Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические действия




Правовые действия

Марек Новицкий

Виды действий НПО по защите общественных интересов

Учебник «Мониторинг прав человека»

Меры, принимаемые неправительственными организациями с целью добиться – без применения насилия – более строгого соблюдения прав человека, большей эффективности в создании правового государства, устранения дискриминации, улучшения охраны окружающей среды либо системных изменений в функционировании государства, можно разделить на три группы: правовые, политические и общественные.

К их числу относится, прежде всего, стратегическая судебная тяжба, иначе говоря, сознательное, запланированное ведение судебных процессов с целью пересмотра интерпретации существующего права либо устранения из правовой системы юридически необоснованных норм. Раскрывая их несоответствие конституции или противоречие ратифицированным международным соглашениям, неправительственные организации добиваются изменений на основании решений Верховного суда, Конституционного суда. Европейского суда по правам человека либо тех квазисудебных органов ООН, в которых принимаются к рассмотрению иски отдельных лиц (Комитет по правам человека. Комитет по борьбе с пытками. Комитет по ликвидации расовой дискриминации).

Как правовые будут рассматриваться также процессы о возмещении из государственной казны ущерба, понесенного потерпевшими в результате нарушения прав человека одним из государственных учреждений в тех многочисленных случаях, в которых до сих пор не было принято обращаться в суд (незаконное задержание полицией, проявление насилия по отношению к задержанному со стороны других заключенных, и т.п.). Не исключается возбуждение уголовных дел против должностных лиц. Эта категория включает также действия, связанные с распространением в обществе правовой культуры, знаний общеправового характера и прав человека, а также умения использовать на практике процедуры, предусматривающие их защиту. Для этой цели наряду с классическими методами можно использовать различные викторины и конкурсы (например, на коллективную разработку и принятие конституции школы, клуба и т.п.), игры, имитирующие судебные процессы, распространение справочников по правам человека и процедурам, служащим для их защиты (в них рассматриваются права пациентов, пожилых людей, детей и молодежи, заключенных, избирателей, лиц, подозреваемых в совершении преступления и т.п.).

Политические действия сводятся, главным образом, к поиску союзников среди политиков, заседающих в парламенте, национальном или международном (Европейский парламент. Парламентская ассамблея Совета Европы). Возможен также политический нажим на правительство, прямой или косвенный – через соответствующие представительства международных организаций (ООН, Совет Европы, ОБСЕ). Цель таких действий – добиться изменений либо в правовой системе, либо в практической деятельности государственных органов. Действия могут проводиться внутри страны и за рубежом.

В своей внутренней деятельности мы должны искать политическую поддержку у политиков, осуществляющих законодательную и исполнительную власть на общегосударственном или местном уровне – в зависимости от характера проблемы. Речь идет о разнообразных формах нажима на членов парламента через группы избирателей, за голоса которых они будут бороться во время ближайшей предвыборной кампании. Эти группы должны добиваться, чтобы депутаты голосовали за определенный закон или против него, выступали с той или иной законодательной инициативой или использовали другие формы деятельности, например, депутатский запрос. Такое давление окажется более эффективным в странах с мажоритарной избирательной системой, где повторные выборы члена парламента в большей степени зависят от воли избирателей, чем там, где действует пропорциональный избирательный закон и тем самым будущее кандидата зависит, прежде всего, от места в партийном списке, а оно определяется руководством партии. Во многих случаях естественным союзником стремящихся к переменам неправительственных организаций становится парламентская оппозиция, и вообще, те политические противники власть имущих, чьи предложения не находят поддержки у властных структур. Давление на политиков производится непосредственно (например, через прессу или по месту жительства – соседи, члены семьи, знакомые, либо во время встреч лицом к лицу, и т.д.). Такие методы более действенны в ходе предвыборной кампании, чем после выборов. Иногда удается успешно оказывать давление косвенно, используя общественный нажим на субъекты права, имеющие большое значение для конкретного политика, скажем, по экономическим соображениям (например, на фирму, которая обдумывает целесообразность инвестирования в данной местности). Мы также стараемся убедить политика или его группировку, что проведение в жизнь предлагаемых нами преобразований принесет ему политическую пользу (или хотя бы меньшие потери, чем сохранение status quo).

На международном уровне политические действия могут, к примеру, быть направлены на принятие Комиссией по правам человека ООН резолюции, осуждающей массовые нарушения прав человека в данном регионе, либо на введение в действие таких процедур, как 1503 или 1235 против какого-либо государства. Сюда же относятся представление международным организациям встречных отчетов в противовес официальным правительственным докладам в рамках отчетности перед комитетами, которые стоят на страже основных конвенций ООН (Комитет по правам человека, Комитет по борьбе с пытками. Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации женщин. Комитет по правам ребенка. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам), а также попытки включить в дела, по которым мы проводим расследование, спецдокладчиков и рабочие группы. Возможен ряд других шагов, имеющих целью вызвать осуждение со стороны международных организаций нарушений прав человека, в том числе лоббирование в Парламентской ассамблее Совета Европы или Европейском парламенте. Аналогичные меры принимаются в третьих странах – например, резолюции нескольких парламентов относительно нарушения прав человека китайскими органами власти в Тибете. При этом большое значение имеют умелые контакты с международными и зарубежными СМИ и сотрудничество с зарубежными организациями по защите прав человека.

Дело, однако, не сводится к осуждению правительств, нарушающих права человека – можно действовать также в целях принятия новых норм защиты этих прав. Наши усилия могут способствовать принятию резолюции или рекомендации Парламентской ассамблеи СЕ, предписания Комитету министров СЕ, резолюции Европейского парламента или определенной формулировки в документах ОБСЕ. Достигнув результатов в виде «мягкого» международного права (резолюции, рекомендации), можно добиваться его перевода на язык юридически обязательных международных соглашений.

Таким образом, можно, например, добиваться включения в международное право положений, предусматривающих обязательное введение налоговых льгот при финансировании неправительственных организаций, определения норм свободных выборов или минимального уровня общественного контроля за деятельностью спецслужб.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.