КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страшный суд
Между земной жизнью и блаженным воскресением во плоти есть такая маленькая, но неприятная деталь, как страшный суд. Чтобы понять что такое страшный суд достаточно посмотреть всего на несколько текстов, которые имеют к нему прямое отношение. Дело в том, что этот суд был настолько страшным, что в древности о нём вообще не говорилось и в ритуале он только упоминался, говорилось что он есть, что на нём присутствует Маат (правда), но никаких подробностей суда не было. Точно так же и в христианстве, все подробности в основном в апокалипсических текстах. Но Египет прожил столь долгую историю, и за это время происходили многие процессы, в том числе происходил и процесс обмирщения, и этому противополагается высокое духовное усилие к сохранению общества. Это приводит к тому, что многие вещи которые до этого не проговаривались начинают проговариваться, иначе люди отходят, у них искажается представление о вечном. И вот не в Текстах Пирамид и не в Текстах Саркофагов, а в Книге Мёртвых, которая формируется в Новом Царстве и указывает, что египетская традиция не окостенела и не была неприкасаемым каноном, а что она была живой и соотносилась с данным временем, рассказывается как происходил суд.
Умерший приходит в палату, которая называется «Палата Маат» и произносит слова обращённые к собственному сердцу (иб), не к богам, не к Осирису, которые присутствуют в палате, а в палате присутствуют 42 бога, которые следят чтобы умерший не совершил 42 уклонения от Маат, то есть 42 грехов. Почему же первое обращение именно к своему сердцу? Потому что взвешивается, судится именно сердце, которое есть волевой центр человека, тот центр который принимает решение, и от того какие он решения принимал, как он направлял свою силу (ба) от этого зависит будущая судьба человека. «О сердце (иб) моё, полученное мной от матери моей. О сердце (хати) моё, от всех состояний моих. Не становись обвинителем против меня, не выступай против меня на суде, не будь враждебным мне перед лицом хранителя весов. Ведь есть суть (ка), пребывающая в теле моём, защитник мой хранящий в целости все члены мои. Шествуй в счастливое место куда поспешаем мы. Не делай имя моё зловонным перед творцами человека. Не говори лжи обо мне в присутствии божьем. Воистину прекрасно то, что надлежит услышать тебе». То есть человек просит своё сердце быть правдивым уверенный в своей праведности, в том что он не совершал тех грехов, которые его уводят от правды. Следующее речение обращено уже к богу, к Осирису: «Слава Тебе великой Бог, владыка правды. Я пришёл к Тебе, о Господь мой, дабы принял Ты меня, дабы мог я услаждаться красотою Твоею, ибо я ведаю Тебя, я ведаю имя Твоё. И ведаю имена сорока двух богов, пребывающих с Тобою в этой палате правды». Пер Маат – это Дом Суда и Дом Страшного суда. Маат – «правда» - главная категория в Египте, это то что делает человека соответственным Богу. Стоит обратить внимание, что человек здесь ведает Бога, что тоже очень важно. Если человек в земной жизни не будет постоянно думать о Боге, жить в соответствии с волей Божьей, соизмерять себя с Богом, поучаться воле Божьей, то он не будет ведать Бога. А если человек ведает Бога, значит от соединён с Ним. Это 42 бога: «Ждут они творящих злое, ждут испить всю кровь их, в этот день испытания перед лицом добробытийного (Осирис)». Почему такая страшная картина, испить всю кровь? В этом есть свой богословский смысл. Бело в том, что кровь это дух (ба), божественная энергия, которая действует в человеке, если человек грешник и не действовал по воле Божьей, значит дух Божий в нём оказался незадействован, и поэтому эти 42 бога берут эту энергию назад, она уже больше не остаётся с человеком, и поэтому человек не остаётся жив, невредим и здрав как праведник. И в символической форме это выглядит как выпивание крови. «О двойник, владыка правды, сын певицы, вот имя Твоё». Двойники – это Сет и Осирис, поэтому он двойник Сета. Сын певицы – речь идёт о Нут, но этого предания мы не знаем. Но именно так произносится имя Осириса. «Се я пришёл к Тебе, я принёс Тебе правду, я отбросил ложь ради Тебя». Значит на суд умерший приносит правду Божию и он утверждает, что он отбросил ложь, которая так свойственна человеку ради Бога. Не просто он не врёт потому что не любит врать, не просто он не лжёт потому что так прилично, а он сделал это ради Бога. Он много раз хотел солгать, схитрить, но ради Бога он этого не сделал. И поэтому он может говорить то, что называется «отрицательной исповедью» - 42 позиции грехов, которые он не совершал. Но если он их совершал, то он не может стать Осирисом, он нарушитель Маат и обречён на погибель. Время исповеди это время на земле, то есть ты каешься, а на страшном суде ты исповедуешь свою безгрешность. Какая же это «отрицательная исповедь»? Что это за грехи? «Не творил я зла людям. Не наносил я ущерба имению моих близких. Не творил я неправды в суде. Не учил я ложному. Не делал я ничего подосудительного. Не требовал я превышения каждодневных работ положенных для меня. Не обращался я с жалобами к тем кто управлял работниками. Не думал я никогда пренебрежительно о Боге. Не отбирал я имущества у сироты. Не делал я ничего ненавидимого богами. Не клеветал я на слугу пред господином его. Я не был причиной боли. Я не был причиной голода. Я не был причиной слёз. Я не убивал. Я не повелевал убивать. Я не причинял никому страданий. Я не истощал продовольственные запасы храмов. Я не преломлял хлеба богов (имеется в виду не брал себе жертвоприношения предназначенные для богов). Я не присваивал себе пищу воскресших (то есть жертвоприношения умершим). Я не прелюбодействовал. Не входил я нечистым в святое место. Не уменьшал я объёмной меры. Не прибавлял и не убавлял я от действительного размера земельного участка. Не покушался я на поля принадлежащие другим. Не прибавлял я вес в гирях. Я не сбивал стрелку весов. Я не отнимал молоко от уст младенца. Я не лишал скот его пастбищ. Я не ловил птиц в урочищах богов. Я не ловил рыбу в водоёмах богов. Я не отводил воду когда она должна была свободно течь. Я не возводил плотин перед текущей водой. Я не гасил священного огня. Я не нарушал сроков жертвоприношений. Я не укрывал скот от приношений в божественную жертву. Я не препятствовал явлениям Бога (священнодействиям). Я чист, я чист, я чист, я чист. Я чист чистотою великого Феникса Гераклиополя, ибо вот я ноздри Бога, дарующего дыхание, дающего жизнь всякому человеку в тот день когда здраво око Ра в Гелиополе во второй месяц времени произрастания перед лицом божественного господина сей земли. Видел я это око Ра, когда здраво оно было в Иуну. И потому да не приблизится ко мне никакое зло в этой стране и в этой палате правды, ибо знаю я богов пребывающих в ней, имена спутников Бога великого». Дальше называются имена всех богов, и к каждому из них обращена просьба чтобы он не осудил того кто пришёл судиться. После чего произносится следующее: «Творил я то что считается правым в земле Египта. Не восставал я на Бога и нечего дурного не вышло из меня в отношении правящего царя. Се я пришёл к вам и нет неправды во мне, нет преступления во мне, нет зла во мне, и никто из вас не обличил меня, ибо ничего не сотворил я против кого-либо из вас. Я жил правдой, я алкал и жаждал правды. Всё что делал я одобрялось людьми и было приятно богам. Возносил я подношения приятные Богу: давал я хлеб голодному, воду жаждущему, одежды нагому, лодку не имеющему её. Давал я полагающиеся подношения богам и поминал воскресших. Спасите меня, защитите меня, не свидетельствуйте против меня в его (Осириса) присутствии, ибо чисты уста мои и чисты руки мои, ибо слышал я великое слово, которое первенец из умерших сказал Ра в доме того чьи уста отверсты. Я пришёл сюда дабы свидетельствовать о правде и дабы должным образом уравновесились весы этой земли молчания». И дальше говорят боги: «Глаголет Тот, судья правды великой девятирицы в присутствии Осириса: «Внемлите этому слову истинной правы. Испытал я сердце этого умершего Хенуфера, и сила (ба) его предстоит ка свидетель за него. Праведными явились дела его на великом испытании, и не обретено в нём никакого порока. Не умалял он приношения в храм, не разрушал он соделаного, не произносил он лживых речей, когда пребывал на земле». Тут мы видим суд, скорее всего и земной суд происходил таким же образом. И отвечает Тоту великая девятирица: «Глаголет великая девятирица Тоту Гермопольскому: «Истинны это слова твои, честен правогласный Осирис-Хунефер. (впервые он здесь назван Осирисом, то есть уже происходит оправдание) Нет в нём порока, никто не обвинил его перед нами, не попущена Амамат (страшное чудовище, которое сидит около весов, это бегемотица беременная преисподней, которая пожирает души грешников) обрести власть над ним. Да будут даны ему приношения, которые даются пред ликом Осириса (то есть приношения, которые даются Осирису теперь будут даваться ему), да будет дана ему земля на поле приношений как даётся она спутникам Гора (тем кто идут рядом с вышним)». И тогда говорит сам Гор: «Глаголет Гор, сын Исиды: «Я пришёл к тебе, о благой (Осирис), я привёл Хунефера этого к тебе. Правдиво сердце его взвешенное на весах, не соделал он никакого греха ни перед одним из богов, ни перед одной из богинь. Тот начертал приговор ему и огласил его пред девятирицей, и великая Маат свидетель тому. Да будут даны ему хлеб и пиво, которые даются пред ликом Осириса, и да пребудет он вечно среди спутников Гора». И наконец вновь говорит умерший своё третье и последнее слово: «Глаголет Хунефер сей: «Вот, я пред лицом твоим, о владыка запада. Нет злых дел в теле моём, никогда не говорил я с умыслом произнести ложь. Нет обвинений против меня. Даруй мне быть среди избранных твоих, пребывающих близ тебя, о Осирис. Да будет обретена мною милость пред Богом благим, да буду любим я владыкой обеих миров. Я Хунефер правогласный пред Осирисом». Этот образ «(имя человека) правогласный» - это образ того кто не лжёт, а говорит правду и не осуждается. И в результате выносится окончательное решение. «Ступай, се возвещено о тебе Осирису. Отныне хлеб твой святое око сие, отныне пиво твоё святое око сие. Отныне всё что будет выходить на голос (то есть приноситься в жертву) для тебя на земле святое око сие».
Таким образом мы видим, что на суде самое главное это правда – Маат. Если одним словом определить как надо жить человеку – надо жить по Правде. В этом и есть вся суть человеческой жизни и суть победы над смертью, так побеждается смерть. В намного более древнем чем Книга Мёртвых Поучении Мари-Кара об этом же самом, только уже не в форме ритуального текста, а в форме поучения отца сыну, говорится следующим образом: «Привлекай людей к себе добронравием своим. Жалок тот кто желает земли соседа своего. Глуп домогающийся чужих имений. Проходит жизнь на земле, не длится она долго. Счастлив тот кого поминают добром. Не принесут большой пользы и миллионы подданных владыке двух стран (царю). Есть ли человек живущий вечно на земле? Даже идущий об руку с Осирисом (то есть праведник) умирает, как и сластолюбец пекущийся только об удовольствиях своих. Твори правду и будешь долголетен на земле, утешай плачущих, не притесняй вдову, не лишай человека наследства полученного от отца его, не уменьшай владений сановников твоих, остерегайся наказывать несправедливо, не убивай не полезное для тебя, наказывай лучше битьём и тюрьмой. Ибо шествует сила (ба) твоя в место известное ей (в палату загробного суда). И не уклонится она от пути прошлого (не сможет избежать всех дел которые она делала на земле). А потому достойным соделай обиталище твоё на западе (образ некрополя, кладбища и гробницы, но незыблемым оно должно быть не внешне), незыблемым пребывание твоё под Богом творением добра и справедливости, ибо нет иного упования для человека. Приятнее Богу хлебное приношение от праведника, нежели бык от грешника. Трудись для Бога и он потрудится для тебя. Приношениями трудись ему, наполняющими алтарь, иссечением знаков, возглашающих имя твоё. Не забывает Бог того кто трудится для Него».
Итак корнем и в поучении и в самом ритуале является творение правды, то что называется этическим принципом. Но для египтянина правда была не чем-то отвлечённым, а самой сутью Бога, и поэтому тот кто творит правду становится единосущен Ему, а тот не творит правду единосущным ему не становится, а значит и не обретает вечности. И этот принцип наверно так же древен как и человечество. Но в какой-то момент человечество понимает, что трудно творить правду. И то что произошло в конкретный исторический момент в Израиле, когда еврейский народ попросил у Самуила царя как у других народов, так же точно произошло и с египетским народом и со многими другими. То есть в какой-то момент люди сказали, что нам тяжело самим соблюдать всё это. Но мы выделим из своей среды праведного человека, который бы был образом твоим по преимуществу, который бы исполнял всё что надо по принципу Маат, а мы будучи послушны царю и исполняя волю его, постольку поскольку это воля праведная, поэтому мы будем спасаться исполняя его волю. Этот образ мы можем реконструировать только гипотетически, потому что письменность приходит только тогда, когда уже есть царственность.
Что такое царь мы можем понять именно благодаря древним египетским текстам. Хотя здесь много путаницы, которая проистекает по нескольким причинам. Во-первых, мы сами воспринимаем царя в Древнем Египте как что-то отличное от всех остальных людей. Очень многие учёные говорили, что царь был богом, а народ подданными которые были совершенно не подобны царю. «Боги поднимаются на небе, а люди уходят в землю». Таким образом все подданные уходят в землю и только цари поднимаются на небо. Во-вторых, в заупокойном ритуале каждый обретает царственные качества, что вводит учёных в непонимание. Но это от того, что они забывают, что царь земной это образ Царя Небесного, а Царь Небесный был известен человеку с самого начала. Это Аристотель предложил мнение, что единобожие на небе это проекция царя на земле, когда возникает монархия тогда возникает и монотеизм. Но в действительности всё наоборот, в какой-то момент монотеизм небесный проецируется единым царём на землю, и проецируется именно потому, что люди ощущают, что иначе им сложно, каждому сложно быть богом, каждому сложно быть царём. И возникает институт царственности, который предполагает две вещи. Во-первых, что один единственный человек, являясь отражением Бога-Творца, а в Египте Гором, за всех исполняет всё, а всем надо исполнять его волю, и тогда он их спасает как часть своей плоти. То есть надо быть не только частью плоти невидимого Бога, но быть также и частью плоти видимого царя, но плоти не физической, а плоти волевой, то есть быть продолжением царской энергии, продолжением царской деятельности. Поэтому титулы написание в гробницах говорят о том, что этот человек был продолжением царской энергии.
Царь же должен быть совершенен. Уже с доисторического времени, когда ещё надписей не было, то есть это 3200 лет до Р. Х. уже около знака царя изображается сокол, то есть Гор. Царь по определению Гор, это самое главное его качество. Царь – это «Воплощённый Гор». Потому что для египетского представления самое главное это не управление здесь на земле, а спасение в вечности, и поскольку Гор даёт око своё Осирису, то есть умершему, поэтому главная функция царя это функция воскрешения мёртвых. Естественно царь воскресит того кто был его верным подданным.
С первой же династии знаком царя и частью титула является категория золота. Золото имеет два важных качества, это сияние и неспособность к окисление. И золото является знаком плоти, плоть царя золотая. Поэтому это образ нетления плоти, знак божественного, вечного, неразрушимого. Царь так же именуется нечер – бог, причём на престоле он именуется богом благим – нечер нефер, как именуется Гор, а умерший царь именуется нечер аа – бог великой. Царь именуется «владыкой творения вещей» - это не творец мира, это совершитель священнодействия, истинная вещь это священнодействие. И царь в Египте является единственным совершителем всех священнодействий, поэтому жрецы совершавшие священнодействия совершали их от его имени, именем царя. «Приносит царь это жертвы такому-то умершему», - это постоянно написано в гробничных формулах. «Он есть бог, деяниями которого всё существует, отец и мать, единственный, нет подобного ему» говорится о многих царях. «Я бог, который повелевает и свершает, слова мои неразрушимы суть», - говорит один египетский царь. «Бог великий, великой могуществом, владыка корон миллионов царей». Миллионы царей это не правители соседних областей, а это все люди. Каждый человек в некотором смысле царь, которым он должен стать после смерти, и поэтому земной царь их владыка, он относится к ним как к сонаследникам вечности. Так же как каждый должен стать Осирисом, так же каждый должен стать и царём. Царь является владыкой неба и земли. Он владыка не земле, чтобы те кем он владычествует на земле были на небе. Он является сутью Ра, являющейся в славе, «навечно одарённый жизнью и красотой».
У подданных написано о царях при которых они жили. В гробнице Уна написано о царе Меренре: «Царь Меренра, живущий вечно, великий, превознесённый и могущественный более чем любой бог, всё совершается в соответствии с повелениями сделанными его божественными ка».
Итак мы видим, что царь превознесён очень высоко, но в то же время в царе присутствует не только ка бога, но и ка человека, ка его отца. Царь имеет две природы, божественную и человеческую. И это не отличает его от других людей, но царь должен с особым вниманием свою человеческую природу ставить на службу своей природе божественной. Это присутствует и в каждодневном царском ритуале. Каждый день начинается с того, что когда царь встаёт он совершает земной поклон и целует землю, и после этого ему подносится статуэтка, и он произносит клятву, что этот день он будет служить Маат. Исследую коронационный ритуал мы можем видеть, что коронация делает обычного человека, избранного Богом, божественным существом. Весь чин коронационного ритуала делает обычного человека тем божественным Гором, который и может управлять народом Египта, но при этом он остаётся и самим собой. Египтяне никогда не сомневались, что в царе присутствует две природы. Если его божественная природа нисходит на него свыше в момент коронационного священнодействия, это явление божественного в царя, то его человеческая природа сохраняется на всё время его земной жизни.
По сообщению Диодора на 72 (последний) день погребального царского ритуала, когда мумия уже положена в гробницу, но она ещё не замурована и должны совершаться последние священнодействия, происходит необычная вещь. На этот день к царской гробнице может подойти любой египтянин и объявить всё то зло, которое совершил при жизни этот царь. В это время священнослужители произносят вещи которые царь совершил достойно, восхваляют царя, но каждый человек может высказать своё понимание греха царя. Если этих людей соберётся очень много, то заупокойный ритуал прекращается, и царя хоронят не как царя. Предполагается, что царь он слуга народа, он должен хранить Маат, если он не хранит Маат, если он сам нарушает законы праведности, то тогда он осуждается как обычный человек. Царь является ответчиком за свои дела, ему даются исключительные силы, но с него за них и спрашивается исключительно.
В своей чистоте царский ритуал и вообще понимание царя существовали в Египте и на всём Переднем Востоке очень не долго, к концу третьего тысячелетия происходит слом, революция, которая привела и к уничтожению царских останков, когда мумии царей сжигались, что было особенно страшно для египтян, из-за идеи нетления тела. Взрыв негодования заключался в том, что цари перестали быть царями по сути, наслаждаясь царским величием они не хранили правду. И поэтому они не достойны вечности, народ совершил над ними суд. Когда народ восстановил царский институт, то восстановил его по виду как древний сотериологический институт, а фактически как институт уже только для управления государством здесь на земле. Хотя формулы, что царь хранитель Маат не отменялись. Но тем не менее каждый человек начинает опять стремиться сам делать своё спасение, сам становиться царём вечности, уверенности в том, что царь тебя спасёт уже нет.
Таким образом египтяне ввели в мир два понятия, которые возможно были и до них, но были зафиксированы ими, это Страшный Суд и царь как тот кто спасет. Страшный Суд остался навсегда, а царь остался уже как идеология, а не как реальный объект веры. Однако идея царя держалась крепко. И в Египте возникает следующее представление, что надёжна только такая жизнь, когда человек надеется непосредственно на Осириса, не на земного царя. Когда же человек надеется на земного царя и ставит право земного царя выше Осириса, то тогда он может спастись только при одном условии, если царь праведен, а если царь не праведен, то спастись не получится. Весь смысл царской власти в том, что царь за всех приносит жертву как единственный истинный Гор, но при этом каждый человек приносит жертву за своих предков, и каждый может рассчитывать что его сын или жрец будет приносить жертву за него. То есть египетская религия персонализируется после Первого переходного периода и чем дальше тем больше. И таким образом царь становится вождём политическим и военным, но перестаёт фактически быть спасителем своего народа. Если посмотреть даже исторически, то в Древнем Царстве царь не был военачальником, он вообще не выходил за пределы Египта. Уже в Среднем Царстве царь является военачальником, и в Новом Царстве это развивается ещё больше.
То есть в Египте происходит постепенная секуляризация царя, но она происходит не потому что происходит секуляризация общества, а потому что священная сотериологическая функция возвращается к обычному человеку, хотя полностью этого не происходит, соприсутствует и то и другое.
И в Египте был единственный момент когда царь воспротивился этому процессу и объявил себя единственным спасителем всех, это был Эхнатон или Аменхотеп IV, который запретил почитание вообще всех богов, чтобы люди не мечтали через них обрести спасение, а почитали только его. И солнце, которое привыкли почитать образом Божьим, он объявил своим образом, солнце было уже не образом Амона-Ра, а солнце было диском (атон), который был космической иконой его божественности. И поэтому в гробницах было запрещено упоминать имя Осириса, имя Гора, можно было упоминать только имя царя. Это привело к изменению художественного канона. Если до этого и после этого царя изображали в виде Гора или в виде Осириса, то есть в божественном совершенном виде, но при этом с личными чертами, то при Эхнатоне стали изображать людей такими какие они были на самом деле, не совершенными. Это происходит потому что тот земной облик какой имел Эхнатон или любой другой это и есть его совершенный облик, поэтому любая идеализация недопустима. Это закончилось тем, что при Тутанхамоне отменили почитание Атона, и вскоре Эхнатона объявили врагом Бога, он был проклят. Но при Эхнатоне тех кто не подчинялся сжигали как еретиков.
Таким образом, важнейший принцип спасения ненадолго оказался связан с царством. Царственность осталась, но принцип от неё отошёл, опять он лёг на человека. Но человек ощущал, что хотя царь не особенно спасает, что падшесть человеческая в царе проявляется вполне, и поэтому на царя надеяться не стоит, но и на себя надеяться не особенно стоит. И поэтому Египет замирает в ожидании. Как же быть? Где найти такого царя, который действительно будет совершенен? Который действительно будет сыном Божьим? Но Христос это царь уже не от мира сего, и в этом принципиальное отличие Древнего Египта и новозаветной проповеди. То что египтяне считали воплощающимся во времени, то в христианстве считают явившимся в вечности. И совершенно не случайно, если в Египте летоисчисление велось по именам царей, каждый царь заново начинал бытие, то для христиан летоисчисление началось с дня воплощения Христа и ведётся до сих пор, показывая, что истинным царём для христиан являются не цари земные, а истинным царём является только Христос. То есть в отличие от египтян христиане являются подданными вечного царя, того царя который своей земной жизнью показал полное соответствие Маат. Но тем не менее этот образ совершенного царя, спасающего своих верных подданных как часть своей плоти, этот образ оказался в Египте совершенно понятным и близким. Поэтому египтяне первыми приняли Христа, и первой христианизированной страной стал Египет. Египтяне узнали Христа ибо ждали Его. Они узнали в этих иудейских формах того царя, которым являлся Гор, спаситель своего отца. Каждый египтянин мыслил себя Осирисом, смерть победила его, и явился его сын, который спас всё человечество. Именно в том что Египет первым стал христианским, именно в этом и есть знамение того, что египетская религия подводила вплотную к христианству.
^ ВОПРОСЫ
по курсу истории религий
НА ЭКЗАМЕНЕ/ЗАЧЕТЕ летней сессии 2007г.
1. Религиозные причины возникновения государства.
2. Религиозные причины возникновения письменности.
3. Историко-культурные этапы складывания Египетского общества. Тексты.
4. Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов.
5. Понятие «нечер» в Египетской религии.
6. Солнечный образ Бога в Египте. Ра, Атум, Хепри.
7. Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл.
8. Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.
9. Космогонические представления в системе религиозной традиции.
10. Категория «Нун» в египетской религии.
11. Гермопольская восьмерица.
12. Птах. Поднимающаяся земля.
13.Мемфисская модель творения.
14. Категории «ка» и «хемсут».
15. Свобода воли и предопределение в египетском богословии.
16. Смысл божественного упокоения после творения мира в Египте.
17. Сакральная топография в Египте. Верхняя и Нижняя страна. Царь.
18. Девятерица Иуну. Атум.
19. Начало Творения. Переход от небытия к бытию. Шу и Тефнут.
20. Геб и Нут. Земля и Небо.
21. Осирис и Осирическое предание. Исида и Нефтида.
22. Сет. Понимание смерти и зла в Египте.
23. Гор. Два образа Гора. Поединок Гора и Сета. Око Гора.
24. Мин-Амон. Телец Своей Матери. Мин-Пан.
25. Воскресение Осириса. Осирис - владыка Правды. Осирис имярек.
26. Суд Осириса.
27. Сотериалогический смысл Девятерицы Иуну. Девять луков.
28. Человек. Его происхождение в египетских представлениях.
29. Человек - образ Божий.
30. Ка.
31. Ба.
32. Категория «Ах» как сотериологическая цель.
33. Категория имени в Египте.
34. Древнеегипетская эсхатология. Посмертный путь человека.
35. Представления о конце мира. Временное и вечное.
36. Древнеегипетская этика - религиозные основания. Маат.
37. Роль царя в Египте. Происхождение монархии (религиозный аспект).
38. Отличия в египетской и месопотамской культурах.
39. Представления о божественном в Месопотамии.
40. Месопотамский пантеон. Поколения богов.
41. Монотеизм и политеизм в религии Месопотамии.
42.Бог хранитель в Месопотамии. Духовный состав человека.
43. Инанна - Иштар в месопотамской религии.
44. Роль царя в месопотамской религии, изменение этой роли.
45. Особенности месопотамского космогенеза. Шумер и Вавилон.
46. Представления о происхождении и судьбе человека в Месопотамии.
47. Месопотамская сотериология. Роль Таммуза - Думузи.
48. Священный брак в Месопотамии.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |