КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Городского округа Кохма
Социально-экономическая проблема
Проведенные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда городского округа Кохма по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные строительные организации и индивидуальные застройщики.
2.1 Стимулирование развития жилищного строительства Данные социологических исследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 60% российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32% семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. До осени 2008 года даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышал предложение жилья на рынке, что приводило к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансировалась непосредственно за счет средств населения, слабо развивалось кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Начиная с осени 2008 года, в результате мирового финансового кризиса, который затронул и российский рынок жилья, ситуация кардинально изменилась. Предложение жилья стало превышать спрос населения, который сократился как в результате снижения доходов населения и объемов ипотечного кредитования, так и в результате увеличения объема отложенного спроса населения в ожидании снижения цен на жилье. Поддержка и стимулирование спроса населения на жилье стали особенно актуальны. Если до кризиса стояла задача обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения, то в новой ситуации встала задача стимулирования спроса населения на жилье и стабилизации цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне с целью недопущения существенного падения объемов жилищного строительства. Существенным препятствием развития жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурами, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства. Принятые федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности: Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней. В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
2.2 Обеспечение жильем молодых семей
Для городского округа Кохма в настоящее время актуально не только увеличение рождаемости населения, но и проблема закрепления кадров молодых специалистов в учреждениях социальной сферы (в учреждениях здравоохранения, образования, культуры). Стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений социальной сферы. Реализация мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2006 - 2010 годах демонстрирует ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы. В течение пяти лет (2006 - 2010 годы) в рамках указанной подпрограммы улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств бюджетов всех уровней, 42 молодых семьи городского округа Кохма. В 2006 - 2010 годах на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета было привлечено 7014,065 тыс. рублей, из средств бюджета Ивановской области - 7130,033 тыс. рублей и направлено из средств бюджета городского округа Кохма 3010,257 тыс. рублей. Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ивановской области по состоянию на 01.01.2009 в городском округе Кохма постоянно проживало 28,5 тыс. человек, из них более 7,0 тысяч молодых людей в возрасте 14-30 лет, из них 5,9 тысячи - в возрасте 18-30 лет. В Кохомском городском филиале комитета Ивановской области ЗАГС в 2009 году было зарегистрировано 499 браков, из них 268 браков среди лиц до 30 лет. По состоянию на 1 сентября 2010 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городском округе Кохма состоит 67 молодых семей, из них изъявили желание участвовать в подпрограмме порядка 60 молодых семей. Результаты социального опроса, проведенного комитетом по культуре и делам молодежи администрации городского округа Кохма среди молодых людей, работающих на предприятиях и в организациях городского округа Кохма, подтверждают актуальность проблемы обеспечения жильем молодых семей. Например, только 11% опрошенных молодых специалистов имеют свою отдельную квартиру. Большинство (94%) респондентов ответили, что жилищная ситуация влияет на их планы рождения ребенка. Практически столько же людей (90%) считают, что помощь молодым семьям в покупке (строительстве) жилья со стороны органов местного самоуправления является необходимой. Успешная реализация данной подпрограммы позволит решить демографическую проблему и проблему закрепления кадров молодых специалистов на предприятиях и в организациях городского округа Кохма.
2.3 Поддержка платежеспособного спроса на жилье
В результате бесплатной приватизации сформировался и быстро развивается рынок вторичного жилья. В то же время сократилось бюджетное финансирование жилищного строительства, что в условиях недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на вновь построенное жилье, а также отсутствия кредитов на строительство и приобретение жилья привело к сокращению объемов жилищного строительства и значительному снижению объема бесплатно предоставляемого социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий. Одним из эффективных способов решения жилищных проблем, как показывают практика последних лет, постоянно расширяющийся спектр банковских услуг и продуктов в данной сфере, является ипотечное жилищное кредитование. В целях обеспечения доступности получения ипотечных жилищных кредитов для населения области постановлением главы администрации городского округа Кохма Ивановской области от 17.09.2009 N 682 была утверждена подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2009 - 2011 годы. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления безвозвратной и безвозмездной субсидии для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья. Тем не менее значительная часть населения, прежде всего со средними доходами, остается практически не вовлеченной в процесс улучшения жилищных условий с использованием схем ипотечного кредитования. Среднестатистическая российская семья имеет определенный объем сбережений в виде денежных средств или жилья, полученного в результате приватизации, других активов, а также ежемесячный доход, который она получает и предполагает получать в течение длительного времени. Причем провозглашаемая стабильность экономического развития страны, политика государства, направленная на увеличение валового национального продукта, рост реальных доходов населения и снижение процентной ставки по предоставляемым ипотечным жилищным кредитам, создает благоприятные условия для формирования на областном уровне системы мер государственной поддержки для участия в банковских программах ипотечного жилищного кредитования тех категорий граждан, которые имеют постоянную гарантированную работу и перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации.
2.4. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем. Одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета посредством института государственных жилищных сертификатов. На территории городского округа Кохма проживают граждане, обязательства по обеспечению жильем которых должен выполнить федеральный центр. В сводных списках граждан, изъявивших желание получить в ближайшей перспективе социальную выплату на приобретение жилья, на начало 2010 года состоит 9 человек. На II этапе реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, механизм жилищного обеспечения реализовывался в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». За период с 2006 по 2010 год в рамках подпрограммы предоставлялись государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья следующим категориям граждан: - гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам - по состоянию на 1 января 2006 года на учете состояло 4 человека, 2 из которых обеспечены жильем, что составляет 50% от общей потребности; - гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшим в результате этих аварий, и приравненным к ним лицам - по состоянию на 1 января 2006 года на учете состоял 1 человек, который обеспечен жильем, что составляет 100% от общей потребности; - гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, - по состоянию на 1 января 2006 года на учете состояло 5 человека, 1 из которых обеспечен жильем, что составляет 20% от общей потребности; - гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - по состоянию на 1 января 2006 года на учете состояло 2 человека, которые до настоящего времени не обеспечены жильем.
2.5. Повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации, Ивановской области и, соответственно, городского округа Кохма является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения. Теплоснабжение объектов городской инфраструктуры осуществляется от различных источников тепловой энергии, имеющих различные тарифы на ее отпуск. Тарифы мелких котельных существенно превышают тариф основного поставщика тепловой энергии – Ивановского филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6». Очевидно, что перевод теплоснабжения потребителей необходимо осуществлять на наиболее дешевые источники тепловой энергии, а где это возможно, использовать встроенные, еще более экономичные источники тепловой энергии. Системы водоснабжения и водоотведения состоят из отдельных локальных сетей, что не позволяет осуществлять взаимное резервирование. В процессе развития города строительство новых участков сетей производилось без гидравлических расчетов ранее построенных участков. На значительную часть систем отсутствует техническая документация. Система водоснабжения состоит из большого количества скважин с малым дебетом, что приводит к высокой стоимости добычи питьевой воды. Часть источников водоснабжения и теплоснабжения находится в собственности ранее градообразующих предприятий, что также является причиной высокого тарифа. Таким образом, существующие системы водоснабжения и водоотведения не позволяют обеспечить жителям города комфортного проживания, сдерживают новое строительство, снижают инвестиционную привлекательность города. Зависимость от частных источников водоснабжения и теплоснабжения не позволяет эффективно сдерживать рост тарифов на эти виды услуг. Большая часть объектов коммунальной инфраструктуры была передана в муниципальную собственность от градообразующих текстильных предприятий в крайне неудовлетворительном состоянии. Из 354 многоквартирных домов городского округа 53 признаны аварийными. Жилищный фонд старой застройки имеет неопрятный внешний вид. Фасады, подъезды и балконные плиты давно не ремонтировались. Крыши жилых домов старой застройки обветшали, и участились обращения жителей по поводу протечек. Жилые дома современной застройки имеет плоские конструкции кровли с неорганизованным водостоком, что также требует повышенного внимания к состоянию мягкой кровли. В панельных домах участились случаи протечек через межпанельные швы. Все это создает дискомфортные условия проживания жителей городского округа. Существующие осветительные сети наружного освещения городского округа Кохма имеют большой физический износ, низкие светотехнические параметры. Значительная часть оборудования линий освещения нуждается в замене. На большей части сетей освещения отсутствуют приборы учета электрической энергии. Существующие схемы наружного освещения не привязаны к местности и не отражают изменений, произошедших в последние годы. Серьёзным недостатком наружного освещения городского округа Кохма является отсутствие освещения многих объектов – школьных и детских учреждений, внутридворовых территорий, некоторых улиц. Одной из основных причин износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов. По состоянию на 1 января 2010 года четыре предприятия осуществляют экономическую деятельность по предоставлению коммунальных услуг непосредственно населению. Из них одно (МУПП «Кохмабытсервис») имеет муниципальную форму собственности, или 25% от общего количества, и три предприятия являются частной собственностью, или 75% от общего количества предприятий. Уровень общего износа объектов коммунальной инфраструктуры городского округа Кохма превышает 60 процентов, что приводит к большому количеству аварий, устранение которых требует значительных трудовых ресурсов и финансовых затрат. Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения достигают в среднем 20% поданной в сеть воды. Существует дефицит в обеспечении населения городского округа Кохма питьевой водой нормативного качества. Загрязнение окружающей среды связано и с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Системы канализации нуждаются в реконструкции. Стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры. Отмечается несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям. Причинами наличия нерешенных проблем жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма являются: - высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость; - недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса; - слабое привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с одновременным реформированием управления жилищно-коммунальным комплексом. Общая потребность в средствах на реализацию подпрограммы не может быть обеспечена только за счет бюджетных ассигнований. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому одной из основных задач является формирование условий для реализации инвестиционных проектов и привлечения средств как бюджетных, так и внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они: - входят в число основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья; - носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра; - не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно; - носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства. Таким образом, необходимость разработки ДЦП обусловлена: - социально-экономической и политической остротой проблемы, особенно в условиях глобального экономического кризиса, определяющей необходимость привлечения для реализации ДЦП бюджетных ассигнований, а также средств внебюджетных источников; - необходимостью улучшения качества жизни населения городского округа Кохма посредством повышения доступности жилья для молодых семей, поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования; - необходимостью повышения качества содержания жилищного фонда и коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |