередной фи­нансовый год (в том числе особенности, связанные с установлением или отменой местных налогов и сборов, изменением отдельных эле­ментов налогообложения и обложения сборами, управлением объек­тами муниципальной собственности), а также основные меры, направ­ленные на увеличение поступления доходов в бюджет; особенности формирования финансовых обязательств муниципального образова­ния на очередной финансовый год (в том числе об особенностях, свя­занных с сокращением или увеличением отдельных видов расходов бюджета, формированием текущих и капитальных расходов бюдже­та), а также основных мерах, направленных на эффективное использо­вание средств бюджета; особенности привлечения средств из источни­ков финансирования дефицита бюджета и особенностях управления муниципальным долгом в очередном финансовом году, а также основ­ные меры, направленные на обеспечение своевременного погашения долговых обязательств муниципального образования и выплаты про­центов по ним; планируемый дефицит (профицит) бюджета в очеред­ном финансовом году либо его отсутствие, а также предполагаемое увеличение или уменьшение размера муниципального долга в очеред­ном финансовом году; иные показатели, определенные бюджетным и налоговым законодательством.

Глава муниципального образования (глава администрации) при­нимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее, чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета администрацией, а также порядок работы над документами и материалами, обязательны­ми для представления одновременно с проектом местного бюджета, определяются главой муниципального образования (главой админи­страции).

Финансовый орган, исполняющий бюджет, на основании прогноза социально-экономического развития территории муниципального об­разования, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, плана развития муниципального секто­ра экономики, иных нормативно предусмотренных документов и све­дений, формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе муниципального образования (главе администрации), который в порядке, установленном законода­тельством, представляет указанные документы в уполномоченный ор­ган по управлению средствами бюджета субъекта РФ (финансовое управление, министерство финансов).

После получения от уполномоченного органа по управлению средствами бюджета субъекта РФ контрольных цифр расчетного проекта бюджета на очередной финансовый год, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, в случае необходимости готовит обоснованные разногласия по данным контрольным цифрам с рас­четами. Указанные разногласия рассматриваются местной админи­страцией с участием депутатов представительного органа и направ­ляются главой муниципального образования (главой администрации) в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта РФ.

Местная администрация, финансовый орган, исполняющий мест­ный бюджет, дорабатывают и направляют главе муниципального об­разования (главе администрации) проект бюджета для представления его в представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования (глава администрации) не позднее оп­ределенного срока (к примеру, не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной фи­нансовый год) вносит на рассмотрение представительного органа про­ект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

В проекте решения о местном бюджете должны содержаться ос­новные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем до­ходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета. В проекте решения о местном бюджете должны содержаться также: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджета; нормативы отчислений от регулирующих доходных источников, установленных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год; расхо­ды бюджета по следующим показателям: по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; по группам, подгруппам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической клас­сификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и те­кущих расходов бюджета; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств (в соответствии с ведомственной структурой рас­ходов бюджета с указанием разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов функциональной классификации; групп, подгрупп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов эконо­мической классификации); расходы и доходы целевых муниципаль­ных фондов, если они образуются; объемы финансовой помощи из других уровней бюджетной системы (дотации, субвенции, субсидии); перечень целевых муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета; перечень целевых муниципальных программ, пра­вовых актов, финансирование которых приостанавливается либо про­изводится частично (с указанием соответствующих объемов финанси­рования); иные показатели, определенные бюджетным законодатель­ством.

В проекте решения о местном бюджете должны быть определены: источники финансирования дефицита бюджета; верхний предел муниципального долга по состоянию на первое января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значе­ния, предусмотренные законодательством; размер и структура муни­ципального долга, объем и структура расходов на его обслуживание, программа (порядок) его погашения; предельные объемы предостав­ляемых муниципальных гарантий, субсидий и субвенций; перечень муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов местного бюджета, предоставляемых отдельным юридическим лицам; цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лими­ты их предоставления на срок в пределах года и на срок, превышаю­щий пределы финансового года; лимиты предоставления отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов в части сумм, поступающих в местный бюджет.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Рассмотрение, утвержде­ние местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях. Пред­ставительный орган рассматривает на своем заседании проект реше­ния о бюджете на очередной финансовый год не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в представительный орган главой муни­ципального образования (главой администрации). Дума Екатерин­бурга, например, рассматривает проект городского бюджета в двух чтениях.

При принятии бюджета в первом чтении ею утверждаются: доходы бюджета в целом и по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов РФ; общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год; дефицит (профицит) бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам бюджета на очередной финансовый год, ис­точники покрытия дефицита бюджета. Дума рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете во втором чтении не позднее, чем через 20 дней со дня принятия его в первом чтении. При рассмот­рении проекта бюджета во втором чтении утверждаются: расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расхо­дов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в преде­лах общего объема расходов бюджета, принятого в первом чтении; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядите­лям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств в со­ответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функцио­нальной классификации; группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации); общий объем капитальных и текущих расходов; другие показатели, установленные бюджетным законодательством.

