Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспектирование источников




Информационное обеспечение учебного исследования

Тема 7 МЕТОДЫ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.

Выбор и изучение литературы осуществляетсяпоэтапно:

1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

2. Глубокое чтение и анализ.

Специальная литература для чтения и изучения отбирается:

во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

во-вторых, по рекомендации научного руководителя;

в-третьих, из имеющихся «под рукой» источников.

Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент самостоятельно осуществляет подбор и выбор источников.

Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие.

Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц.

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:

· выборочное и сквозное;

· репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Формы конспектирования:

· выписки;

· составление плана;

· тезисы;

· аннотация;

· рецензия.

Технологические приёмы конспектирования:

· выписка цитат;

· пересказ «своими словами»;

· выделение идей и теорий;

· критические замечания;

· собственные разъяснения;

· сравнение позиций;

· реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;

· описание связей и отношений и др.

В процессе конспектирования проводится анализ текста. Могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный; аспектный; критический; феноменологический; контент-анализ; герменевтический; комплексный и др. [6, с. 57].

Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам.

Критерии хорошего конспекта:

· краткость (не более 1/8 первичного текста);

· целевая направленность;

· аналитичность;

· научная корректность;

· ясность (отчётливость и однозначность), понятность.

Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.