Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиограмма PR-специалиста




Профессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR – специалиста) На языке менеджеров по персоналу профессиграмма – это документ, содержащийосновные профессиональные требования, на которые должно быть ориентированоразвитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессиейили замещения должности. В профессиограмме отражаются профессиональныетребования, сформулированные на основе анализа профессиональнойдеятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, П.содержит: а) модель сотрудника (профессиональные, деловые, личныекачества); б) модель должности (функции, обязанности, задачи,ответственность и т.д.).Безусловно, без профессионально ориентированного обучения невозможно статьспециалистом высокого уровня. В соответствии с государственнымобразовательным стандартом высшего профессионального образования, PR-специалист по своему профессиональному предназначению должен: знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики России,современных международных отношений; положения важнейших международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций,регламентирующих деятельность в области международной информации,гуманитарного и культурного сотрудничества; знать историю и современную практику массовой коммуникации и различныеее виды и формы; знать историю возникновения и становления связей с общественностью("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной деятельности; уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи сосредствами массовой информации, информационными, рекламными,консалтинговыми агентствами, агенствами по связям с общественностью,издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественнымиструктурами, партиями и движениями; владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой,отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром общественныхсвязей; уметь устанавливать связи с людьмии организациями, располагающимиважными сведениями, источниками информации; знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыкамиработы в кризисных ситуациях; постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение; уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские,информационные кампании, владеть навыками социального и политическогомаркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия; уметь использовать методику и технику проведения опросов общественногомнения; свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления(знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога,законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыкамилитературного редактирования, умением создать собственное публицистическоепроизведение, пресс-релиз; квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектроннымисредствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- икомпьютерной техникой. По общей фундаментальной подготовленности PR-специалист отвечает следующимтребованиям: имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих всовременном мире, знаком с принципиальными проблемами современногоестествознания, развития науки и техники, понимает их социально-экономические и политические последствия; знаком с основными учениями в области политических, правовых исоциально-экономических наук, способен научно анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук вразличных видах профессиональной и социальной деятельности; знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы,регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природнойсредой, учитывает их в профессиональной деятельности; знает основные этапы истории России, ее политики, а также историидругих ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмыисторической преемственности и эволюции; знает основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ,механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории иконцепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формированияобщественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемыисследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональнойдеятельности; знает основные проблемы информационной политики, национальнойбезопасности Российской Федерации, владеет методами и приемами их анализа; способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своихзнаний на основе информационных и образовательных технологий; способен приобретать новые знания, методически и психологически готов кизменению направления и характера своей профессиональной деятельности; умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами иметодами сбора, хранения и обработки информации, в том числе сиспользованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользованияЭВМ и прикладными компьютерными программами; владеет иностранным языком (языками), способен выполнять функциипереводчика, переводчика-референта и продолжать обучение и осуществлятьпрофессиональную деятельность в иноязычной среде; владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильнои логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать вдискуссиях по профессиональным проблемам; владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений ипроцессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ,способен определять цели специальных исследований и использовать для ихосуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарнымипроектами; готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способеннаходить и принимать управленческие решения, знает основы педагогическойдеятельности.Специалист PR, в соответствии с общей профессиональной и специальнойподготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности: информационно-творческая; социально-психологическая; информационно-коммуникационная; информационно-управленческая; рекламно-информационная; информационно-аналитическая; информационно-референтская; культурно-просветительская; организационно-рекламная; информационно-социологическая; научно-исследовательская. Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделитьна 3 сферы: 1. Коммуникативная сфера. 2. Эмоционально-волевая сфера. 3. Познавательная сфера.(Безусловно, такое разделение является достаточно относительным, посколькунередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иноекачество. Например, такое важное качество, как организаторские способности,трудно отнести к какой-то одной из этих трех сфер, оно являетсясоставляющей каждой из них и определенным образом интегрирует их.) Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы. 1. Коммуникативная сфера. Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PRв постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разнымилюдьми, и это умение является ключевым для его профессиональнойдеятельности. Необходимой базой для развития этой сферы является такое качествочеловека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальноежелание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей,ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности иэмоциональных отношениях с людьми. Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способностьчеловека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию ихсостояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека испособность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания другихлюдей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает нектодругой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствуетсбалансированности межличностных отношений и наличие этого качестваявляется необходимым условием эффективной деятельности специалиста PR. Сюдаже можно отнести и умение выслушивать другого человека, способностьвоспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качествпоможет специалисту PR легче устанавливать контакт с другими людьми,находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон. Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - этоораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PRнеобходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее иэффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудноосуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал. Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достиженияэмоциональности выступления. Специалисту PR необходимо не простоознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в своюжизнь и постоянно использовать. Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них,,прирожденныйталант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры,благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можностать весьма успешным оратором. Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитыватьспециалисту в сфере связей с общественностью – это невербальныекоммуникации. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётсясловами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой,внешним видом. Основными характеристиками для невербальных средств общения являютсядвижение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важноезначение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, накотором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызываетдискомфорт у участников. При постоянном общении с людьми специалисту PR необходимо знать оневербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике. Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми долженобладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувствоюмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять иудерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех. Существует также технология личного обаяния, которую важно знать иприменять специалисту PR в профессиональной деятельности. Занятия пофизиогномике помогают,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра навстречах, переговорах. От того, насколько развито это качество у специалиста PR, можетзависеть многое. Широко известно, что первое впечатление о человеке хоть иможет быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятиирешения. 2. Эмоционально-волевые качества. В эту группу входят такие качества, как:. самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении.. эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями.. активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе специалиста PR.. настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.. работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо.. ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с общественностью. Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление кдостижениям, в котором отражена фундаментальная человеческая потребность –двигаться вперед и достигать поставленные цели. Так, в результате одного из психологических исследований, на основеизучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребностибыл выделен ряд особенностей: 1) этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем; 2) они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем; 3) люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Приведённое исследование наглядно показывает значимость этогокачества для успешной работы.. Следующее качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста PR деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист PR должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть, адекватная, но, ни в коем случае, не слишком завышенная самооценка, это также может помешать налаживанию контактов.. Также важно иметь способность к самокритике, поскольку это будет способствовать дальнейшему личностному росту. 3. Познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как:. здравый смысл. живой, ищущий ум. гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно. внимание к деталям. инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений. креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая,,плюсы,, и,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал. Итак, все профессионально-важные качества специалиста PR можноусловно разделить на три сферы, при объединении которых получаетсятеоретический вариант профессиограммы специалиста по связям собщественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах канализу деятельности PR. Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всехостальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества. 1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям. 2. Организаторские способности. 3. Самообладание, самоуправление 4. Уверенность в себе. 5. Адекватная самооценка, критические способности. Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих: - Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель «Направленность на общение») - Ораторское мастерство (опыт). - Оптимизм («Направленность на дело», «Самооценка») - Жизнерадостность и чувство юмора («Самооценка»). - Личное обаяние («Направленность на общение», «Самооценка»). - Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности», «Организаторские склонности). - Активность). - Настойчивость(«Направленность на себя»). - Работоспособность. - Ответственность. - Потребность в достижениях. - Здравый смысл. - Гибкость ума. - Инициативность. - Креативность. Таким образом, подводя итог и цитируя высказывания ведущихроссийских специалистов в сфере PR, можно сказать, что сегодня от хорошегоспециалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения,как коммуникативность, организационные способности, умение брать на себяответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии,гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма,обаяние. Специалист по связям с общественностью должен быть широкоэрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в такихобластях, как политика, история, социология, психология, литература,экономика, владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменногоизложения. Кроме того, поскольку PR-специалисты, владея разнымипсихологическими методиками и технологиями, имеют возможность влиять наэмоции людей, управлять человеческим сознанием, формировать общественноемнение такие специалисты должны обладать порядочностью и этикой.Немаловажную роль играет хороший вкус и культура. Целью деятельности специалистов PR не должно являться привлечение вниманияпотребителя во что бы то ни стало, не считаясь ни с какими ценностями. Наконец, специалистам в сфере PR необходимо умение работать вколлективе, понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность,быть по возможности открытым и честным, важно приобрести навыки участия вдискуссии, научиться говорить по существу. И, конечно, как и в любой сфере деятельности, специалисту PRнеобходимым реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств инавыков.

 

33. Проблеми і перспективи формування професійно кваліфікованих кадрів зі спеціальності «реклама і зв’язки з громадськістю» в Україні.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.