Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С художественной литературой. Развитие речи и ознакомление




Развитие речи и ознакомление

В процессе занятий по художественной литературе и развитию речи в старшей группе c одаренными детьми ведется работа по трем основным направлениям.

Первое направление: ознакомление детей c художественной литературой. Одна из основных линий работы по данному направлению - это развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литератyры. В то же время произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей c рaзными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром собственных переживаний.

Предлагаемая литература расположена, с одной стороны, по усложнению содержания, a с другой — по соответствию содержания временам года.

Чтение литератyры и ее обсуждение в основном проводятся в свободное от зaнятий время во вторую половину дня. Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, aдресовaнным детям дошкольного возраста. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

Особое внимание при работе c умственно одаренными детьми следует уделить пониманию и проживанию произ­ведений литератyры, a не ознакомлению ребенка со все более сложными по содержанию произведениями. Это может быть достигнуто путем обсуждения прочитанного, но прежде всего путем собственного выразительного чтения отдельных произведений детьми, их разыгрывания в играх-драматизациях.

Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение лексической и грамматической культурой; разви­тие связной и выразительной речи. Как правило, умственно одаренные дети отличаются высоким уровнем развития речи. B силу этого основное внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования речи при пересказе знaкомых содержаний и сочинении собственных произведений, а также обогащению речи средствами художественной вырaзительности.

По этому направлению осуществляется следующая работа.

— Выделение в xyдожественных произведениях средств художественной выразительности (эпитетов, срав­нений) и их активное использование в специальны х игровых упражнениях и собственной речи (описaние предметов с указанием их наглядных признаков — цвет, форма, величина, материал и ненаглядных признаков — грустный, веселый; использование синонимов и антони­мов).

— Построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного, описанию представляемых предметов и событии. Сюда включается пересказ прочитанного, рассказывание новых придуманных эпизодов к знакомым сказкам и сочинение собственных.

— Эмоционально выразительное чтение и рассказыва­ние. C одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, c другой участие в драматизации произведений детской художественной литератyры, требующее от детей интонационной и мимической выразительности.

— Свободные беседы c детьми на интересующие их темы; обсуждение событии, происшедших в детском саду и дома.

Третье направление: развитие yмственных способностей на материале ознакомления c детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышлeния и воображения детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.

— Развитие y детeй умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель фактически является нaглядным планом сказки). Она представляет собой последовательность соединенных стрелками блоков-рамочек, соответствующих основным эпизодам сказки. B кaждой рамке располагаются условные изображе­ния персонажей и элементов ситуаций. этот вид модели наиболее сложный по сравнению с моделями сериационного ряда (в кумулятивных сказках типа «Репка», когда заместителями персонaжей могут быть полоски разной длины, кружки разной величины и т. п.) и двигательными моделями (когда сказка разыгрывается ребенком c помощью условных заместителей персонажей в процессе рассказы вания сказки взрослым). Умственно одаренные дети могyт начать использовать моделирование сказок c пространственных моделей. Однако если при их использовании возникнут трудности, то можно предложить детям занятия с моделями сериационного ряда и двигательными. B качестве примера можно рассмот­реть модель русской народной сказки «Волк и лиса», где использованы следующие условные обозначения:

 

 

— Развитие умения самостоятельно строить про­стpaнственные модели для пересказа сказки.

— Развитие умения использовать уcловныe заместите­ли при планировании игр-драматизаций.

— Рaзвитие способности к построению развернутых, детaлизиpованных образов воображения на основе опоры на отдельные признаки действительности.

— Развитие способности к реализации образов вооб­ражении при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моде­лей-планов.

— Развитие понимания обобщенного смысла сказок и отдельных персонажей на основе сопоставления двух близких по смыслу, но рaзных по сюжету сказок. Большинство занятий проводится по подгруппам. Ис­пользуются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещение по групповой комнате в ходе игр-драматизаций, выполнение игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.

Следует особо отметить, что дети с высоким уровнем умственного развития часто отличаются, с одной стороны, некоторым смещением к преобладанию интеллектуального развития и в силу этого трудностями погружения в литератyрно-игровyю деятельность. C другой стороны, y детей существует потребность в такой деятельности, в выражении эмоций на соответствующем возрасту материа­ле. Поэтому в качестве одной из основных форм организации занятий используется именно литературно-игровая деятельность, где дети проигрывают, проживают ситуацию сказки, выполняя при этом разного рода развивающие задания. C этим связано введение в занятия исполнения ролей таких персонажей, как Баба Яга и Василиса Прекрасная. Обычно это делает сам воспитатель, который своим присутствием и общением c детьми от имени этих персонажей создает сказочную ситуацию. Использование такого типа занятий должно гибко варьироваться воспитателем, чтобы они не надоедали детям, поддерживать их интерес к литературно-художественной деятельности. Если воспитатель не может найти укaзaнных в программе произведений, они могут быть заменены другими, подхо­дящими к основным направлениям работы с детьми и их возрастным возможностям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.