Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление и изменение границ муниципальных образований




Установление территории и границ — необходимый этап процесса об­разования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собст­венных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента уста­ва. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территори-i альном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации' должны еще законодательно закреплять установление и изменений территории и границ муниципальных образований при образовании,-преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделе­нии, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднен нии муниципальных образований, а также при приобретении либсй утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант — законодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.

Понятие установления, изменения границ муниципальных обра­зований. Территорию муниципального образования составляют зем-j ли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муници­пального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с; другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом истори­ческих и иных местных традиций.

Надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муни­ципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их раз­ный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего мно­жества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей. Муниципальная территория — это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собра­ний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав тер­ритории муниципального образования помимо его собственных зе­мель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муни­ципальная территория — объект публичного (конституционного, ус­тавного) права, а муниципальные земли — объект гражданского и зе­мельного права.

Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить с опорой на три основных правила: 1) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией ад­министративно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2) в случае, если муни­ципальное образование наделяется территорией, совпадающей с терри­торией нескольких административно-территориальных единиц (насе­ленных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населен­ных пунктов); 3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по грани­цам земельных участков, оформленных в установленном законом поряд­ке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориенти­рам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капиталь­ные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального об­разования не совпадают с границами административно-территориаль­ных единиц (населенных пунктов).

Порядок изменения границ муниципальных образований. Грани­цы территорий муниципальных образований устанавливаются и из­меняются законами субъектов Федерации в соответствии с требова­ниями федерального законодательства.

Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государст­венной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного само­управления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) насе­ленных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдель­ных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и

(или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем го­лосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соот­ветствующих муниципальных образований.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влеку­щее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселе­ний и (или) населенных пунктов соответственно к территориям дру­гих муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соот­ветствующих муниципальных районов и поселений.

Производство об изменении границ муниципального образования необходимо, например, в таких случаях, когда одно муниципальное об­разование передает часть своей территории другому муниципальному образованию. Количество муниципальных образований, их наименова­ние не изменяются. Производство об изменении границ муниципально­го образования включает следующие этапы.

1-й этап. Выдвижение инициативы об изменении границ муниципаль­ного образования. В соответствии со статьей 12 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» такая инициатива может исходить от населения, орга­нов местного самоуправления, органов государственной власти субъек­та Российской Федерации, федеральных органов государственной вла­сти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным зако­ном и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного рефе­рендума. Инициатива органов местного самоуправления, органов госу­дарственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного само­управления, органов государственной власти.

В части 5 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» закреп­ляется, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной числен­ности населения не является достаточным основанием для инициирова­ния органами местного самоуправления, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, федеральными органами госу­дарственной власти процедуры изменения границ поселений.

2-й этап. Выявление мнения населения. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» следует разделять изменение границ муниципального образования, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других муниципальных образований и не влекущее таких изменений.

Изменение границ муниципальных образований, влекущее отнесе­ние территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) на­селенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) насе­ленных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граж­дан с учетом мнения представительных органов соответствующих муни­ципальных образований.

Изменение границ муниципальных образований, не влекущее отне­сения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципаль­ных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выражен­ного представительными органами соответствующих муниципальных образований.

3-й этап. Проведение голосования в необходимых случаях. В статье 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» содержатся нормы, регулирующие особенности проведения голосования по вопросу изменения границ муниципального образования. Голосование по вопросам измене­ния границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования проводится на всей территории муниципального обра­зования или на части его территории в соответствии с Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Голосование по вопросам изменения границ муниципального обра­зования назначается представительным органом муниципального обра­зования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Фе­дерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации». При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федера­ции, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государст­венные или муниципальные должности, а также положения, определяю­щие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не приме­няются.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального обра­зования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более по­ловины жителей муниципального образования или части муниципаль­ного образования, обладающих избирательным правом. Согласие насе­ления на изменения границ муниципального образования считается полученным, если за указанные изменения проголосовало более полови­ны принявших участие в голосовании жителей муниципального образо­вания или части муниципального образования.

Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

4-й этап. Принятие закона субъекта Российской Федерации об изме­нении границ муниципального образования. Этот вопрос подлежит допол­нительному регулированию субъектами Российской Федерации. Необ­ходимо определить, например, в какой срок такой закон должен быть принят, есть ли какие-то особенности его принятия.

5-й этап. Внесение изменений в устав, реестр муниципальных образо­ваний. Такие изменения необходимы, если в результате принятых изме­нений границ изменились сведения, подлежащие внесению в реестр.

Ранее в Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос изменения границ муниципальных образований, их преобразования регулировался иначе. В частности, не был указан круг субъектов, принимающих окончательное решение об изменении границ муниципальных образований. Содержалось лишь указание на необходимость регулирования этого вопроса законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с региональными законами это право предоставлялось:

- представительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Томская области);

- представительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего органа местного самоуправления при наличии заключения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Республи­ка Бурятия);

- представительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (Красноярский край, Воло­годская, Курская, Липецкая области);

- представительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации по ходатайству представительного органа местного самоуправления (Алтайский край).

Поэтому в ближайшее время субъектам Российской Федерации необходимо привести свое законодательство в соответствие с федеральным законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.