Проект решения о бюджете Екатеринбурга в течение одного дня после поступления в Думу направляется председателем Думы в по­стоянные депутатские комиссии Думы, комиссию по бюджету и эко­номической политике и в Счетную палату города (контрольный орган города). В течение 10 дней с момента поступления в комиссии проекта решения о бюджете комиссии Думы рассматривают предложения де­путатов по проекту решения о бюджете и готовят заключения, кото­рые направляют в комиссию по бюджету. Заключение Счетной пала­ты на проект решения о бюджете города направляется во все комис­сии в течение семи дней с момента его поступления в Счетную палату. На основании заключений комиссий, Счетной палаты и предложений депутатов, комиссия по бюджету в течение семи дней сводит воедино направленные поправки, рассматривает их на заседании (заседаниях), выносит решение по каждой поправке, готовит таблицы поправок, по которым выработано положительное решение и по которым согласо­ванного решения не принято. Комиссия по бюджету оформляет за­ключение, направляемое главе города, который вправе в двухдневный срок со дня его получения внести в городскую Думу доработанный проект решения о бюджете.

В период рассмотрения проекта бюджета администрация, финан­совый орган, исполняющий бюджет, обязаны в трехдневный срок со дня получения запросов депутатов, депутатских комиссий, контроль­ного органа муниципального образования предоставить им всю необ­ходимую информацию для осуществления предварительного финан­сового контроля.

Проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение представительного органа главой муниципального образования (главой администрации). Рассматрива­ются и принимаются они в порядке, аналогичном порядку рассмотре­ния и принятия решения о местном бюджете.

Исполнение бюджета. Утвержденный бюджет муниципального образования полежит исполнению. По поручению главы муниципаль­ного образования (главы администрации) на финансовый орган, ис­полняющий местный бюджет, возлагается организация исполнения бюджета. Данный орган осуществляет процедуру подтверждения бюджетных обязательств; определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств; совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных ли­митов бюджетных обязательств; осуществляет платежи за счет бюд­жетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в финансовом органе, исполняющем местный бюджет; является кассиром всех получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от их имени и по поручению; в пределах своей компетенции издает приказы и утверждает инструкции, определяющие порядок финансирования расходов бюджета и ведения лицевых счетов при казначейской систе­ме исполнения местного бюджета; ведет учет операций на лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджета в соответствии с законодательством.

Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: пе­речисление и зачисление доходов на счет местного бюджета; воз­врат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов; учет доходов местного бюджета и составление отчетности о доходах ме­стного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнение местного бюджета осуществляется финансовыми орга­нами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись — доку­мент о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств и прямым получателем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответст­вии с функциональной и экономической классификациями расхо­дов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в финансовые органы муниципального образования в течение уста­новленного срока (например, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета).

Главный распорядитель средств местного бюджета — орган мест­ного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомствен­ной классификацией расходов соответствующего бюджета. Распоря­дитель муниципальных бюджетных средств — орган местного само­управления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. В роли главных распорядителей, распорядителей средств местного бюджета могут вы­ступать представительный орган, местная администрация, отделы, управления местной администрации.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд­жетных средств, распорядителей бюджетных средств финансовый орган, исполняющий местный бюджет, составляет сводную бюджетную роспись в течение установленного срока (например, в течение 15 дней после утверждения местного бюджета). Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, исполняющего ме­стный бюджет, и направляется для сведения главе муниципального образования, в представительный и контрольный органы муници­пального образования.

Отчет об исполнении бюджета. Глава муниципального образова­ния (глава администрации) представляет в представительный орган муниципального образования годовой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года. Годовой отчет об исполне­нии бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структу­рой и бюджетной классификацией, которые применялись при утвер­ждении местного бюджета на отчетный год, и представлен в предста­вительный орган в форме проекта решения в течение определенного срока. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит ут­верждению представительным органом и вносится в представитель­ный орган главой муниципального образования (главой администра­ции) со следующими дополнительными документами и материалами: отчетом об обслуживании и погашении муниципального долга; отче­том о внутренних заимствованиях (по видам заимствований); отчетом о доходах, полученных от использования муниципального имущества; отчетом о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, а также о других расходах, по которым утверждены лимиты верхнего предела; отчетом о выданных муниципальных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обяза­тельств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям; информацией о расходовании средств резервного фонда главы муниципального образования (главы администрации); информацией о заблокированных расходах в тече­ние финансового года.

Кроме того, глава муниципального образования (глава админист­рации) информирует представительный орган об исполнении бюдже­та за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.