КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пробуем мотать трансформатор 2 страница
Аналогичный случай - на свою (не очень умную) голову, решил помочь знакомому избавится от возбуждения в самопальном усилителе. Получается, но только усложнением схемы и проигрышем в параметрах. Купил и перемотал новый силовой трансформатор на "Ш" сердечнике (стоял до этого разрезной). Неустойчивость и возбуд исчезли навсегда, без каких либо схемотехнических "извратов"!!! Вот, что может значить хороший трансформатор питания (об этом вообще-то многие авторитеты так или иначе высказывались). Ещё одно наблюдение, касающееся "Ш" сердечников. У них, почему то ток короткого замыкания оказывается больше чем у аналогичной мощности разрезного трансформатора, даже при бОльшем внутреннем сопротивлении обмотки. Связано это, на мой взгляд, с тем, что у "Ш" сердечника большая часть витка обмотки пересекается силовыми линиями. По этой причине автор старается в качестве силовых, не использовать трансформаторы с разрезными сердечниками.
Ещё ситуация - сгорел транс. При разборке выяснилось, что оплавилась ПВХ изоляция, в которую была "одета" пайка внутри обмотки, и замкнула на соседние слои (трансформатор фабричный Болгарский). Вот Вам и проблемы выбора материалов!!! ПВХ изоленту и ей подобные плавкие и текучие изоляторы - ни в коем случае в середину катушки нельзя!!!
Из этого можно сделать вывод, что главным, что определяет качество силового трансформатора, являются не какие то экзотические материалы и хитроумно-секретная технология, а его грамотный расчёт и безупречное изготовление (а материалов достаточно обычных, просто грамотно выбранных и применённых).
ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
Намотка "виток к витку" требует определённого терпения и усидчивости. Автор не отягощён избытком этих качеств, поэтому, поработав 1,5-2,5 часа чаще всего бросает это занятие, до следующего острого приступа работоспособности. Непрерывная намотка (без перерывов) нужна только в случае пропитки трансформатора. В этом случае намотку необходимо закончить за 2-3 дня (время застывания масляного лака).
Хорошо помогает в процессе работы любимая музыка и мечты о том, как этот трансформатор решит сразу все Ваши проблемы!!! Это не шутка, ведь известно, что домашний борщ у хозяйки, которая любит свою семью получается вкуснее, чем в ресторане (где кухня ненавидит придирчивых клиентов), хотя ингредиенты те же (даже в ресторане возможно лучше). Ещё, один знакомый, который очень плотно занимается изучением Японии, говорил, что японцы не допускают к работе (даже говно за скотиной убирать) работника, если он находится в состоянии стресса. Так, что это всё серьёзно - мотать транс нужно в хорошем настроении (зачем рисковать)!!!
Если Вы всё же изготовили кривой каркас, а мотать уже начали, то очень скоро на одном из рёбер начнёт расти щель, в которую будут проваливаться витки. Чтобы этого не происходило, каждые два-три слоя, забивайте в эту щель либо кусочек бумаги, либо ещё что-то. Это необходимо для того, чтобы создать опору для последующих слоёв. Оставлять щель пустой - нельзя, она будет увеличиваться и портить работу и настроение.
Если в слое не помещается расчётное число витков. Во первых не нужно доверять одному слою. Попробуйте намотать ещё один, и по-плотнее. Если не помогает и это, то лучше остановиться и подумать – посчитать, чем это Вам грозит. Особенно критична к уменьшению количества витков - сетевая обмотка (с ней лучше не шутить). Погрешность в количестве витков остальных обмоток в 1-3% чаще всего допустима и ни на что не влияет. Вариант - намотать в обмотке ещё один неполный слой, приемлем, если увеличение толщины обмотки не приведёт к тому, что каркас окажется тесен.
О порядке намотки катушек. Первой, на каркас наматывается сетевая обмотка. Это вызвано стремлением уменьшить её сопротивление. Вторая по значению и очерёдности - высоковольтная обмотка. От её внутреннего сопротивления зависит энерговооруженность источника питания, поэтому высоковольтную обмотку иногда даже делают нижней на катушке. Ну и в заключении - накальные, как наименее ответственные с точки зрения намотки, и часто перегруженные по току (пусть лучше они греют катушку сверху, чем изнутри).
Сборка сердечника разрезного не представляет сложности, важно лишь очень хорошо его стянуть, и очень желательно поставить полукольца именно так, как они стояли до разборки (относительно друг друга). Торцы полуколец шлифованные, но при стяжке, всё таки возможно небольшое искривление и смятие их. Поэтому лучше сделать как было. Автор пробовал промазывать полукольца перед сборкой эпоксидкой, и эпоксидкой, в которой размешано напиленное карбонильное железо - ерунда получается. Лучше просто чистенькие торцы хорошо стянуть (по крайней мере есть вероятность, что всё встанет как было). "Ш" образный сердечник собирается как получится, а затем, с помощью молотка ровняется. Если на пластинах от прежней сборки остался парафин, то его лучше не удалять. Потом, при нагреве трансформатора, он растечется в микрощели между пластин и трансформатор будет очень "тихим". Существует такое понятие как коэффициент заполнения окна сталью. Для того, чтобы он был в норме, в окно необходимо вставить ВСЕ пластины сердечника (особенно, если каркас остался прежним (заново не делался)). Сделать это не сложно. Сердечник собирается "вперекрышку", но в середине его оставляем немного места (сборку ведём не от одного края к другому, а от обоих краёв одновременно к центру). Когда свободного места осталось 3-5 мм (меньше - лучше), берём все оставшиеся пластины, складываем из вместе однонаправленно (толщина набора получится чуть больше 3-5 мм), и молотком их загоняем в оставленное окно с любой стороны. По металлу они скользят отлично, и очень плотно входят в окно.
О ЧЕМ ПРОМОЛЧАЛИ
Для намотки маломощных трансформаторов часто используют намотку "внавал". Занимает она непростительно много места, и требует обязательной пропитки для фиксации неплотно уложенных витков. Поэтому в ответственных и энергонапряженных конструкциях её лучше не применять. Однако она может быть просто незаменимой при намотке чего то маломощного тонким проводом. Это могут быть выходные трансформаторы маломощных схем, согласующие, микрофонные и т.д. Намотку "внавал" так же можно делить на слои, с прокладкой изоляции, но польза от этого сомнительная ИМХО.
Тороидальные сердечники - хорошая штука (если их не перегружать), но очень трудоёмки в намотке. Автору доводилось мотать на торах и по 3000 витков, и толстый провод использовать - не понравился процесс. Да и перекрытие витка магнитными линиями у них хуже чем у броневых сердечников. Автор не является их фанатом, но тем не менее.... Мотается тор с помощью челнока. Челнок представляет собой полоску жесткого изолятора (например, текстолит), шириной равную около 1/4 диаметра дырки в торе. Длина челнока выбирается в зависимости от диаметра тора (больше тор - больше длина), и равна примерно 15-20 см для торов бытового назначения (50-200 Вт). По узким сторонам челнока делаются прорези (глубокие), в которые наматывается провод (до заполнения челнока). Намотка ведётся, продеванием челнока в отверстие тора, и постепенным разматыванием провода с него (по мере надобности). Натяжение провода и тщательная его укладка актуальны и здесь!!! Обмотку стараются равномерно распределять по кольцу, и не делать пропусков со стороны отверстия тора. Если этого правила не придерживаться, то обмотка очень быстро "съест" отверстие, и свободного места для сл. обмотки не останется. Выводы обмотки тора легче делать гибкими проводами, закрепив их нитками. Изолируют обмотки друг от друга тонкой полоской лакоткани, которую наматывают так же как обмотку, следя за тем, чтобы она перекрывала сама себя, хотя бы на 1/3 на внешнем ребре тора. Если обмотку по кольцу распределить не удаётся (например, накальная), то лучше расположить несколько однотипных обмоток симметрично на кольце.
"О"- образный сердечник с двумя катушками (типа ТС-40 - ТС-360) - не самое хорошее, что придумал человек (по сути тот же тор, только плохо намотанный). ОБЯЗАТЕЛЬНО распределять обмотки равномерно по обеим половинам. При таком раскладе очень легко запутаться в выводах, поэтому лучше, в процессе намотки их как-нибудь маркировать.
Завершая своё описание технологии изготовления силовых трансформаторов, хочу напомнить, что именно с источника питания начинается звук!!! От его качества зависит примерно 70% успеха конструкции ИМХО. Нельзя к этому вопросу относиться легкомысленно!!! Трансформатор является "сердцем" сетевого питания устройства, так отнеситесь к нему с уважением и вниманием. Тогда Вам не придётся заниматься решением проблем, которые сопутствуют плохому питанию устройства!!!
ЗАМАХНЁМСЯ НА ВЫХОДНИК
О расчете выходного трансформатора, применительно к конкретной схеме, написано очень много статей. Методы противоречивы, причём иногда принципиально. По этой причине, расчётов, автор касаться не желает (не хочу давать повод для споров).
Немножко теории
Выходной трансформатор - это клубок компромиссов. Чтобы изготовить хорошее изделие, нужно знать, что идёт на пользу, а что во вред.
Уважаемые люди говорят:
Индукция рассеяния - то, магнитное поле, которое не участвует в передаче энергии. Оно будет тем больше, чем большая часть витка находится снаружи магнитопровода. В кольцевых магнитопроводах с одной катушкой она максимальна. Далее идут кольцевые с двумя катушками, и затем броневые (у них она минимальная из перечисленных)
Активное сопротивление обмоток - совсем не безобидная величина. От неё зависит КПД каскада. Плохие показатели сопротивления могут напрочь убить все старания по получению достаточной выходной мощности. Сопротивление (внутреннее) звуковых триодов 700-900 Ом. Сопротивление обмотки в 200 Ом уже создаст ощутимую прибавку, а 300-400 Ом - уже очень серьёзная проблема, и падение мощности. Борются с проблемой увеличением диаметра проводов, и выбором железа (в сечении желателен квадрат и длинная (высокая) катушка малой толщины).
Емкости трансформатора. Различают две - межобмоточную (между двумя обмотками) и распределённую (между витками одной обмотки). Особенно вредна распределённая емкость первичной обмотки, которая, из-за большого кол-ва витков может быть очень значительной. Решают эту проблему намоткой СТРОГО "ВИТОК К ВИТКУ", увеличением толщины межслойной изоляции, и применяя разные направления намотки в разных слоях (об этом позже).
Взаимная индуктивность обмоток. Очень полезная штука. Когда на высоких частотах стальной сердечник теряет свои свойства по передаче энергии (из-за потерь, которые зависят от качества стали и толщины пластин магнитопровода), выручает АЧХ тр-ра именно взаимная индуктивность. Энергия передаётся непосредственно между рядом лежащими обмотками (проводами). Увеличивают эту величину, распределением вторичной обмотки между секциями первичной (растёт индуктивная связь, и межобмоточная ёмкость)
Вот после этого можно поговорить о выборе материалов
Мне очень нравятся "Ш" сердечники. Многие пишут о хороших результатах и на разрезных магнитопроводах. Приходилось сравнивать звучание тр-ра от прибоя с "Ш"-тр-ром. Убедился в том, что я прав - "Ш" звучал, по моему, лучше. Провода, каркас, изоляция - всё то же, что и в силовом тр-ре, но скажу всё же кое что. Не помню где, но читал, что некоторые материалы имеют электростатическую память. То есть способны какое-то время хранить заряд. Полезным это свойство никак не назовёшь. К этим материалам относятся все изоляторы на основе высокомолекулярных соединений, в том числе фторопласт и стеклотекстолит. Доводилось перематывать фирменные трансформаторы, в том числе и звуковые, так вот, даже в высоковольтных каскадах, фирмачи не используют фторопласт, и другие синтетические плёнки - только бумага!!! толстая, в несколько слоёв, но всё равно бумага!!!
ДАЛЬШЕ О СЕРДЕЧНИКАХ
Судя по отзывам в разных трудах и в Интернете, сейчас многие мотают вых. трансформаторы на сердечниках ОСМ. Это ленточные сердечники с одной катушкой на среднем стержне. Ещё одно решение, которое встречал - использование двух "Ш"- образных магнитопроводов без перемычек Преимущества его - катушка будет более компактной (плоской), а значит уменьшится активное сопротивление обмотки. Недостатки - если заполнить окно магнитопровода полностью, то получится больше индуктивность рассеяния, чем на "пузатом" трансформаторе. Вот здесь фирмачей действительно не переплюнуть - они делают специальную форму пластин. Их звуковые трансформаторы имеют очень широкий средний стержень и маленькую площадь окна (только чтоб поместилась обмотка). Поэтому получается небольшой высокий транс. с огромным сечением сердечника и малым сопротивлением обмоток. Но это решение, хотя оно и часто используется, является так же не идеалом, и многие именитые и дорогие фирмы делают свои трансформаторы пузатыми (дешевле и хуже они от этого не становятся). У "пузатых", при том же количестве витков получается большая индуктивность обмоток (очень нужный параметр для НЧ).
Как видите - единого, универсального решения не существует. В любом из вариантов есть плюсы и минусы. Поэтому не стоит комплексовать перед "фирмой" с красивыми этикетками. Автору этих строк приходилось слушать несколько самодельных (достаточно добротных) трансформаторов, непосредственно у себя дома, иногда улыбалась удача и слушал "Тамуру" (это уже не дома). Разницы, которая убила бы на повал - нет!!! Эта разница на уровне нюансов и симпатий (как между двумя автомобилями одного класса). В интернете, на радиолюбительских форумах, есть много характеристик и отзывов о "самопальных" изделиях. Параметры получаются более, чем приличные, на обычном русском железе, с русскими проводами. Так, что не слушайте прожженных "знатоков" - пока они считают копейки, собирая деньги на "фирму", Вы будете за минимальную плату наслаждаться настоящим ламповым звуком!!!
При наличии трансформатора с достаточно широким сердечником из пластин, его просто можно разделить пополам, и сделать два транса. Так же можно из трёх сделать два и т.д. Важно только чтобы пластины были однотипными. Ещё одно - один раз видел. Усилитель "Магистр" (старый-старый, вроде немецкий) Выходной транс собран из пластин разной ширины - в середине пакета 0,35 (их примерно 60%), а по краям 0,2 (с одной и с другой стороны по 20%). Изгаляются кто как!!!
Марка стали
Оценить или узнать какой марки сталь в сердечнике - задача, для меня, не выполнимая (если только это не известно заранее). Поэтому можно ориентироваться на толщину пластин или ленты (либо на назначение исходного трансформатора).
"Ш"- сердечники Без всякого сомнения, хорошая (звуковая) сталь использовалась в старой "КинАп"-овской аппаратуре, в том числе и в силовых трансформаторах. Косвенно можно судить о качестве стали (если это силовик) по количеству витков первичной обмотки. На высококачественном сердечнике будет витков меньше (коэф. 35-45 в формуле расчета силовика выше). Толщина пластин магнитопровода должна быть не более 0,35 мм (а лучше 0,2). Если больше, будут расти потери на ВЧ (завал). Ещё один важный момент - изоляция пластин. Изоляцией является тонкая плёнка окислов, которая образуется при отжиге пластин. Сдирается она очень легко (особенно если трансформатор несколько раз разбирался). Если изоляция пластин повреждена, растут потери (вихревые токи), и нет смысла тогда говорить о пластинах 0,35. Очень эффективное и недорогое спасение - окраска пластин одним слоем с одной стороны "баллончиковой" краской. Толщина слоя получается мизерной, и никак не влияет на сборку. При выборе "Ш"-сердечника для SE тр-ра, нужно сразу продумать его сборку и последующий крепёж. При наличии зазора, сердечник сам собой не держится, а разваливается. Поэтому проблему нужно как то решать, причем немагнитными материалами.
Ленточные сердечники Все из хорошей стали, если только лента достаточно тонкая. Особых проблем нет, кроме сборки - там так же желательно устранить магнитное замыкание (если это SE тр-р).
НЕПОСРЕДСТВЕННО О НАМОТКЕ
Общие требования
И для однотактных усилителей и для двухтактных, общим считают требование секциониравания первичной и вторичной обмоток (разумеется если речь идет о качественном изделии). Говорят, что 4 секций первички и трёх вторички, уложенных между секциями первичной обмотки, вполне достаточно. Чрезмерное увлечение секционированием увеличивает до неприемлемой величины паразитную емкость. Если ограничиться двумя секциями первичной обмотки - будет слишком мала непосредственная связь обмоток. Так-что 4 секции первички - это где-то рядом с "золотой серединой". Иногда идут и на большее секционирование, но для этого должны быть очень веские причины. Вторичная обмотка выходного трансформатора является "ведомой", поэтому каждая крупинка энергии в ней очень дорога!!! В этой связи все секции вторичной обмотки нужно укладывать, окружая первичной обмоткой - то есть секции вторички не должны быть крайними на катушке.
Некоторые источники сообщают, что первичную обмотку в выходных трансформаторах наматывают с изменением направления намотки слоёв (рис 2), на (рис 1) показана классическая намотка. При таком способе в слоях оказываются рядом витки, электрически удалённые на равные расстояния друг от друга. Это заметно снижает распределённую ёмкость обмотки (а самое главное эта ёмкость оказывается равномерно распределённой, а не циклически повторяющейся), но требует большого числа соединений внутри обмотки.
Иногда секции обмотки коммутируются разными хитрыми способами (рис 3). Цель подобной хитрости мне не совсем понятна (источник сведений - японская аннотация (не умею по-ихнему читать)), да и встречалось упоминание о таком способе соединения секций, мне только один раз. Встречается, так же, указание увеличивать толщину межслойной изоляции, по мере увеличения диаметра катушки. Связано это опять-таки с стремлением если не уменьшить, то сделать хотя бы постоянной распределённую емкость обмотки (по мере увеличения длины витка, она будет расти, а толщина изоляции - увеличиваться, что должно компенсировать увеличение длины витка).
Но такие способы намотки не является обязательным атрибутом качественного изделия. Кондо-сан (уж куда круче) рассказывал, что мотаются его трансформаторы простой, классической намоткой, НО!!! вручную (для создания нужного натяжения) и серебряным проводом.
Пропорции секций
Крайние секции первичной обмотки обычно делают вдвое меньше средних секций, выглядит это как 2-4-4-2 или 1-2-2-1. На месте "тире" укладываются три равные секции вторичной обмотки.
ТРАНСФОРМАТОР ДЛЯ ОДНОТАКТНОГО УСИЛИТЕЛЯ (SE)
Из-за наличия постоянного тока подмагничивания, протекающего по первичной обмотке, SE трансформатор очень требователен к сечению магнитопровода - чтобы при постоянном подмагничивании, осталось ещё достаточно запаса для переменного магнитного поля (звука). В подавляющем большинстве случаев (для токов 60-100 мА мощности до 7-10 Вт, и при частоте среза 40-50 Гц) достаточно сечения 12-14 кв.см. с воздушным зазором в 0,2-0,3 мм. Намотка хитростей не имеет и сложности не представляет ИМХО. Важными являются все те же требования, что и при намотке силового трансформатора, только самоконтроль должен быть повыше. И помните про настроение!!!
ТРАНСФОРМАТОР ДЛЯ ДВУХТАКТНОГО УСИЛИТЕЛЯ (PP)
Не так требователен к сечению железа и наличию немагнитного зазора в сердечнике (на всякий случай - сечение железа 12 см. имеет выходной трансформатор 25 Вт заводского усилителя, а 16 кв.см. - это уже 100 Вт). Но, зато очень желательна полная симметрия секций первичной обмотки. Для "бескомпромиссных" решений каркас катушки делят пополам щечкой, и мотают с полной симметрией две катушки, которые затем коммутируют как требуется.
Но чаще мотают обычную обмотку (слоями). Слои соединяют через один - нижняя и третья секция - одна половина, а вторая и верхняя - вторая. Симметрия секций получается хоть и не идеальной, но достаточной для того, чтобы искажения на СЧ трансформатора были меньше чем электронной схемы.
Я думаю, не стоит напоминать о том, что готовый трансформатор, с подключенным к выходу эквивалентом нагрузки, не должен самостоятельно "петь песни", тем более громко. Поют, в основном, сердечники. Поэтому готовый выходной транс. можно, и желательно, сверху покрасить каким-нибудь прочным лаком.
ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
Теперь уместно сказать, что однотактный трансформатор, с отводами (сделанными дальновидным изготовителем) без всяких сомнений, можно использовать и в двухтактных схемах. А зазор в сердечнике идёт только на пользу. Некоторые изготовители специально делают зазор в железе двухтактных трансформаторов. (улучшается линейность, но немного проигрываем в необходимых размерах).
О ТОМ, ЧТО САМОМУ НАМОТАТЬ ВЫГОДНЕЕ
Заоблачная цена "фирменных" трансформаторов, ИМХО, прежде всего говорит о большой доле ручного труда. Фирмачи, наверняка, мотают на станках. Но вот коммутация секций и распайка выводов.... Я не представляю себе как это можно автоматизировать. А в выходном трансформаторе такой работы много, особенно, когда намотка идёт с чередованием направления. Причем работа эта достаточно тонкая - от этого и цена изделия соответствующая. В случае изготовления двух изделий "для себя", это всё не имеет значения. На это я и опирался, когда говорил о том, что возможно самостоятельно изготовить очень приличный выходничёк, или парочку оных!!!
КОЕ ЧТО О ПАРАМЕТРАХ
Часто в схемах, в качестве рекомендации по использованию выходного трансформатора, указывают желательное т.н. приведённое к аноду сопротивление нагрузки. Чаще применяются тр-ры на 1,5-3,5 КОм. Значения эти довольно универсальны, и применимы почти ко всем известным схемам. Готовые, "фирменные" трансформаторы продаются так же с указанием нескольких параметров, в том числе и приведённого сопротивления нагрузки. Эта величина показывает насколько нагрузит выходную лампу первичная обмотка трансформатора, при подключении к вторичной стандартной нагрузки (4, 8, 16 Ом). При выборе большего прив. сопротивления, можно ожидать снижения коэф. гармоник и уменьшение вых. мощности (облегчили жизнь вых. лампе), при меньшем - наоборот, но криминального ничего не произойдёт!!! Рекомендуется, как обычно, золотая середина, но ведь у Вас может быть своё мнение и свой вкус!!! А окраска звука больше зависит от выбора режимов схемы и типов ламп, чем от прив. сопротивления. Из этого можно сделать довольно смелый вывод - рассчитывать до 1% по километровым формулам выходной трансформатор, для конкретной схемы, просто нет смысла!!! ИМХО, ИМХО, ИМХО. Вполне приемлемый результат даст простая последовательность оценок: 1) При анодном токе 60-80 мА, сечение сердечника от 10 см2 2) Для приемлемой индуктивности первичной обмотки (влияет на искажения на НЧ), её количество витков должно быть 2600-3500 3) В зависимости от площади окна, выбираем диаметр провода первичной обмотки (она должна занимать 55-60% места). Больше диаметр - выше КПД и вых. мощность. 4) В зависимости от требуемого приведённого сопротивления, считаем кол-во витков вторичной обмотки. На всякий случай формула (опишу словами) - коэф. трансформации (N) равен отношению витков первичной ко вторичной обмотке, или корню кв. из отношения сопротивлений (приведённого к аноду к сопр. нагрузки), умноженному на КПД. 5) Выбираем диаметр провода, чтобы обмотка поместилась в предназначенное для неё место. 6) Продумываем конструкцию трансформатора (секционирование) Всё!!! Полный вперёд!!!
Корифеи лампового звука ВСЕ В ОДИН ГОЛОС говорят, что качество изготовления трансформатора, ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ точного соответствия расчётным данным. А в этом случае, все преимущества в Ваших руках!!! Вам не доступно выбрать получше профиль и марку стали (возьмите просто побольше сечение), зато намотать Вы сможете НА ОТЛИЧНО!!! Я верю!!!
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ
Расчёт выходных трансформаторов. Здесь лежат несколько методик, без комментариев Tube.zip
Несколько примеров готовых изделий С разрешения Алексея Шалина (наш земляк, к его мнению прислушиваются многие), привожу данные нескольких его изделий, опробованных и оптимизированных под некоторые конкретные случаи
Выходные трансформаторы на ТСШ-170.
Это Ш-железо. Набор 30 х 60. То есть в чистоте чуть более 16-ти квадратов. Окно 19 х 53 мм. Не очень большое, но нам хватит. Габариты намотки – 17 х 50 мм. Чаще попадаются ТСШ170 с толщиной пластин 0,5 мм, реже – 0,35 мм. Для наших целей лучше второй вариант, но и первый никто не запрещает.
1. Выходной транс для SE на 2 ком / 4; 8 ом.
Первичка – 2340 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 0,355 мм в трёх секциях (5+10+5 слоёв по 117 витков в слое). R акт первички – 102 ома. Вторичка – 160 витков (отвод от 113-го витка) проводом 0,55 мм в двух секциях. Два слоя по 80 витков, в каждой секции по две вторички в параллель. Всего – четыре запараллеленых обмотки. R акт вторички – 0,77 ома. Приведённое – 165 ом.
КПД = 86,5%.
Для чего применять такой транс – решайте сами. У меня он работал с 6П42С в триоде. Зазор - 0,2 мм.
Хорошая лампа 6П36С. Недорогая и хорошо звучащая. Вот для двухтактника на 36-х трансформатор с Ra-а = 6,85 ком на нагрузке 16, 8 и 4 ома.
Каркас делим средней щекой. Мотаем половины в разные стороны.
На каждой половине: Первичка - две секции по 560 витков (10 слоёв по 56 витков) провода ПЭВ-2 0,355 мм. R акт первички – 98 ом. Вторичка – между ними – 112 витков того же провода в два слоя, отводы от 56-го и 79-го витка для 4-х и 8-ми ом соответственно. 112 витков – для 16-ти ом. Таких вторичек три в параллель на каждой половине. R акт вторички – 0,88 ома. Приведённое – 352 ома. Соединяем первичные обмотки перекрёстно-последовательно, вторичные – параллельно. Подробнее смотрите в монографии Г. Цыкина.
Итого на каркасе 2240 витков в первичной обмотке и 112 во вторичной. Железо, естественно, собирается вперекрышку без зазора.
КПД – 93%.
Остаётся добавить, что такой выходник подойдёт для РР на ГУ50, 6С4С, 6П3С, Г807 и пр. лампах с внутренним сопротивлением 0,8 – 1,5 ком.
Перейдём к ещё более «народному» варианту – ТС180.
Это железо двухкатушечное, ПЛР 21 х 45. Чистых 8,8 квадратов сечения. Плюс весьма вместительные катушки.
Посмотрим, что можно на них намотать.
Первым делом напрашивается выходной трансформатор для РР.
16. Выходник для РР Г807. Ra-а = 8,34 ком / 8 ом.
Первичка: 4560 витков ПЭВ-2 0,31 мм. Rакт первички – 190 ом. Вторичка: 144 витка ПЭВ-2 1,00 мм. Rакт вторички – 0,145 ома. Приведённое – 145 ом.
На каждой катушке: Четверть первичной обмотки – 1140 витков. Пять слоёв по 228 витков в слое. Половина вторичной – 72 витка. Четыре слоя в параллель. Ещё четверть первичной – 1140 витков. Пять слоёв по 228 витков.
Обмотки первички соединяются перекрёстно-последовательно, вторички – последовательно.
КПД транса – 96%.
Этот трансформатор играл отличный бас. Кому такой нужен – пожалуйста! Имейте в виду, что интересным вариантом будет запараллеливание первичек. Тогда можно экспериментировать с Rа-а в широких пределах.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 13031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |