Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет курса




Рыночная экономическая система.

Кривая производственных возможностей как модель эффективности.

Методы познания.

Предмет курса.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Для начала рассмотрим, что означает термин «экономика».

Автором термина является некий мудрый грек по имени Ксенофонт, который жил в IV веке до нашей эры. В своем сочинении «Экономия» он рассматривал разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Означает этот термин в переводе с греческого «искусство ведения хозяйства» («ойкос»-домашнее хозяйство, «номос»-правило, закон). И это определение актуально по сей день. Приведем такой пример: пусть двум хозяйкам на ведение домашнего хозяйства была выдана одинаковая сумма денег (например, 80 тысяч тенге). Первая хозяйка истратила их в течение нескольких дней, а второй хозяйке этих денег хватило на месяц, и еще осталась «заначка» на косметику. Кто из вышеуказанных двух хозяек является более экономной? Конечно, вторая.

В научный оборот термин введен Аристотелем, который впервые подверг анализу закономерности развития общества и по существу первым экономистом.

Значение экономики как области знаний определяется следующим. Американский философ Маслоу в своей пирамиде потребностей на первую ступень поставил утилитарные потребности, такие как потребности в пище и жилище. Их можно отнести к группе материальных потребностей. Образно говоря, человек «должен есть, чтобы жить». Поэтому экономика, изучающая материальную сферу, является важнейшей областью знаний.

Р.Барр, автор учебника «Политэкономия» и бывший министр Франции, сказал примерно так: «Экономическая деятельность бывает тогда, когда имеют место следующие моменты:

1) Редкость чего-либо. Образно говоря, когда чего-то мало, мы становимся в очередь и готовы заплатить деньги. А деньги – всеобщий эквивалент в экономике. Поэтому экономические блага редки, а неэкономические блага находятся в изобилии. Например, вода в водоемах – неэкономическое благо, т.к. имеется в изобилии, а вода питьевая, которую мы покупаем в магазине, является экономическим благом, т.к. это редкое благо.

2) Выбор использования редкого. Проблема выбора стоит всегда перед человеком, ведь природой ему отпущено мало времени для жизни. Такие проблемы как «жениться – не жениться», «учиться – не учиться» и т.д. возникают постоянно перед человеком. В экономике это выбор использования ограниченного количества денег потребителем, либо выбор использования средств фирмы в той или иной сфере бизнеса, либо выбор использования ресурсов для производства тех или иных товаров обществом.

3) Цена выбора (упущенные возможности) или альтернатива. Это то, что человек потерял, выбрав данный путь, а не другой. К примеру, в экономике это максимальная зарплата, которую теряет студент-очник, изучая науки. Предприниматель имеет упущенные возможности в других сферах, вложив средства в данную отрасль бизнеса.

Отсюда главная проблема в экономике - проблема эффективности, т.е. получение максимальной отдачи от вложенных средств. Поэтому «homo ekonomikus» - человек рациональный, он рассуждает с точки зрения «издержки - выгоды». Эта та сфера жизни, где он думает, образно говоря, не сердцем, а головой. Причем, необходимо напомнить, что любая теория – это идеал, т.е. экономическая теория изучает поведение идеального «экономического человека».

Для такого субъекта экономики как потребитель проблема эффективности означает максимальное удовлетворение его потребностей с помощью ограниченного содержимого кошелька, для фирмы - достижение максимальной прибыли, для общества в целом – максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества при наличии ограниченных ресурсов.

Российский экономист А.М.Никитин предложил понятие «гиперэкономика». Он считает, что рациональные действия человека в настоящее время соизмеряемы с условиями природной среды для обеспечения максимального времени его пребывания на земле. Это особенно актуально сейчас, когда происходит резкое обострение экологических проблем.

Если рассмотреть исторический аспект, надо учесть, что когда-то, в средние века, предметом изучения теоретической экономики являлось домашнее хозяйство, а наука называлась «Экономия».

По мере развития товарных отношений и становления капиталистической экономической системы появилась наука «Политическая экономия». Автором этого термина является Антуан де Монкретьен. Политическая экономия изучала производственные отношения, возникающие между людьми в процессе общественного воспроизводства. В эпоху зарождения капитализма сфера производства являлась главным источником богатства, поэтому понятия «производственные отношения» и «экономические отношения» являлись тождественными понятиями. Эти отношения имели троякий характер:

1) Социально-экономические отношения (отношения собственности, распределения дохода). Социально-экономические отношения считались определяющими, т.к. политэкономия, что видно даже по названию, рассматривала отношения социальных классов.

2) Организационно-экономические отношения (отношения в сфере менеджмента, маркетинга).

3) Технико-экономические отношения (отношения, связанные с технологией производства).

На рубеже ХIХ-ХХ вв. появилась наука «Экономикс». Автором этого термина является профессор Кембриджского университета А.Маршалл. Предметом изучения «Экономикс» является проблема максимального удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью товаров, произведенных из ограниченных ресурсов.

Безграничность потребностей – это то, что присуще всем людям (за исключением аскетов или бомжей). Человек потому, наверное, ходит вертикально, что стремится к лучшему, в т.ч. в материальной сфере.

Потребность – это желание, нужда в чем-либо. Формула потребности - «хочу». Р.Барр дал такое определение этому понятию: «Желание продлить приятное и прекратить неприятное», что тоже верно. Потребности бывают физиологические (в пище), эстетические (желание жить в окружении красивого), в безопасности, социальные (например, желание иметь определенный статус в обществе), психологические (желание быть в гармонии с кем-то конкретно или людьми вообще), материальные (в конкретных материальных благах) и т.д.

Чтобы удовлетворить материальные потребности людей, надо произвести товары из определенных ресурсов. Ресурсы - это то, с помощью чего можно произвести материальные блага. К ним можно отнести:

ü труд;

ü предпринимательский талант;

ü природные ресурсы;

ü капитал (здания, оборудование);

ü деньги;

ü время;

ü информацию.

Предмет отвечает на вопрос «Что?» Предметом данного курса является изучение проблемы эффективности, т.е. экономических отношений, возникающих между людьми в процессе удовлетворения безграничных потребностей при использовании ограниченных ресурсов.

При изучении курса выполняются следующие функции:

1. Практическая функция. Экономика - материальная сфера и этим реализуется эта функция.

2. Познавательная функция. При изучении любого курса Вы расширяете кругозор, познаете данную сферу знаний.

3. Идеологическая функция. Как в свое время политическая экономия являлась идеологией плановой экономической системы, так и сейчас экономическая теория является идеологией рыночной системы, где живет рациональный человек.

4. Методологическая функция. Наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, экономическая теория является базовой теоретической дисциплиной. Главная задача всех базовых дисциплин – формирование определенного образа мыслей. Изучаемые на этих предметах теории, законы, принципы используются в дальнейшем при изучении всех прикладных дисциплин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.