КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арт-техніки активізації внутрішніх ресурсів дитини. Сфера застосування
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.
Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.
Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле... Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.
Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит...
«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями...
Самая первая и главная заповедь арт-терапии: Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт-терапии: рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть по просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.
Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Третья заповедь арт-терапии: В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Какие же существуют общие упражнения и рекомендации? Рекомендации
Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.
Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.
Создавайте следующие тематические рисунки: Рисунок самого себя, Рисунок своей (можно воображаемой) семьи, Рисунок человека вообще, Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) Упражнения с цветами Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок. Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка. Упражнения с каракулями Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария). Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей. Упражнения с чернильными пятнами
Эти упражнения продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверние лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику. Упражнения с глиной, воском, тестом или пластилином «Вылепите свою проблему» «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите, трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите
Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»
Это единственное упражнение, которое нельзя сделать в одиночку — Вам понадобится партнёр и... очень большой лист бумаги.
Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела.
После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета... "Арт-терапия": Вводный курс - основы работы арт-терапевта: Базовые техники арт-терапии (30 час.) Направления арт-терапии: Арттерапия в работе с глубинным бессознательным, часть 1-я- 24 час. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным, часть 2-я - 24 час. Экзистенциальная арттерапия, часть 1-я - 24 час. Экзистенциальная арттерапия, часть 2-я - 24 час. Трансперсональная арттерапия - 24 час. Маскотерапия, работа с куклами- 24 час. Арттерапия - работа с мандалами - 24 час. Сказкотерапия - 24 час. Работа с глиной и пластическими материалами - 24 час. Sand-play (песочная) терапия - 16 час. Музыкотерапия - 16 час. Цветотерапия - 16 час. Библиотерапия - 16 час. Фото- и видеотерапия - 24 час. Арттерапия кризисных состояний - 24 час. Трансперсональная арттерапия. Психосинтез - 24 час. ДОКУМЕНТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ По итогам программы врачам и психологам выдается государственное свидетельство о прохождении специализации по арт-терапии, всем остальным участникам программы выдается свидетельство Института, подтверждающее прохождение семинаров.
Базовые техники арт-терапии Цели программы "Базовые техники арт-терапии": ознакомить специалистов с арт-терапевтическим направлением психотерапии; обозначить основные вопросы и специфику направления, осветить основные понятия и особенности арт-терапии, методы арт-терапии; систематизировать технологические приемы в рамках различных направлений арт-терапии; сформировать базовые понятия и навыки проведения арт-терапевтических сессий и групповой работы. Семинар "Базовые техники арт-терапии" предназначен для психологов, психотерапевтов, педагогов, бизнес консультантов, студентов психологических факультетов. Содержание программы "Базовые техники арт-терапии":
1. Введение в арт-терапию. Арт-терапия - терапия искусством. Любое искусство - это метафора, таким образом, программа обучения - это и есть метафора, отражающая динамику психотерапевтического процесса в реальности. Параметры популярности арт-терапии на сегодняшний день. Основные цели и задачи направления. Основные понятия креативность и аутентичность. Креативность - творческое начало, согласно взглядом Гольдштейна творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом у человека, который стремится реализовать свою личность, оно помогает и дает возможность решать внутренние и внешние конфликты. Аутентичность - способность быть подлинным, Хайдеггер отмечал, что аутентичное бытие - это бытие, которое осознает самого себя; человек не готовое бытие, а то кого он из себя делает. Одной из особенностей арт-терапевтического направления является расширенный диапазон ее применения, данное направление позволяет работать с различными состояниями и категориями клиентов, арт-терапия успешно используется как для ведения терапевтических, так и различных развивающих групп, прекрасно сочетается с другими психотерапевтическими подходами.
2. История развития арт-терапевтического направления. Вклад трех научных направлений психиатрии, психологии и искусствоведения в развитии и становлении арт-терапевтического направления. Особенности арт-терапии. Школы арт-терапии. Основные направления в применении и виды арт-терапии.
3. Диагностические и терапевтические возможности арт-терапии.
Возможности использования диагностического материала в процессе психотерапии. Терапевтические возможности арт-терапии. 4. Принципы взаимодействия терапевта и клиента в индивидуальной арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса: Подготовительный этап; начало изобразительной деятельности и формирование отношений; Развитие психотерапевтических отношений и более активной деятельности; Завершающий этап-интеграция. Принципы индивидуальной работы. Создание терапевтического альянса. Основные составляющие: присутствие, поддержка и исследования беспокойства клиента. Терапевтический поиск. Интервенции терапевта. 5. Принципы групповой работы в арт-терапии. Групповая психотерапия, цели и задачи. Принципы групповой работы. Изучение технологических приемов в рамках групповой работы 6. Использование символов в арт-терапевтической работе. Общие сведения о понятие "символ" в психотерапии. Уровни рассмотрения символов. Архетипический, культуральный, личностный уровни. Основные методы и техники арт-терапии, используемые при проведении программы: Индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа; дидактическое обучение; рассмотрение и анализ сложных случаев из практики; демонстрация сессий с применением технологических приемов и дальнейшем их анализом, проработка продемонстрированных технологических приемов; супервизорская практика.
В результате участия в программе "Базовые техники арт-терапии": Ознакомитесь с историей арт-терапии, развитием и становлением данного терапевтического направления. Получите информацию о феномене проведения арт-терапевтической сессии; основных понятиях и особенностях арт-терапии. Ознакомитесь с различными направлениями арт-терапии, технологическими приемами в рамках каждого направления, методами арт-терапии. Научитесь подбирать определенную технику арт-терапии для конкретно сложившейся клиентской ситуации. овладеете навыками проведения арт-терапевтической сессии и групповой работы. Получите возможность для личностного роста, расширения своих знаний и проработке собственных проблем. техниками арт-терапии: 1. «Метод мандалы» Дж.Келлог – отражение текущего состояния человека, его отношений с внешним и внутренним миром. Мандала как психотерапевтическая и проективная методика. 2. «Каракули» - снижение страха перед рисованием, развитие спонтанности и саморегуляции, раскрытие творческого потенциала.
3. «Матрицы цветоструктурирования «Ключи Дракона»» - метод гармонизации, стабилизации своего внутреннего состояния. Использование метода в парной работе: общение с партнером – наши чувства и действия в паре.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |