Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность фискальной политики




 

1. Воздействие на все компоненты AD: государственные расходы – напрямую; инвестиции, потребление, чистый экспорт – через налоги и таможенные пошлины.

2. Короткий механизм действия (приняли закон – вступил в силу).

3. Временной лаг. Временной фактор имеет определенное значение при принятии парламентариями фискальной политики. Бывает внутренний временной лаг – продолжительность времени до принятия решения и внешний – до появления результатов от принятого решения. Процедура принятия решения, например, поправок в налоговое законодательство, достаточна длительна. Сначала правительство разрабатывает законопроект, обсуждает с общественностью, затем передает в парламент. Ответственная группа депутатов рассматривает и может вернуть на доработку с учетом замечаний, затем парламент рассматривает и также может вернуть на доработку. Последней инстанцией является подпись президента, который также имеет право вернуть документ на повторное голосование. Как правило, изменения в налоговое законодательство вступают в силу с 1 января следующего года, а затем через определенное время будет внешний эффект. Например, от снижения налогов, сначала поступления в бюджет снижаются и только через определенное время производители «выходят из тени», налогооблагаемая база расширяется, поступления в бюджет растут, ВВП и занятость растут. Это время может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

4. Влияние политики. Если в краткосрочном периоде ожидаются выборы, у политиков не будет стимула повышать налоги, т.к. электорат не приветствует такие действия. Обычно за полгода до выборов проводится политика в угоду электората: увеличиваются государственные расходы (размер пособий в помощь бедным, престарелым) и снижаются налоги. После удачных выборов электорат сталкивается с инфляцией в результате действий политиков.

Если стоит проблема срочного пополнения бюджета, парламентарии повышают налоги, решая фискальную функцию налогов, при этом производство в долгосрочном периоде сокращается и не выполняется стимулирующая функция налогов.

5. Эффект вытеснения возникает тогда, когда увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызванный этим дефицит бюджета, финансируются, в основном, за счет продажи через банковскую систему государственных ценных бумаг. Так как при этом кредитоспособность банков второго уровня снижается, а предложение денег сокращается, процентная ставка растет. Дорогой кредит сокращает инвестиционные расходы, которые являются важнейшим источником экономического роста. Таким образом, один компонент AD (государственные расходы) вытесняет другой, более важный для экономического роста компонент (инвестиции).

6. Эффект чистого экспорта происходит при следующем сценарии. Дефицит бюджета и увеличение процентной ставки в открытых экономиках вызывает приток иностранного капитала, отчего растет спрос на национальную валюту и соответственно увеличивается курс национальной валюты. При этом отечественный товар становится дороже аналогичного иностранного товара, экспорт снижается, импорт растет, отчего возникает проблема платежного баланса страны.

Проблемы, связанные с госдолгом:

1. Считается, что после того как уровень государственного долга превышает 90% ВВП, средние темпы экономического роста снижаются на 1% в год. Сокращение государственного долга - длительный процесс. Согласно исследованиям, на снижение государственного долга на четверть может потребоваться 5-7 лет, может привести к дефолту в сочетании с девальвацией национальной валюты. Для снижения долга может использоваться эмиссия денег, что ведет к инфляции.

В 80-е гг. прошлого столетия госдолг вызвал мировой кризис: коммерческие банки США и Европы заняли деньги развивающимся странам, т.к. в 70-егг. проценты были низкими, с 1979 г. председателем ФРС Уолкером проводилась политика борьбы с инфляцией: процент вырос, у стран-заемщиков вырос госдолг (Мексика объявила о своей неплатежеспособности).

2. Государственный долг является бременем для будущих поколений. Его наличие сегодня может в будущем привести к увеличению налогового бремени и сокращению государственных расходов, как следствие – снижению стимулов экономической активности, росту безработицы, сокращению социальных трансферт и производства общественных товаров (сокращение расходов на науку сдерживает инновационное развитие). См. ниже рикардианскую точку зрения.

3. Принято считать, что государственный долг усугубляет проблему неравенства в доходах. Как правило, владельцами ценных бумаг, в том числе государственных, являются обеспеченные члены общества. При получении процентных выплат их доходы относительно других членов общества становятся выше, от этого усиливается степень неравенства.

4. Внешний долг способствует утечке капитала из страны, зависимости от стран-кредиторов, снижению притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны, повышению % из-за ограничения капитальных ресурсов, для его сокращения снижается импорт.

Принципы сокращения внешнего долга (Парижский клуб):

1. Частичное аннулирование

2. Смягчение условий выплаты долга (снижение %) только тем странам, которые осуществляют реформы под международным наблюдением

3. Учет конкретных условий страны при сокращении долга или продлении срока.

А также коммерческие банки должны иметь защиту в отношении будущих убытков, если согласны на снижение долга.

ПЛАН БЕЙКЕРА (1985 г.): краткосрочная помощь МВФ в обмен на реформы (реформа госсектора – приватизация, либерализация экономики, в т.ч. за счет либерализации внешней торговли и снижения налогов). Как результат - реформы в Чили, Мексике, Бразилии, Аргентине, странах постсоветского пространства.

План Брэди (1989 г.): страны должны договориться с банками–кредиторами о снижении долга или %, (это лучше, чем, если страна станет банкротом). Как результат долг Мексики сократился на 35%, Коста-Рики – на 65%, сокращение межправительственных долгов в Польше, Египте – на 50% (1991).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.