Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура общественного производства




1.1 Понятие общественного производства

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, потому что без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство, производство людей, как общественных индивидов и производство «самой формы общения» (К. Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей.

В составе историко-материалистического учения об обществе категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного производства выступает развитие человека, как общественного существа.

Маркс писал: «Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как момент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный постоянный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в такой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатства." [2] Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что-то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное – будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непосредственный процесс производства – оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, «собственного постоянного процесса движения». Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.

Развивая это положение в плане раскрытия структуры общественного производства и взаимодействия ее составных частей, необходимо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей – основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, возникают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.

Производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого начала было производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

Общественное производство есть динамичная система и структура. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства производства, знания (наука и опыт), также природные и социальные условия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внутреннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии – необходимо также осознать, что сам человек является основой общественного производства. Энгельсовское положение о «производстве людей» рассматривает производство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития личности. [3] И если не упускать из вида, что человек есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффективного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.

Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства заключена в "обработке людей людьми" (К. Маркс), в том, как люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определенной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве.

 

1.2 Структура общественного производства

Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, производство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как «многократно расчлененная» (К. Маркс) категория.

Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и продукта. Процесс производства «угасает в продукте» (К. Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. [4] Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта производства есть целостность общественного труда, в котором они совпадают, ибо продукт это овеществленный, а процесс – живой труд.

Овеществленный труд – первая характеристика целостности общественного производства. Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражающейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывности его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроизводство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории – это непрерывность производства, которая не исключает, а предполагает прерывность производства отживающих общественных систем, на смену которым приходят другие.

Целостность производства как воспроизводства выступает системным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части единого целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного производства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: «производство есть потребление, потребление есть производство» (К. Маркс). Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.

Системная структура общественного производства принимает таким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребление предпосылок.

Продукты воспроизводства едины и многообразны. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства.

Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом – продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является моно продуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства" (К. Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления; общественные отношения и их организационные формы, общественное сознание, выраженное как информация; население, люди, человек. Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.

Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая – сфера материального производства, результат которого – вещи. Вторая – сфера организационного производства, результат которого – организации, организованные общественные отношения. Третья – сфера духовного производства, результат которого – информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая – сфера производства человека, результат которого – люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.

Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социологический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.

Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, поскольку каждый класс сфер\ных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей: [5]

 

В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,

О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,

И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,

Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.

В матрице строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы – их предпосылки – по цифровому обозначению. Отсюда системная структура общественного производства принимает следующий более конкретный вид, который представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Структура общественного производства [5]

Сферы производства Процессы продукты 1. Произ-водство 2. Распре-деление 3. Обмен 4. Потреб-ление
Материальное производство Вещи Вещей Вещей Вещей В1 О1 И1 Л1
Организацион. производство Организа-ции Организа-ций Организа-ций Организа-ций В2 О2 И2 Л2
Духовное производство Информа-ция Информа-ции Информа-ции Информа-ции В3 О3 И3 Л3
Производство человека Люди Людей Людей Людей В4 О4 И4 Л4

 

Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.

 

Выводы по разделу один

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство – это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, поскольку без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.