Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективного воздействия на властные структуры в виде гражданских акций без




Их суть состоит в использовании различных форм организованного, чаще всего

Общественные действия

использования насилия (non-violent public action).

При профессиональном подходе все они характеризуются подобной динамикой:

I. Выбор цели, т.е. принятие решения о том, какой общественной проблемой следует заняться.

II. Сбор информации по данному вопросу, фактов, доказательств нарушения прав человека, подготовка аргументов, необходимых для осуществления акции. В случае необходимости на этом этапе проводится мониторинг.

III. Разработка стратегии действий, а именно: идентификация потенциальных союзников и противников; точное определение конкретных, реальных задач, выполнения которых мы будем требовать от государственных органов; выяснение, кто фактически способен принимать соответствующие решения, организация информационной акции и выбор форм прямого нажима.

IV. Доведение до сведения властных структур, каких именно изменений в законодательстве или на практике мы от них ожидаем. Органы власти редко решаются на перемены на этом этапе. Они пойдут на них только в том случае, если почувствуют сильное общественное давление либо поймут, что перемены лежат в их собственных интересах.

V. Информационные акции, имеющие целью добиться более чуткой реакции на данный вопрос со стороны как можно большей и наиболее влиятельной части общества. Мы ищем союзников, готовых поддержать нас и встать на нашу сторону. Акции могут принимать различную форму – кадровых (например, уличный театр, гражданское неповиновение) и коллективных (петиции, марши, демонстрации, митинги, хэппенинги и т.п.) Как правило, они не оказывают прямого воздействия на функционирование государственной системы, тем не менее, создается психологический нажим на политиков, которые все больше отдают себе отчет в важности проблемы и необходимости заняться ею. В тоталитарных и посттоталитарных странах информационные акции воспринимаются как подрывные и считаются незаконными.

VI. По завершению процесса поиска союзников можно выдвинуть ультиматум – предупредить ораны власти, что если в назначенный срок ими не будут предприняты конкретные шаги для решения данной проблемы (а она чаще всего четко сформулирована), мы будем вынуждены оказать прямой нажим.

VII. Коллективные акции прямого нажима, т.е. действия без применения насилия, направленные непосредственно против политической системы. Они могут сводиться к:

Разрыву связей между государством и его гражданами, отказу от сотрудничества: забастовки, бойкоты (выборов, государственных просветительных и культурных организаций, различных учреждений, отказ от несения военной службы, уплаты налогов, изъятие банковских вкладов и т.п.)

Созданию перебоев в деятельности государственных учреждений блокирование телефонов, различные формы мирной оккупации зданий, массовая подача заявлений или судебных жалоб, нарушающая нормальную работу соответствующих учреждений, строгое следование принятым правилам и нормам, которые, как правило, не соблюдаются (например, нормы охраны труда), массовое использование гражданских прав и т.п. Задача всех этих акций – заставить властные структуры пойти на переговоры.

От наших акций должны страдать не сограждане, а аппарат управления; их цель – лишить аппарат контроля над той или иной сферой государственной деятельности, имеющей для него большое значение. Желательно, чтобы акции ограничивались мерами, не запрещенными законом, чтобы в худшем случае доходило до нарушения по техническим причинам незначительных правил общественного порядка. Однако это не всегда возможно (как например, при отказе от обязательной военной службы), в таких случаях мы должны считаться с возможностью понести наказание.

VIII. Переговоры с представителями власти о формах и методах проведения конкретных перемен.

IX. Гражданский (общественный) контроль деятельности властей – наблюдение за выполнением достигнутых договорённостей, недопущение «тихого» возврата к прежним позициям, ухода от выполнения обязательств по изменению ситуации. Таким образом мы делаем работу властей прозрачной. Власти всегда должны понимать, что они – наёмные служащие. (Этот пункт динамики общественных действий не был указан в Мареком Новицким в данной статье, он появился в Российской действительности и закрепился в практике российских правозащитников – прим. С.Ю. Ивановой)

 

Особой формой акции в защиту общественных интересов является гражданское неповиновение. В чистом виде оно заключается в явном, публичном нарушении положения закона, которое проводящий акцию считает неправильным, аморальным или вредным. Наряду с тем, что гражданское неповиновение используется в защиту принципов, а не для личной пользы, его главная особенность – это готовность лица, нарушающего тот или иной закон, предстать перед судом и понести наказание. Гражданское неповиновение применяется, как правило, в правовых государствах, а лицо, прибегающее к этой форме протеста, признает законность государственной власти и конституционной системы. Неповиновение призвано служить совершенствованию политической системы, а не ее свержению. Те, кто считает государство чужим, а власть навязанной силой, нарушают право подпольно и стремятся избежать преследования и наказания со стороны властей, легальность которых ими не признается. (Например, в коммунистическом государстве издавший нелегальную газету деятель демократической оппозиции не докладывал об этом в прокуратуре с целью понести должное наказание, ибо он не признавал этого государства). Если же в его стране состоялись по-настоящему свободные выборы и к власти пришла группировка, чьи взгляды чужды вышеупомянутому деятелю, он обязан действовать явно. Молодые американцы, скрывавшиеся в Канаде от участия в войне во Вьетнаме, не использовали гражданского неповиновения, те же из них, кто в открытую уничтожал призывные повестки, публично отказывался от военной службы и попадал за это за решетку, дали пример классического гражданского неповиновения.

 

Гражданское неповиновение может быть индивидуальным и коллективным. В первом случае, если наказание несет отдельное лицо, в особенности, пользующееся широкой известностью, гражданское неповиновение вызывает отклик в обществе:

«Если уж он готов за свою идею сидеть в тюрьме, может дело действительно важное?». И тогда начинаются коллективные акции с требованием освободить этого человека. Коллективные акции гражданского неповиновения (публичное сжигание военных билетов, отказ от несения военной службы, отказ передать государству часть урожая, как принято в странах с коммунистическим и фашистским режимом, и т.п.) могут быть также использованы как акции прямого нажима (VII). Бывает, что положение закона, против которого мы хотим выразить протест по моральным соображениям, не касается нас лично, и поэтому мы не можем его нарушить. Тогда «в порядке заместительства» мы нарушаем другое законоположение, так или иначе, тематически связанное с данной проблемой.

Форма наших действий зависит от стратегии, которую следует разработать до начала акции. Планировка стратегии и осуществление различных действий невозможны без основательных знаний об уровне соблюдения свобод и прав человека. Необходимо также знать причины имеющих место нарушений прав человека. К их числу относятся: юридически необоснованное положение закона;

ошибочная интерпретация данного положения; неправильная, бесправная, но широко принятая практика действий органов власти. И лишь точно определив, что подлежит пересмотру – закон, подзаконный акт или практическая деятельность, скажем, административных органов, и, поняв, на какие государственные органы следует оказать нажим, мы можем приступить к разработке стратегии и выбрать соответствующие формы воздействия.

Иногда имеет смысл подготовить конкретные предложения по решению данной проблемы. На определенном этапе их можно предложить органам власти (например, проект закона или его основных положений), чтобы довести дело до конца. Экспертам, разрабатывающим такие проекты, следует обеспечить предельно актуальную и исчерпывающую информацию о положении дел. Гораздо чаще, однако, неправительственные организации представляют вопрос, который, по их мнению, требует рассмотрения, а как это сделать технически – задача самих органов власти. Поиск технических решений не входит в компетенцию неправительственных организаций, а зачастую превышает их возможности. Проект решения должен соответствовать правовой системе данного государства в целом, что нередко требует пересмотра ряда законов. Так, например, неправительственным организациям бывает трудно оценить стоимость предлагаемых перемен и их влияние на бюджет. Поэтому лучше ограничиться указанием на проблему, требующую рассмотрения, оставив специализированным государственным органам разработку конкретных проектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.